Проект федерального закона N 97802108-2 "О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия" (внесен депутатами ГД С. С. Сулакшиным. В. У. Корниенко) (не действует)

Проект федерального закона
"О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия"

 

 Досье на проект федерального закона

 

 См. обоснования необходимости принятия проекта
     справка о состоянии законодательства

 

  Глава I.    Общие положения
  Глава II.   Полномочия  Президента Российской  Федерации,  федеральных
              органов  государственной  власти,  органов государственной
              власти субъектов Российской Федерации и  органов  местного
              самоуправления в области ядерного оружия
  Глава III.  Государственное управление и регулирование деятельности в
              области обеспечения безопасности ядерного оружия
  Глава IV.   Функции   организаций,  осуществляющих   деятельность   по
              созданию,    эксплуатации,    ликвидации   и   обеспечению
              безопасности ядерного оружия
  Глава V.    Размещение, функционирование и ликвидация ядерных
              оружейных объектов
  Глава VI.   Регулирование отношений при инцидентах с ядерным оружием и
              на ядерных оружейных объектах
  Глава VII.  Ответственность организаций, должностных лиц, персонала и
              граждан
  Глава VIII. Социальная защита граждан при осуществлении деятельности
              в области ядерного оружия
  Глава IX.   Международное сотрудничество
  Глава X.    Заключительные положения

 

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы и принципы государственного регулирования деятельности при заказе, разработке, производстве, испытаниях. эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия, социальной защиты граждан при осуществлении этой деятельности, ответственность за причиненный вред и правонарушения в регулируемой области.

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Основные термины и определения, применяемые в настоящем Федеральном законе

 

Ядерное оружие - ядерные заряды, ядерные боеприпасы, а также оснащенные ими носители ядерных боеприпасов, комплексы ядерного оружия и носители ядерного оружия.

Ядерный заряд - устройство, предназначенное для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва).

Ядерное взрывное устройство - устройство, содержащее ядерный заряд, предназначенное для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии и использования ее в промышленных целях.

Ядерные боеприпасы - боеприпасы, содержащие ядерные заряды.

Носитель ядерных боеприпасов - средство доставки ядерных боеприпасов от места применения ядерного оружия к цели.

Комплекс ядерного оружия - совокупность функционально связанных технических средств для обеспечения санкционированного применения, пуска, сброса, выстрела ядерных боеприпасов, носителей ядерных боеприпасов.

Носитель ядерного оружия - средство размещения и доставки ядерных боеприпасов, носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия к месту их применения.

Обеспечение безопасности ядерного оружия - комплекс мероприятий, направленных на снижение опасности ядерного оружия на всех этапах его жизненного цикла до уровня, определяемого федеральными нормами.

Ядерный оружейный объект - выделенная территория, акватория, сооружение, стационарное или подвижное средство, на которых осуществляются разработка ядерных зарядов, ядерные испытания, проходит жизненный цикл ядерною оружия, требующие особого режима безопасною функционирования ядерного оружейного объекта, обеспечения безопасности, физической защиты и защиты информации о ядерном оружии.

Составная часть ядерного заряда - элемент, содержащий ядерные и (или) специальные материалы.

Жизненный цикл ядерного оружия - совокупность взаимосвязанных этапов от начала изготовления составных частей ядерного заряда, содержащих ядерные и (или) специальные материалы, сборки ядерного оружия до боевого применения, ядерного испытания или ликвидации ядерного оружия.

Ядерные испытания, испытания ядерного оружия - санкционированные ядерные взрывы для экспериментального определения или подтверждения характеристик ядерного оружия (ядерного взрывного устройства), а также для изучения процессов, протекающих при ядерных взрывах.

Испытания образцов ядерного оружия - экспериментальное определение характеристик образцов ядерного оружия с использованием имитаторов ядерных зарядов, не содержащих ядерных и специальных материалов, в целях установления их соответствия федеральным нормам.

Создание ядерного оружия - комплекс работ, включающий исследования, заказ, разработку, испытание и производство ядерного оружия.

Эксплуатация ядерного оружия - этап жизненного цикла ядерного оружия с момента приема ядерных боеприпасов организацией, осуществляющей эксплуатацию ядерного оружия, от организации, осуществляющей производство ядерных боеприпасов, до боевого применения ядерною оружия или передачи ядерных боеприпасов в организацию, осуществляющую производство ядерных боеприпасов, включающий техническое обслуживание, хранение, транспортирование, подготовку к боевому применению и пребывание на боевом дежурстве.

Государственная система обеспечения безопасности ядерного оружия - система, предназначенная для комплексного решения проблем обеспечения безопасности и нераспространения ядерного оружия, предупреждения и ликвидации последствий аварий и других инцидентов с ядерным оружием при создании, эксплуатации и ликвидации ядерного оружия.

Физическая защита ядерного оружия - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сохранности ядерного оружия, его составных частей, а также на предотвращение несанкционированного доступа к ядерному оружию и несанкционированного воздействия на него.

Защита информации о ядерном оружии - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение утечки сведений о ядерном оружии, составляющих государственную тайну, и несанкционированного доступа к ним.

Ликвидация ядерного оружия - комплекс работ по разборке, санкционированному уничтожению и (или) захоронению ядерною оружия и утилизации его составных частей.

Инцидент с ядерным оружием - событие, связанное с аварией, утратой. несанкционированным применением и несанкционированными действиями с ядерным оружием, актами ядерного терроризма, приводящее или могущее привести к значительному материальному ущербу, человеческим жертвам, нарушению жизнедеятельности государства или его регионов.

Авария с ядерным оружием - событие, наступающее в результате повреждения, неисправности ядерного оружия, нерегламентированных воздействий на ядерное оружие, приводящее или могущее привести к причинению вреда вследствие радиоактивного загрязнения к других поражающих факторов, вызванных разрушением, взрывом или сгоранием ядерных боеприпасов.

Несанкционированное действие с ядерным оружием - ошибочное или преднамеренное действие, не регламентированное документацией или осуществляемое без разрешения на его проведение.

Несанкционированное применение ядерного оружия - применение ядерного оружия без разрешения, порядок выдачи которого определяется законодательством Российской Федерации.

Ядерный терроризм - совершение действий в отношении ядерного оружия, ядерных оружейных объектов, ядерных и специальных материалов, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий.

Особый режим безопасного функционирования стационарного ядерного оружейного объекта - комплекс мер, включающий установление охраняемых зон, запрещение на полеты летательных аппаратов над территорией ядерного оружейного объекта.

Охраняемая зона - территория, постоянно находящаяся под охраной и наблюдением, доступ на которую ограничен.

