Заключение на проект федерального закона "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" (не действует)

Письмо Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ
от 8 мая 1998 г. N 2.2-15/1050
"Заключение по проекту федерального закона "О государственном контроле
за качеством и рациональным использованием зерна
и продуктов его переработки"


Изучив по Вашему поручению от 27 апреля 1998 г. N 3.10-14.9/509 проект федерального закона "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.


Постатейные замечания


1. В статье 2 проекта текст абзаца четвертого дублируется сноской к абзацам второму и третьему. Кроме того, текст сноски правильнее было бы изложить в виде примечания к статье.

Также в статье 2, устанавливающей основные понятия, следует указать определения таких терминов как "государственное нормирование качества", "государственное нормирование безопасности зерна и продуктов его переработки", "требования безопасности государственных стандартов": "санитарные правила", "нормы и гигиенические нормативы", "ветеринарные и фитосанитарные правила", "экологические нормы и правила" (применительно к особенностям правового регулирования деятельности, связанной с зерном и продуктами его переработки).

Полагали бы необходимым уточнить определение "сертификата качества зерна и продуктов его переработки", поскольку в силу статьи 14 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" продукция, подлежащая обязательной сертификации (в том числе зерно и продукты его переработки) должна содержать сертификат, подтверждающий соответствие продукции установленным требованиям.

Кроме того, неясно, о какой сертификации (добровольной и обязательной) идет речь в статьях 2 (абзац пятый) и 7 проекта.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. По результатам проведения обязательной сертификации на соответствие обязательным требованиям выдается сертификат соответствия (статья 6 указанного Закона Российской Федерации). Иные требования по качеству продукции подлежат добровольной сертификации, которая проводится по инициативе юридических лиц и граждан на условиях договора между заявителем и органов по сертификации (статья 17 указанного Закона Российской Федерации.

В связи со сказанным, положения законопроекта, регулирующие вопросы сертификации зерна, следует привести в соответствии с указанным Законом Российской Федерации.

Полагаем также необходимым уточнить, не требуют ли согласования между собой перечни требований, перечисленные в абзаце восьмом статьи 2, абзаце втором статьи 5, части второй статьи 10, абзаце девятом пункта 3 статьи 11 проекта.

2. В пункте 2 статьи 4 проекта следует уточнить, о каких федеральных органах идет речь. Полагаем, что имеются в виду федеральные органы исполнительной власти.

Помимо этого, не учтено замечание Правового управления по пункту 2 статьи 4 проекта в части функций органов, подчиненных Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

4. По нашему мнению, неясно содержание последнего абзаца статьи 5 - каков характер разногласий, между кем рассматриваются разногласия и т.д. Если имеется ли в виду обжалование в административном или судебном порядке или гражданско-правовые споры, то данные вопросы регулируется иными законодательными актами и положения последнего абзаца выходят за рамки данного федерального закона.

5. Полагали бы целесообразным дополнить главу 1 проекта статьей. устанавливающей пределы действия данного федерального закона, поскольку проект в представленной редакции не позволяет сделать определенный вывод о том, распространяется ли данный федеральный закон на зерно, произведенное организациями и физическими лицами для собственного потребления.

7. Как было указано в предыдущем заключении, полномочия органов при Правительстве Российской Федерации определяются самим Правительством. В связи с чем в статье 8 проекта правильнее было бы в отношении правил ведения учета ограничиться указанием на то, что эти правила утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

8. Неясен смысл пункта 1 статьи 9 проекта в части зерна и продуктов его переработки, "не имеющих основные критерии оценки качества и безопасности". По нашему мнению, следует уточнить, имеет ли отношение к указанным в статье 9 основным критериям положения части первой статьи 10 Если это так, то терминологию обеих статьей следует согласовать.

Следует отметить, что государственное нормирование не всегда осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок определения ряда показателей, например, санитарных правил и стандартов, установлен соответствующими законами. Поэтому в данной части правильнее было бы говорить об установлении правил, норм и т.д. в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Положения статьи 10 проекта в части требований к безопасности зерна и продуктов его переработки выходит за пределы данного федерального закона, так как вопросы безопасности зерна и продуктов его переработки данным законом не регулируются (преамбула, статья 1 и иные статьи проекта).

10. Требование аттестации лабораторий (пункт 5 статьи 11), как отмечалось в предыдущем заключении, целесообразно изложить в предыдущих статьях данной главы; новые же положения пункта 5 являются, по сути, должностными обязанностями и в законодательном регулировании не нуждаются.

11. Как было указано в предыдущем заключении, в статьях 12-14 проекта одной из сторон правоотношений указан Государственный орган при Правительстве Российской Федерации или его должностные лица, что не согласуется с пунктом 2 статьи 4 проекта, предусматривающим возможность возложения отдельных функций по государственному контролю за качеством и рациональным использованием зерна на отдельные федеральные органы исполнительной власти.

12. Название статьи 14 проекта не в полной мере соответствует ее содержанию.

13. Обращаем внимание разработчиков законопроекта на то, что при регулировании в целом вопросов государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки в тексте законопроекта практически не нашли отражение такие существенные, на наш взгляд, элементы правового регулирования в данной области, как экологические и санитарно-эпидемиологические требования к продукции, способной оказать вредное воздействие на здоровье человека и его генетический фонд, нормативы предельно допустимых вредных веществ в продуктах питания, а также права потребителя на безопасность этих товаров (в том числе импортных), которые установлены статьей 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (с учетом внесенных в него изменений и дополнений), статьями 29, 30, 31, 32 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". Статья 10 законопроекта не решает указанную проблему в должной мере, поскольку большинство содержащихся в ней положений являются декларативными.

14. Следует уточнить, что подразумевается под выражением нормативная документация" - если нормативные правовые акты, то следует включить в текст проекта именно это понятие.

15. В проекте допущено нарушение юридико-технических правил - деление статей на части или на пункты. Предлагается унифицировать, причем предпочтительным представляется деление статей на части

16. Законопроект нуждается в редакционной доработке.

Ряд замечаний по тексту законопроекта переданы в рабочем порядке.


Начальник Управления

В.Б.Исаков



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.