Пояснительная записка к Федеральному закону N 98800417-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к Федеральному закону N 98800417-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"


Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вступил в силу 30 сентября 1997 года. Он заместил предыдущую редакцию этого закона и значительно более четко регламентировал процедуры, связанные с подготовкой и проведением выборов, реализовал конституционное право Российской Федерации по "регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина". Закон был весьма тщательно проработан в Государственной Думе и в основном отвечает возлагавшимся на него задачам.

Вместе с тем практика применения закона, приведения в соответствие с ним избирательного законодательства субъектов Российской Федерации, а также осуществляемая в настоящее время подготовка новых редакций других федеральных избирательных законов вскрыли некоторые пробелы и неточности в принятом законе, восполнить и исправить которые предназначен предлагаемый законопроект.

Разработчики законопроекта исходили из того, что изменения, вносимые в закон на данном этапе, когда его действие проявилось не в полной мере, должны быть минимальны и касаться только тех положений, где они абсолютно необходимы.

В этот закон предлагается внести следующие основные изменения.

1. Уточнены условия, при которых общественное объединение является политическим общественным объединениям (политическая партией, политическая организацией, политическое движением), а также условия при которых последнее получает права избирательного объединения: указано, что не позднее чем за один год до дня голосования должен быть зарегистрирован не вообще его действующий устав (как сказано в принятом законе), а устав либо изменения и дополнения в нем, содержащие определение основных целей объединения, которое отвечает требованиям закона в части придания общественному объединению статуса политического (статьи 2 и 7.1). Тем самым устраняется неясность в действующей редакции закона: один раз приведя свой устав в соответствие с требованиями закона, политическое общественное объединение может вносить впоследствии иные коррективы в свой устав, не рискуя тем, что со времени таких внесений начинается новый отсчет времени. Кроме того, оговорено, что данная норма не применяется при проведении выборов, назначенных до 1 июля 1999 г., а до этого действует прежнее определение избирательного объединения, соответствующее редакции закона, принятого в 1994 году (статья 66).

2. Для пресечения злоупотреблений и нарушений, получивших заметное распространение при проведении некоторых выборов в последнее время, введены положения, требующие четкой и оперативной реакции избирательных комиссий и правоохранительных органов на заявления и сообщения о нарушениях закона (статьи 21, 26, 27).

3. Более четко определен порядок проверки подписей избирателей в поддержку кандидатов и списков кандидатов: установлено, что кандидату, избирательному объединению должно предоставляться право представлять в избирательные комиссии сверх требуемого законом количества подписей избыток подписей не менее (а не более, как в действующем законе) 15 процентов от этого числа; установлен минимум проверяемого массива подписей (в случае выборочной проверки), верхние и нижние границы числа отбракованных подписей, при которых избирательная комиссия отказывает в регистрации (статья 32). Это, с одной стороны, позволяет сделать процедуру проверки подписей более эффективной, а с другой - защищает права кандидатов и избирательных объединений от возможности предвзятого подхода.

4. Внесены изменения в регулирование условий доступа кандидатов и избирательных объединений к средствам массовой информации: понятие средств массовой информации уточнено в соответствии с терминологией закона "О средствах массовой информации"; дополнительные обязательства по публикации агитационных материалов возлагаются на те телерадиокомпании и периодические печатные издания, которые пользуются значительным государственным (муниципальным) финансированием и/или учреждены государственными и муниципальными органами (статья 39).

5. Уточнено, что в ряде случаев (избирательные бюллетени, агитационные материалы) указывается не адрес, а лишь место жительства (статьи 43,51).

6. Предусмотрено, что федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации могут альтернативно решать вопрос об участии в голосовании граждан, которые в день голосования будут находиться вне своего постоянного места жительства: посредством досрочного голосования или открепительных удостоверений. Включено положение, по которому избиратель, голосующий досрочно, должен подать заявление, в котором необходимо указать уважительную причину досрочного голосования (статья 53).

7. Внесены дополнения и уточнения в организацию подсчета поданных голосов (статья 56). В частности, проработан порядок работы участковых избирательных комиссий со списками избирателей, предшествующей непосредственному подсчету голосов избирателей по бюллетеням: тем самым перекрывается одна из возможностей "корректировки" итогов голосования путем вбрасывания фальшивых бюллетеней за счет неявившихся избирателей.

8. Введена норма, согласно которой кандидат, победивший на выборах, не может получить удостоверения об избрании до тех пор, пока он не сложил полномочий, несовместимых со статусом депутата, а в случае повторных выборов по вине кандидата, не сложившего указанных полномочий, он должен возместить бюджетные расходы по проведению таких выборов (статья 58).

Законопроект подготовлен группой депутатов и экспертов Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, Комитета по информационной политике и связи, а также представителей Министерства юстиции Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.