Санитарно-защитная зона - территория вокруг стационарного ядерного оружейного объекта, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного ядерного оружейного объекта может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль.

Зона наблюдения - территория, окружающая санитарно-защитную зону, на которой проводится радиационный контроль.

Зона с регулируемым посещением иностранными гражданами - территория вокруг ядерного оружейного объекта, пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства на которой требует специального разрешения.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области ядерного оружия

 

Законодательство Российской Федерации в области ядерного оружия основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, настоящем Федеральном законе и других федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации.

Статья 3. Задачи настоящего Федерального закона

 

Основными задачами настоящего Федерального закона являются:

создание правовых основ государственного регулирования деятельности при заказе, разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации и ликвидации ядерного оружия;

создание правовых основ государственной системы обеспечения безопасности ядерного оружия;

установление полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, прав, обязанностей и ответственности организаций н иных юридических и физических лиц в отношении их деятельности при создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия;

создание правовых основ социально-экономических гарантий и компенсаций при осуществлении деятельности в области ядерного оружия.

Статья 4. Принципы регулирования деятельности в области ядерного оружия

 

Основными принципами регулирования деятельности при создании, эксплуатации и ликвидации ядерного оружия, являются:

законность всех действий;

соблюдение баланса интересов государства, общества и личности;

безусловное выполнение норм и правил в области ядерного оружия;

персональная ответственность должностных лиц в пределах их компетенции;

государственный надзор, ведомственный надзор и контроль за безопасностью ядерного оружия;

государственное лицензирование деятельности;

социальная защита граждан.

Статья 5. Объекты применения настоящего Федерального закона

 

Действие настоящего федерального закона распространяется на следующие объекты:

ядерное оружие и составные части ядерных зарядов и ядерных боеприпасов;

ядерные и специальные материалы, используемые в конструкции ядерных зарядов, ядерных боеприпасов;

ядерные оружейные объекты;

средства разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей;

средства обращения с ядерным оружием, подвергшемся нерегламентированным воздействиям;

другие объекты, содержащие ядерные заряды, ядерные боеприпасы и их составные части;

средства экспериментального исследования поражающею действия ядерного оружия.

Статья 6. Предмет и сфера применения настоящею Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон регулирует деятельность органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, иных юридических и физических лиц, связанную с заказом, разработкой, испытаниями, производством. эксплуатацией и ликвидацией ядерного оружия, средств ею разработки, производства, испытаний, эксплуатации, ликвидации, включая:

размещение, проектирование, сооружение, оборудование, эксплуатацию и ликвидацию ядерных оружейных объектов;

обеспечение безопасности ядерного оружия;

обеспечение безопасности ядерных оружейных объектов;

надзор и контроль за безопасностью ядерного оружия;

надзор и контроль за обеспечением безопасного функционирования ядерных оружейных объектов;

использование ядерных взрывных устройств в промышленных целях;

контроль за радиационной обстановкой на ядерных оружейных объектах и прилегающих территориях;

отбор и подготовку кадров; обеспечение режима нераспространения ядерного оружия и ядерных оружейных технологий; обращение с составными частями ядерных зарядов,

ядерных боеприпасов;

учет, контроль к физическую защиту ядерного оружия и его составных частей;

защиту информации о ядерном оружии;

предотвращение инцидентов с ядерным оружием, принятие мер по предупреждению и ликвидации их последствий;

возмещение причиненного вреда к ликвидацию последствий инцидентов с ядерным оружием;

медико-санитарное сопровождение деятельности персонала при разработке и на всех этапах жизненного цикла ядерного оружия;

проведение научных исследований по проблемам ядерного оружия с использованием специальных установок и технологий;

обеспечение социальной защиты граждан при осуществлении деятельности с ядерным оружием;

международное сотрудничество и обеспечение соблюдения международных соглашений и обязательств Российской Федерации в области ядерного оружия.

Любая деятельность, связанная с ядерными и специальными материалами, используемыми в конструкции ядерного оружия, до момента их приема организацией, изготавливающей ядерные заряды и их составные части, и после переработки этих материалов в состояние, исключающее распространение сведений о конструкции ядерных зарядов, регламентируется иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Любая деятельность, связанная с изготовлением, испытанием, эксплуатацией, хранением и утилизацией ядерных энергетических установок носителей ядерного оружия до момента установки носителей, оснащенных ядерными боеприпасами, и после их снятия с носителя ядерного оружия, регламентируется иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность, связанную с боевым применением ядерного оружия.

Статья 7. Право собственности

 

Ядерное оружие, средства разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ликвидации ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, ядерные оружейные объекты находятся исключительно в федеральной собственности.

Ядерное оружие и его составные части, созданные на территории Российской Федерации, но находящиеся за ее пределами, также являются федеральной собственностью Российской Федерации.

Отношения, связанные с объектами авторского права и интеллектуальной собственности, и порядок компенсации упущенной в связи с засекречиванием научных трудов и изобретений выгоды, в том числе ограничение прав собственности организаций и граждан Российской Федерации на информацию о результатах научной и производственной деятельности в области ядерного оружия, регулируются законодательством Российской Федерации.

Правом пользования и распоряжения объектами применения настоящего Федерального закона наделяются федеральные органы исполнительной власти, государственные организации и должностные лица в пределах их компетенции в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разработанными на основе настоящего Федерального закона.

Статья 8. Право на заказ, разработку, производство, испытания, эксплуатацию и ликвидацию ядерного оружия

 

Заказы на разработку, модернизацию, производство, поставку и ликвидацию ядерного оружия осуществляются по постановлениям Правительства Российской Федерации уполномоченными на это федеральными органами исполнительной власти.

Право принятия образцов ядерного оружия на вооружение принадлежит Президенту Российской Федерации.

Право разработки, испытаний, в том числе ядерных, производства и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов принадлежит уполномоченным на это Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации государственным организациям федерального органа исполнительной власти, в ведении которою находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов.

Право производства ядерных и специальных материалов, необходимых для создания ядерного оружия, и на их ликвидацию принадлежит уполномоченным на это Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации организациям федеральною органа исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов.

Право разработки, производства и ликвидации носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия принадлежит уполномоченным на это Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации организациям.

Право эксплуатации ядерного оружия, принадлежит уполномоченным на это Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации государственным организациям федерального органа исполнительной власти, в ведении которою находится обеспечение обороны Российской Федерации.

Право испытаний ядерного оружия (ядерных испытаний) принадлежит организациям, уполномоченным на это Президентом Российской Федерации.

Право разборки и ликвидации ядерного оружия после произошедшего с ним инцидента (аварии) принадлежит уполномоченным на это Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации организациям.

Право проведения ядерных взрывов в промышленных целях принадлежит уполномоченным на это Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации организациям федерального органа исполнительной власти, в велении которого находится разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов.

Статья 9. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности в области ядерного оружия

 

Финансирование деятельности при создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия осуществляется в пределах устанавливаемых федеральным бюджетом расходов на эти цели на основе:

основных положений военной доктрины Российской Федерации;

федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники на десятилетний период, включающей в себя заказы на научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы в области ядерного оружия (в том числе, работы по развитию базовых оружейных технологий, поддержанию и развитию экспериментальной и производственно - технологической базы);

федеральных программ в области ядерного оружия.

Статьи федерального бюджета, по которым финансируется деятельность в области ядерного оружия, имеют статус защищенных статей федерального бюджета.

По важнейшим видам материально-технических ресурсов для выполнения оборонного заказа в области ядерного оружия организациям независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющим поставки (производство) этих ресурсов, Правительством Российской Федерации устанавливаются квоты (перечень, количество, сроки поставок) обязательных поставок указанных ресурсов государственному заказчику, головному исполнителю (исполнителю) по складывающимся на товарном рынке ценам.

Статья 10. Система нормативной документации в области ядерного оружия

 

В систему нормативной документации в области ядерного оружия входят:

решения по ядерному оружию, в том числе по вопросам обеспечения его безопасности, федеральных органов государственной власти;

федеральные и иные нормы и правила;

государственные и отраслевые стандарты;

конструкторская, технологическая, эксплуатационная документация на ядерное оружие, средства его разработки, технические системы его физической защиты, средства его производства, испытаний, эксплуатации и ликвидации.

Требования норм и правил обеспечения безопасности должны учитывать рекомендации международных организаций по использованию атомной энергии, в состав которых входит Российская Федерация, а также международных соглашений по ядерному оружию.

Федеральные нормы и правила разрабатываются и утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и являются обязательными для всех юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области ядерного оружия.

Федеральные органы исполнительной власти и организации, заказывающие, разрабатывающие, испытывающие, производящие, эксплуатирующие ядерное оружие, средства его производства, испытаний, эксплуатации и ликвидации, ликвидирующие ядерное оружие, а также осуществляющие надзор за безопасностью, разрабатывают нормативную документацию, устанавливающую уровень безопасности, требования и условия обеспечения безопасности ядерного оружия конкретного типа на всех этапах его жизненного цикла в соответствии с федеральными нормами и правилами.

Производство и эксплуатация ядерного оружия, не отвечающего установленным требованиям нормативной документации, запрещаются.

Запрещаются любые действия с ядерным оружием, ядерными зарядами, ядерными боеприпасами и их составными частями, не предусмотренные федеральными нормами и правилами, а также составленными на их основе другими документами.

Деятельность, связанная с разработкой, производством, испытаниями, эксплуатацией и ликвидацией ядерного оружия, а также с ликвидацией последствий инцидентов с ядерным оружием, документируется в формах и порядке, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти.

Глава II. Полномочия Президента Российской Федерации, федеральных
органов государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в области ядерного оружия

 

Статья 11. Полномочия Президента Российской Федерации в области ядерного оружия

 

Президент Российской Федерации:

утверждает структуру государственного управления и регулирования деятельности в области ядерного оружия;

определяет основные направления государственной политики и принимает иные решения в области ядерного оружия;

утверждает федеральные программы по ядерному оружию и программы ядерных испытаний;

определяет концепцию международных переговоров и сотрудничества по ядерному оружию;

утверждает планы размещения на территории Российской Федерации ядерных оружейных объектов;

санкционирует проведение ядерных испытаний;

вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение при чрезвычайных ситуациях, обусловленных инцидентами с ядерным оружием, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

утверждает полномочия органов государственного надзора за обеспечением безопасности ядерного оружия.

Статья 12. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области ядерного оружия

 

Федеральное Собрание Российской Федерации:

принимает федеральные законы в области ядерного оружия;

осуществляет ратификацию и денонсацию международных договоров Российской Федерации, относящихся к ограничению, сокращению, ликвидации ядерною оружия, направленных на повышение безопасности ядерного оружия;

проводит парламентские слушания по проблемам ядерного оружия.

Статья 13. Полномочия Правительства Российской Федерации в области ядерного оружия

 

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации в области ядерного оружия;

представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре государственного управления и регулирования деятельности в области ядерного оружия;

определяет порядок государственного лицензирования деятельности в области ядерного оружия и надзора за выполнением условий лицензий;

координирует деятельность в области ядерного оружия подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

организует разработку и выполнение федеральных программ по ядерному оружию, государственного оборонного заказа и определяет порядок их материально-технического обеспечения;

принимает решения о заказе, разработке, производстве, поставке, модернизации, размещении, передислокации, снятии с вооружения и ликвидации ядерного оружия;

принимает решения о проектировании, сооружении, ликвидации ядерных оружейных объектов и, по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, - о месте размещения и территориальных границах объектов;

принимает решения, связанные с конверсией и перепрофилированием ядерных оружейных объектов;

организует работу государственных систем: обеспечения безопасности ядерного оружия: учета, контроля, физической защиты ядерного оружия, ядерных материалов; защиты информации о ядерном оружии; оповещения, реагирования и ликвидации последствий инцидентов с ядерным оружием; отбора и подготовки персонала к работам с ядерным оружием;

определяет порядок установления федеральных норм и правил;

утверждает порядок взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность в области ядерного оружия;

организует государственную экологическую экспертизу;

координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на государственный надзор за безопасностью ядерною оружия и ядерных оружейных объектов;

организует выполнение обязательств по международным договорам и соглашениям Российской Федерации по ядерному оружию;

обеспечивает социальную защиту граждан при осуществлении деятельности в области ядерного оружия.

Статья 14. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области ядерною оружия

 

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечивают в пределах своей компетенции исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области ядерного оружия;

участвуют в принятии решений о размещении ядерных оружейных объектов на подведомственной территории;

осуществляют экологический контроль обстановки на подведомственной территории в пределах зоны наблюдения ядерных оружейных объектов, исключая запретные зоны, и информируют население о результатах;

участвуют в обеспечении социально-бытовых условий для персонала, осуществляющего разработку, испытания, производство, эксплуатацию, ликвидацию и обеспечение безопасности ядерного оружия;

участвуют в обеспечении защиты населения, имущества и объектов жизнедеятельности населения от радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения, в эвакуации населения в случае инцидентов с ядерным оружием;

участвуют в ликвидации последствий аварий с ядерным оружием;

участвуют в подготовке специалистов для ликвидации последствий аварий с ядерным оружием.

Статья 15. Полномочия органов местного самоуправления в области ядерного оружия

 

Органы местного самоуправления:

обеспечивают в пределах своей компетенции исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области ядерного оружия;

осуществляют экологический контроль обстановки на подведомственной территории в пределах зоны наблюдения ядерных оружейных объектов, исключая запретные зоны, и информируют население о результатах;

решают совместно с лицами, ответственными за функционирование ядерного оружейного объекта, вопросы обеспечения безопасности населения и окружающей среды за пределами санитарно-защитных и запретных зон;

совместно с руководством ядерного оружейного объекта разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения на случай инцидента на ядерном оружейном объекте;

в случае аварии с ядерным оружием или на ядерном оружейном объекте органы местного самоуправления принимают участие в работах по обеспечению защиты граждан, их собственности и объектов жизнедеятельности, по снижению вреда и восстановлению нормальной деятельности организаций в случае радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения, по эвакуации населения и по ликвидации последствий аварии.

Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление деятельностью в области ядерного оружия

 

Государственное управление деятельностью при создании, эксплуатации и ликвидации ядерного оружия осуществляют специально уполномоченные на это Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации:

федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов;

федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся организации, осуществляющие разработку, производство и ликвидацию носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия;

иные федеральные органы исполнительной власти, привлекаемые к деятельности в области ядерного оружия по указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации.

Статья 17. Компетенция федеральных органов исполнительной власти при осуществлении деятельности в области ядерного оружия

 

В компетенцию федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации, входят:

реализация государственной политики при заказе, постановке на вооружение, модернизации, размещении, эксплуатации и снятии с вооружения ядерного оружия;

организация эксплуатации ядерного оружия;

представление предложений в федеральные программы по ядерному оружию;

определение требований к боевым, эксплуатационным характеристикам и безопасности ядерного оружия, включаемых в тактико-технические задания на разработку ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия;

подготовка предложений о размещении, сооружении и ликвидации ядерных оружейных объектов;

организация разработки федеральных норм н правил;

организация функционирования в подведомственных организациях государственных систем: обеспечения безопасности ядерною оружия; учета, контроля, физической защиты ядерного оружия, ядерных материалов; защиты информации о ядерном оружии; оповещения, реагирования и ликвидации последствий инцидентов с ядерным оружием; подготовки персонала к работам с ядерным оружием;

участие в разработке, утверждении программ ядерных испытаний, проведении ядерных испытаний;

заказ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ядерному оружию;

в пределах своем компетенции контроль научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и производства ядерного оружия;

организация и проведение ведомственного надзора и контроля за безопасностью при эксплуатации ядерного оружия;

организация военно-научных исследований в области ядерного оружия.

Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации, отвечает за полноту и обоснованность требований тактико-технических заданий и оценку их выполнения, за сохранность ядерного оружия, находящегося в его пользовании, распоряжении, и, совместно с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, и федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся организации, осуществляющие разработку, производство н ликвидацию носителей ядерных боеприпасов, комплексов н носителей ядерного оружия, - за надежность н обеспечение безопасности ядерного оружия.

В компетенцию федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, входят:

реализация государственной политики при разработке, производстве н ликвидации ядерных зарядов и ядерных боеприпасов;

представление предложений в федеральные программы по ядерному оружию и программы ядерных испытаний;

участие в формировании требований к характеристикам ядерного оружия;

организация разработки, производства ядерных зарядов, ядерных боеприпасов. их ликвидации, а также хранения составных частей ядерных зарядов;

организация проведения ядерных испытаний;

организация научно-исследовательских работ по проблемам ядерного оружия, в том числе по обеспечению его безопасности и поражающего действия;

подготовка предложений о создании и ликвидации ядерных оружейных объектов;

ведомственный надзор н контроль за безопасностью ядерного оружия и ядерных оружейных объектов;

организация функционирования в подведомственных организациях государственных систем: обеспечения безопасности ядерных зарядов, ядерных боеприпасов: учета, контроля, физической защиты ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, ядерных и специальных материалов: защиты информации о ядерном оружии: оповещения, реагирования и ликвидации последствий инцидентов с ядерным оружием; подготовки персонала к работам с ядерным оружием;

организация авторского и гарантийного надзора за ядерными зарядами и ядерными боеприпасами;

организация производства и ликвидации ядерных и специальных материалов, используемых в ядерных зарядах, ядерных боеприпасах;

организация авторского и гарантийного надзора за ядерным оружием совместно с организациями, осуществляющими разработку носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия;

организация разработки федеральных норм и правил.

Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, отвечает за:

соответствие параметров ядерных зарядов, ядерных боеприпасов тактико-техническим требованиям;

сохранность, безопасность и физическую защиту ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, их составных частей, ядерных и специальных материалов, находящихся в распоряжении подведомственных ему организаций;

совместно с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации, и федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся организации. осуществляющие разработку носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия, - за надежность и обеспечение безопасности ядерного оружия.

В компетенцию федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся организации, осуществляющие разработку, производство н ликвидацию носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия, входят:

координация разработки, производства, ликвидации и утилизации носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия и их составных частей;

организация авторского и гарантийного надзора за носителями ядерных боеприпасов, комплексами и носителями ядерного оружия;

организация авторского и гарантийного надзора совместно с организациями, осуществляющими разработку ядерных боеприпасов, за ядерным оружием;

организация функционирования в подведомственных организациях государственных систем: обеспечения безопасности ядерного оружия; учета, контроля, физической защиты носителей ядерных боеприпасов, комплексов н носителей ядерного оружия; защиты информации о ядерном оружии;

представление предложений в федеральные программы по ядерному оружию;

организация научно-исследовательских работ по проблемам ядерного оружия и обеспечению безопасности ядерного оружия;

участие в разработке федеральных норм и правил;

ведомственный надзор и контроль за безопасностью носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия.

Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которою находятся организации, осуществляющие разработку, производство н ликвидацию носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия, отвечает совместно с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации, и федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, - за надежность и обеспечение безопасности носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия, оснащенных ядерными боеприпасами.

Глава III. Государственное управление и регулирование деятельности в
области обеспечения безопасности ядерного оружия

 

Статья 18. Государственная система обеспечения безопасности ядерного оружия

 

Реализация государственной политики по обеспечению безопасности ядерного оружия осуществляется органами государственной системы обеспечения безопасности ядерного оружия.

Функционирование государственной системы обеспечения безопасности ядерного оружия осуществляется на основе принципа сочетания комплекса правовых, нормативных, технических, экономических, социальных, организационных мер обеспечения безопасности ядерного оружия и персональной ответственности за безопасность ядерного оружия главы федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации, главы федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, главы федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся организации, осуществляющие разработку, производство и ликвидацию носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия, руководителей организаций, генеральных и главных конструкторов, командиров воинских частей и других должностных лиц в пределах их компетенции.

Положение о государственной системе обеспечения безопасности ядерного оружия утверждается Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации.

Статья 19. Государственное регулирование в области обеспечения безопасности ядерного оружия

 

Государственное регулирование в области обеспечения безопасности ядерного оружия осуществляет Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на это Президентом Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти.

Порядок лицензирования деятельности по обеспечению безопасности ядерного оружия при его разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации и ликвидации определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Государственный надзор за безопасностью ядерного оружия

 

Государственный надзор за безопасностью ядерного оружия при его разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации и ликвидации осуществляется специально уполномоченными на это Президентом Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Указанные органы осуществляют надзор за безопасностью ядерного оружия в соответствии с положениями, утверждаемыми Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации и несут ответственность за состояние государственного надзора.

Глава IV. Функции организаций, осуществляющих деятельность по
созданию, эксплуатации, ликвидации и обеспечению
безопасности ядерного оружия

 

Статья 21. Организации, заказывающие ядерное оружие

 

Организации, заказывающие ядерное оружие:

формируют с участием разработчиков ядерного оружия тактико-технические задания на разработку ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия и средств их эксплуатации;

в соответствии с требованиями по обеспечению безопасности ядерного оружия, федеральными нормами и правилами, определяющими уровень его безопасности, задают требования по безопасности, включаемые в тактико-технические задания на разработку ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия и средств их эксплуатации;

разрабатывают порядок взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность в области ядерного оружия;

заказывают и в пределах своей компетенции контролируют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство и ликвидацию ядерного оружия;

участвуют в разработке предложений в федеральные программы по ядерному оружию и программы ядерных испытаний;

организуют военно-научные исследования в области ядерного оружия;

участвуют в разработке федеральных норм и правил в области ядерного оружия, защиты информации о ядерном оружии и реализуют их в соответствующих тактико-технических заданиях;

организуют межведомственную экспертизу проектов разработок ядерного оружия и средств его эксплуатации;

организуют ядерные испытания, испытания образцов ядерного оружия;

разрабатывают проекты нормативных документов о принятии на вооружение ядерных боеприпасов, носителей ядерных боеприпасов, носителей и комплексов ядерного оружия и снятии их с вооружения;

принимают участие в международной деятельности в области ядерного оружия;

осуществляют в пределах своей компетенции ведомственный надзор и контроль за обеспечением безопасности ядерного оружия и участвуют в государственном надзоре за обеспечением безопасности ядерного оружия;

заказывают средства экспериментального исследования безопасности и поражающею действия ядерного оружия.

Научно-исследовательские и испытательные организации организаций, заказывающих ядерное оружие, в пределах своей компетенции, участвуют в мероприятиях, указанных в настоящей статье, выполняют исследования боевых свойств и поражающего действия ядерною оружия, обосновывают тактико-технические требования к нему, в том числе по безопасности, разрабатывают критерии и нормы поражения целей. Совместно с другими организациями проводят испытания образцов ядерного оружия, участвуют в ядерных испытаниях.

Организации, заказывающие ядерное оружие, отвечают за полноту и обоснованность выдвигаемых требований и оценку их выполнения организациями разрабатывающими ядерное оружие:

Статья 22. Организации, осуществляющие разработку ядерных зарядов и ядерных боеприпасов

 

Организации, осуществляющие разработку ядерных зарядов и ядерных боеприпасов:

разрабатывают ядерные заряды, ядерные боеприпасы в соответствии с тактике техническими заданиями на их разработку;

осуществляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, ядерных и специальных материалов;

осуществляют производство опытных ядерных зарядов и ядерных боеприпасов;

осуществляют ядерные испытания;

осуществляют авторский и гарантийный надзор при производстве, эксплуатации и ликвидации ядерных зарядов и ядерных боеприпасов;

разрабатывают и выдают организациям разрабатывающим носители ядерных боеприпасов, комплексы и носители ядерного оружия и эксплуатирующим ядерное оружие организациям требования, инструкции, правила, исходные данные, необходимые для обеспечения заданных характеристик ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и обеспечения безопасности ядерного оружия;

участвуют в ликвидации последствий инцидентов с ядерным оружием;

участвуют в разработке предложений в федеральные программы по ядерному оружию, программы ядерных испытаний и в согласовании тактико-технических заданий на разработку ядерною оружия;

участвуют в разработке федеральных норм и правил в области ядерного оружия;

принимают участие в международной деятельности в области ядерного оружия;

выполняют научно-исследовательские работы по проблемам взрывного выделения ядерной энергии, физике высоких температур, плотностей вещества и энергии;

выполняют научно-исследовательские работы по изучению поражающего действия ядерного оружия;

осуществляют разработку ядерных взрывных устройств и их использование в промышленных целях;

комплектование, оснащение, подготовку на каждом предприятии специальных штатных формирований, предназначенных для ликвидации последствий инцидентов;

осуществляют контроль за безопасностью ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, ядерных оружейных объектов.

Организации, разрабатывающие ядерные заряды и ядерные боеприпасы, отвечают за:

обоснованность принимаемых технических решений, обеспечивающих выполнение требований тактико-технического задания, норм и правил по безопасности;

сохранение свойств, в том числе определяющих безопасность ядерного оружия на протяжении всего жизненного цикла;

обоснованность решений при ликвидации последствий инцидентов и работах с аварийными ядерными зарядами, ядерными боеприпасами;

состояние учета, контроля, физической защиты находящихся у них ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, ядерных и специальных материалов;

защиту информации о ядерном оружии, за ликвидацию последствий возможных инцидентов с находящимися у них ядерными зарядами и ядерными боеприпасами.

Статья 23. Организации, осуществляющие производство и ликвидацию ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей

 

Организации, осуществляющие производство и ликвидацию ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей, осуществляют:

производство и ликвидацию ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей при научно-техническом сопровождении организаций, разрабатывающих ядерные заряды, ядерные боеприпасы;

комплектование, оснащение, подготовку на каждом предприятии специальных штатных формирований, предназначенных для ликвидации последствий инцидентов.

Организации, осуществляющие производство и ликвидацию ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей, отвечают за:

соблюдение федеральных норм и правил, требований нормативной документации организации разрабатывающих ядерное оружие, действующей системы государственных и отраслевых стандартов, других нормативных документов, утвержденных в установленном законодательством порядке в качестве обязательных для этих организаций;

состояние учета, контроля и физической защиты находящихся у них ядерных зарядов и ядерных боеприпасов;

ликвидацию последствий возможных инцидентов с находящимися у них ядерными зарядами и ядерными боеприпасами.

Статья 24. Организации, осуществляющие разработку и производство носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия

 

Организации, осуществляющие разработку и производство носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерною оружия:

проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные со всеми этапами жизненного цикла ядерною оружия и обеспечением его безопасности, в части носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерною оружия;

принимают меры, обеспечивающие выполнение заданных на ядерное оружие требований;

осуществляют авторский и гарантийный надзор за носителями ядерных боеприпасов, комплексами и носителями ядерного оружия;

осуществляют авторский и гарантийный надзор за ядерным оружием совместно с разработчиками ядерных зарядов и ядерных боеприпасов;

принимают участие в ликвидации последствий инцидентов с ядерным оружием;

принимают участие в испытаниях образцов ядерною оружия.

Организации, осуществляющие разработку и производство носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерною оружия, средства их эксплуатации отвечают за:

соответствие параметров носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия, средств их эксплуатации требованиям по боевым, эксплуатационным характеристикам и требованиям безопасности;

выполнение взаимосогласованных с организациями, осуществляющими разработку ядерных боеприпасов, условий размещения и функционирования ядерных боеприпасов в составе постелей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерною оружия;

выполнение требований по безопасности ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия в пределах требований по безопасности тактико-технических заданий на их разработку;

обеспечение на носителе ядерного оружия взаимосвязей между комплексами ядерного и неядерного оружия и другими системами носителя по согласованию с организациями, осуществляющими разработку ядерного оружия;

разработку мер, направленных на обеспечение безопасности ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия и средств их эксплуатации.

На территориях организаций, указанных в настоящей статье, запрещается иметь и устанавливать ядерные боеприпасы.

Разработка и производство несекретных составных частей носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия допускается в организациях независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно правовой формы.

Статья 25. Организации, осуществляющие ядерные испытания и испытания образцов ядерного оружия

 

Организации, осуществляющие ядерные испытания и испытания образцов ядерного оружия:

разрабатывают или участвуют в разработке программ и методик испытаний;

организуют и обеспечивают проведение испытаний;

разрабатывают и реализуют комплекс мер по обеспечению безопасности при испытаниях;

несут ответственность за полноту и своевременность принимаемых мер по обеспечению безопасности испытаний, физическую защиту и выдачу заключений по подтверждению характеристик ядерного оружия.

Взаимодействие организаций, проводящих испытания и принимающих участие в испытаниях, регламентируется положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Статья 26. Организации, осуществляющие эксплуатацию ядерною оружия

 

Организации, осуществляющие эксплуатацию ядерного оружия и его составных частей:

осуществляют транспортирование, техническое обслуживание, хранение, установку (снятие) ядерных боеприпасов в носители ядерных боеприпасов, комплексы и носители ядерного оружия;

контролируют техническое состояние ядерного оружия;

осуществляют боевое дежурство, подготовку к боевому применению ядерного оружия;

обеспечивают безопасность эксплуатации ядерного оружия;

выполняют первичные мероприятия по реагированию и ликвидации последствий инцидентов с ядерным оружием.

Привлечение организаций, осуществляющих эксплуатацию ядерного оружия, к выполнению функций, не связанных с их предназначением, не допускается.

Организации, осуществляющие эксплуатацию ядерного оружия отвечают за:

его готовность к боевому применению;

выполнение требований установленных законодательными актами, федеральными нормами и правилами и нормативной документации по обеспечению безопасности эксплуатации ядерного оружия и ликвидации последствий инцидентов с ним;

состояние учета, контроля и физической защиты находящегося у них ядерною оружия.

Статья 27. Иные организации, привлекаемые к деятельности по созданию, эксплуатации, ликвидации и обеспечению безопасности ядерного оружия

 

Перечень организаций, привлекаемые к деятельности по созданию, эксплуатации, ликвидации и обеспечению безопасности ядерного оружия, порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти с организациями, указанными в статьях 21-29. устанавливается Правительством Российской Федерации.

Глава V. Размещение, функционирование и ликвидация ядерных оружейных
объектов

 

Статья 28. Ядерные оружейные объекты

 

Стационарные ядерные оружейные объекты располагаются в закрытых административно-территориальных образованиях или на территориях воинских частей.

Ответственность за организацию и обеспечение особого режима безопасного функционирования ядерного оружейного объекта возлагается на руководителя организации, в ведении которого находится ядерный оружейный объект.

Проведение общественных мероприятий и любых форм социального протеста на ядерных оружейных объектах и в пределах запретных зон запрещается.

Для стационарных ядерных оружейных объектов и территорий, примыкающих к ним в границах санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, составляются санитарно-экологические и радиационно-гигиенические паспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасного функционирования ядерных оружейных объектов и сохранения государственной тайны предусматриваются в установленном законодательством порядке ограничения прав граждан, проживающих, работающих, служащих в закрытых административно-территориальных образованиях или на территориях воинских частей с ядерными оружейными объектами. н граждан, направляемых на эти объекты, в том числе ограничений на въезд и проживание на указанных территориях.

На стационарных ядерных оружейных объектах и на примыкающим к ним территориях устанавливаются:

охраняемые зоны (в том числе внутренние контролируемые и (или) запретные зоны);

санитарно-защитные зоны;

зоны наблюдения;

зоны с регламентированным посещением иностранными гражданами;

зоны с запрещением и ограничением полетов летательных аппаратов.

Размеры, границы и режим зон устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возмещение убытков и потерь, понесенных владельцами земельной собственности в связи с установлением этих зон, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Территории размещения ядерных оружейных объектов, в случае инцидентов на них и последующего возникновения устойчивых отрицательных или необратимых изменений окружающей природной среды, могут объявляться зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия.

Статья 29. Предоставление земельных участков и акваторий для размещения организаций, содержащих ядерные оружейные объекты

 

Земельные участки н акватории для организаций, на территории которых будут размещаться ядерные оружейные объекты, предоставляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, с учетом особого характера и необходимости обеспечения режима безопасного функционирования объектов.

Статья 30. Создание и ликвидация стационарных ядерных оружейных объектов

 

Приемка в эксплуатацию ядерных оружейных объектов производится только после ввода в действие всех объектов н сооружений, предназначенных для их эксплуатации и обслуживания, и для обеспечения их безопасного функционирования и физической защиты.

При ликвидации стационарного ядерного оружейного объекта эксплуатирующая организация демонтирует специальное оборудование, приводит территорию объекта в состояние, удовлетворяющее федеральным нормам безопасности.

Глава VI. Регулирование отношений при инцидентах с ядерным оружием и
на ядерных оружейных объектах

 

Статья 31. Введение чрезвычайного положения

 

При авариях и других инцидентах с ядерным оружием и на ядерных оружейных объектах, приведших или могущих привести к человеческим жертвам, значительному материальному ущербу и нарушению условий жизнедеятельности государства или его регионов, в соответствии с законодательством Российской Федерации может вводиться чрезвычайное положение.

Статья 32. Ликвидация последствий аварий и других инцидентов с ядерным оружием и на ядерных оружейных объектах

 

Для ликвидации последствий аварий и других инцидентов с ядерным оружием и на ядерных оружейных объектах создается функциональная подсистема реагирования и ликвидации последствии аварий с ядерным оружием единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о подсистеме утверждается Правительством Российской Федерации.

Ликвидация последствий аварий и других инцидентов с ядерным оружием и на ядерных оружейных объектах при введении чрезвычайного положения осуществляется органами управления, силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также иными законодательными актами Российской Федерации в этой области с привлечением сил и средств государственной системы обеспечения безопасности ядерного оружия.

При авариях и других инцидентах, не требующих введения чрезвычайного положения, ликвидация последствий осуществляется силами и средствами государственной системы обеспечения безопасности ядерного оружия в соответствии с действующими нормативными документами.

Статья 33. Информирование об инцидентах с ядерным оружием

 

Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых в момент инцидента находилось ядерное оружие и ядерный оружейный объект, обязаны немедленно информировать об инциденте федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VII. Ответственность организаций, должностных лиц, персонала и
граждан

 

Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства в области ядерного оружия

 

Нарушения положений настоящего Федеральною закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и иной документации, нанесшие или могущие нанести вред государству, окружающей среде, юридическим и физических лицам, влекут за собой привлечение виновных лиц к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за ядерный ущерб при инцидентах с ядерным оружием и на ядерных оружейных объектах несет государство в лице федеральных органов исполнительной власти.

Государство освобождается от ответственности возместить физическому лицу причиненный вред, если докажет в судебном порядке, что такой вред возник полностью или частично в результате пренебрежения им своими обязанностями, либо в результате действий или бездействия такого лица с намерением причинить вред.

Вид ответственности и ее степень определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 35. Ответственность должностных лиц ядерных оружейных объектов

 

Должностные лица ядерных оружейных объектов и органы местного самоуправления несут ответственность за принятые ими решения, касающиеся особою режима безопасного функционирования ядерных оружейных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За умышленное искажение информации по вопросам, связанным с обеспечением безопасности населения, в том числе информации об уровнях радиационного излучения и экологической обстановке, должностные лица, ответственные за информацию, и средства массовой информации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отказ в предоставлении информации об инцидентах с ядерным оружием или ее несвоевременное предоставление влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 36. Ответственность за проведение общественных мероприятий

 

Если проведение общественных мероприятий или любой формы социального протеста явилось причиной аварии пли иных инцидентов с ядерным оружием или на ядерном оружейном объекте, то виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, санкционирующие, организующие и участвующие в проведении общественных мероприятий, в результате которых может быть затруднено нормальное функционирование ядерных оружейных объектов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 37. Ответственность за противоправные действия с ядерным оружием

 

Лица, предпринявшие попытку противоправного проникновения к ядерному оружию, на ядерные оружейные объекты или их захвата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Несанкционированные действия со средствами эксплуатации, производства и испытаний ядерного оружия, а также его физической защиты и радиационного контроля за ним. влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VIII. Социальная защита граждан при осуществлении деятельности
в области ядерного оружия

 

Статья 38. Права граждан на социальную защиту и компенсации

 

При осуществлении деятельности в области ядерного оружия гражданам предоставляется право на социальную защиту и компенсации:

за причиненный вред, наступивший в результате инцидента с ядерным оружием или на ядерном оружейном объекте;

проживающим в закрытых административно-территориальных образованиях и воинских частях с ядерными оружейными объектами в условиях особого режима безопасного функционирования, - в связи с ограничением гражданских прав и свобод;

выполняющим или выполнявшим работы, сопряженные с риском и негативными воздействиями при обращении с ядерным оружием, составными частями ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, при ядерных испытаниях и испытаниях ядерного оружия;

работающим и служащим на ядерных оружейных объектах, в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружия, в служебные обязанности которых входит обращение со сведениями составляющими государственную тайну и их носителями- в связи с ограничением гражданских прав;

работающим и служащим в государственно важной сфере деятельности - в области ядерного оружия - в целях привлечения и сохранения квалифицированных кадров.

Статья 39. Социальная защита и компенсации гражданам за причиненный вред, наступивший в результате инцидента с ядерным оружием или на ядерном оружейном объекте

 

Гражданам Российской Федерации гарантируется государством компенсация причиненного вреда в результате инцидента с ядерным оружием или на ядерном оружейном объекте, а также предоставление компенсаций и льгот за проживание и работу (службу) на территории, подвергшейся воздействию радиации. Порядок предоставления льгот и компенсаций за причиненный вред определяется положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Статья 40. Социальная защита и компенсации гражданам, проживающим в закрытых административно-территориальных образованиях и на территории воинских частей с ядерными оружейными объектами

 

Гражданам, проживающим в закрытых административно-территориальных образованиях и на территории воинских частей с ядерными оружейными объектами предоставляются компенсации и льготы в соответствии с Законом Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании".

Статья 41. Социальная защита и компенсации гражданам, выполняющим или выполнявшим работы, сопряженные с риском и негативными воздействиями при обращении с ядерным оружием, при ядерных испытаниях и испытаниях ядерного оружия

 

Социальная защита и компенсации гражданам, выполняющим или выполнявшим работы, сопряженные с риском и негативными воздействиями при обращении с ядерным оружием, при ядерных испытаниях и испытаниях ядерного оружия осуществляется в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".

К гражданам из подразделений особого риска относятся любые лица:

непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, учений с применением такого оружия и боевых радиоактивных веществ до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;

непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

непосредственные участники ликвидации радиационных аварий с ядерным оружием и на ядерных оружейных объектах;

непосредственные участники работ по сборке (разборке) ядерных зарядов;

непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;

Порядок предоставления льгот и компенсаций, определяется положениями, утверждаемым постановлением Правительства Российской Федерации.

Статья 42. Социальная защита и компенсации гражданам, работающим и служащим на ядерных оружейных объектах, в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружия, в служебные обязанности которых входит обращение со сведениями, составляющими государственную тайну, и их носителями

 

Гражданам, работающим и служащим на ядерных оружейных объектах, в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружия, в служебные обязанности которых входит обращение со сведениями, составляющими государственную тайну, и их носителями предоставляются льготы и компенсации в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне". Гражданам, допущенным к сведениям категории "особой важности" о ядерных зарядах и (или) ядерных боеприпасах выплачивается дополнительно к должностному окладу 50 процентная надбавка. На величину указанных компенсаций увеличиваются пенсии до тех пор. пока действует ограничение их гражданских прав и свобод, вызванное необходимостью защиты государственной тайны.

Статья 43. Льготы и компенсации гражданам, осуществляющим деятельность в области ядерного оружия в целях их социальной защиты и сохранения квалифицированных кадров

 

Военнослужащим, квалифицированным рабочим и специалистам, молодым специалистам с высшим и среднетехническим образованием, прибывшим на ядерные оружейные объекты на постоянную работу (службу), предоставляются за счет средств федерального бюджета беспроцентные или льготные ссуды на приобретение или строительство жилья и хозяйственное обзаведение при условии заключения с организацией трудового соглашения (контракта) на определенный срок.

Постоянно работающим на ядерных оружейных объектах в организациях. осуществляющих создание ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, квалифицированным рабочим и специалистам, молодым специалистам с высшим и среднетехническим образованием предоставляется право на отсрочку от призыва на воинскую службу.

Гражданам, приглашенным на государственную службу в федеральные органы исполнительной власти из организаций, осуществляющих деятельность в области ядерного оружия, засчитывается стаж работы в этих организациях в стаж государственной службы.

Работники организаций, непосредственно участвующие в разработке, производстве, испытаниях и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначаемой в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается при условии увольнения работника и наличии 20 лет стажа работы в области разработки, производства, испытаний и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55 процентов среднемесячной зарплаты работника. Размер доплаты увеличивается на 3 процента среднемесячной зарплаты работника за каждый полный год работы свыше установленной настоящей статьей продолжительности стажа работы, но сумма пенсии и доплаты не может превышать 80 процентов среднемесячной зарплаты работника.

Размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии пересчитывается с соблюдением правил, установленных настоящей статьей, при увеличении в централизованном порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности, которую занимал работник до выхода на пенсию или при повышении государственной пенсии, с учетом которой установлен размер ежемесячной доплаты. Ежемесячная доплата к государственной пенсии пересчитывается со сроков, установленных для изменения государственной пенсии.

Список лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, утверждается решением руководителя федерального органа исполнительной власти.

Выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии производится в порядке, определяемом положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Глава IX. Международное сотрудничество

 

Статья 44. Цели международного сотрудничества

 

Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области ядерного оружия в целях:

поддержания мира и стабильности, уменьшения опасности возникновения ядерного конфликта;

предотвращения распространения ядерного оружия;

сокращения, ликвидации ядерного оружия на многосторонней основе;

повышения безопасности работ с ядерным оружием, защищенности от терроризма;

использования в хозяйственных целях научно-производственного потенциала и ресурсов, высвобождающихся при сокращении деятельности в области ядерного оружия;

предоставления (получения) помощи, - в случае аварии с ядерным оружием, приводящей к созданию чрезвычайной ситуации, - в целях сведения к минимуму последствии аварии с ядерным оружием, в соответствии с положениями Венской 1986 года Конвенции об оказании помощи в случае ядерной аварии или радиационных аварийных ситуаций и иных международных договоров Российской Федерации.

Все виды международного сотрудничества ведутся с учетом государственных интересов Российской Федерации.

Статья 45. Формы международного сотрудничества

 

Российская Федерация осуществляет международную деятельность в области ядерного оружия посредством:

заключения международных договоров;

участия в международных организациях;

участия в процедурах контроля, экспертизах, инспекциях по выполнению действующих международных договоров;

прямого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность в области ядерного оружия;

иных форм деятельности, не противоречащих статье 37 настоящего Федерального закона, международным обязательствам и законодательству Российской Федерации.

Статья 46. Оповещение об аварии с ядерным оружием в Российской Федерации

 

В случае аварии с ядерным оружием, приведшей или могущей привести к выбросу радиоактивных веществ и трансграничному их распространению, применяются положения Венской 1986 года Конвенции об оперативном оповещении об ядерной аварии и иных международных договоров Российской Федерации.

Статья 47. Международный статус настоящего Федерального закона

 

Вся деятельность, регулируемая настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведется с соблюдением международных обязательств Российской Федерации.

Если международный договор Российской Федерации содержит иное правило, чем настоящий Федеральный закон, то применяется правило международного договора.

Глава X. Заключительные положения

 

Статья 48. Вступление настоящего Федерального закона в силу

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 49. Приведение законодательных и других нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

 

Внести изменения и дополнения в Федеральные законы "О государственных пенсиях в РСФСР" и "Об основах государственной службы Российской Федерации", вытекающие из содержания статьи 43 настоящего Федерального закона.

Внести дополнения и изменения в Федеральные законы: "Об использовании атомной энергии", "О государственном оборонном заказе", Уголовный кодекс Российской Федерации.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом свои нормативные правовые акты.

Правительству Российской Федерации:

разработать и представить на утверждение Президенту Российской Федерации положение о порядке разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ликвидации ядерного оружия и его компонентов;

утвердить перечень государственных организаций которым дано право разработки, испытаний, производства, эксплуатации п ликвидации ядерного оружия и его компонентов, а также проведения ядерных взрывов в промышленных целях;

установить порядок разработки и утверждения федеральных норм и правил в области ядерного оружия;

разработать положение по противодействию ядерному терроризму и угрозе безопасности ядерного оружия, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов;

утвердить положение о системе н силах быстрого реагирования на инциденты с ядерным оружием;

определить порядок предоставления льгот гражданам при осуществлении деятельности с ядерным оружием;

утвердить порядок информирования об инцидентах с ядерным оружием;

утвердить порядок допуска к работам с ядерным оружием;

утвердить порядок лицензирования деятельности, связанной с созданием, эксплуатацией и ликвидацией ядерного оружия;

утвердить порядок хранения и захоронения радиоактивных составных частей ядерного оружия;

утвердить порядок предоставления и опубликования информации о ядерных оружейных объектах;

разработать и представить на утверждение Президенту Российской Федерации положение о надзоре за безопасностью ядерного оружия.

 

Президент Российской Федерации

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.