Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О поправках к ст.83, 102, 103, 107, 129, 129 Конституции Российской Федерации"
Суть законопроекта состоит в ограничении полномочий Совета Федерации в части назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, а также законодательных полномочий в части преодоления Советом Федерации вето Президента Российской Федерации на федеральные законы.
Социально ожидаемые последствия принятия данного законопроекта состоят в обеспечении стабильного функционирования системы органов федеральной власти, основанной на конституционном разграничении полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей, а также полномочий федеральной власти и власти субъектов Российской Федерации.
Обоснование необходимости принятия закона.
Государственная Дума приняла, а Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которому Совет Федерации, одна из палат высшего законодательного органа России, состоит из глав как законодательных, так и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.
Такая конструкция Совета Федерации противоречит конституционным основам: 1) разделения властей (ст.10, т.к. благодаря вхождению в Совет Федерации глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, получила верховенство исполнительная власть над судебной властью (участие в назначении судей высшего судебного звена), прокурорской властью (участие в назначении и освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации), 2) верховенства федерального закона (ст.4), ибо в соответствии с этим законом, благодаря вхождению в Совет Федерации глав законодательного и исполнительного органов власти, субъекты Российской Федерации получили верховенство над федеральной законодательной властью (путем отклонения принятого Государственной Думой федерального закона, а также обязательного участия в преодолении "вето" Президента Российской Федерации).
Устранение этой противоречивости статуса Совета Федерации возможно двумя путями: через устранение организационной зависимости статуса Совета Федерации от исполнительной власти (то есть путем принятия другого федерального закона о порядке формирования Совета Федерации), либо через ограничение полномочий Совета Федерации, изъятие из его компетенции тех полномочий, которые ставят его (а через это исполнительную власть) над другими ветвями власти и даже над Президентом Российской Федерации.
Надо сказать, что Президент Российской Федерации, благодаря действующему составу Совета Федерации, делит сегодня свои полномочия в части назначения судей высших судебных органов, Генерального прокурора Российской Федерации, принятия федеральных законов, не с Парламентом России, а с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Такое построение Совета Федерации полностью разрушает федеративную конституционную конструкцию государственной власти в России, ибо региональная власть, объединенная к тому же статусом членства в Совете Федерации, оказалась сегодня над федеральной властью, федеральной судебной системой, федеральным Президентом, федеральным бюджетом, федеральным законодательством.
Предлагаемый законопроект основан на использовании второго (через ограничение компетенции Совета Федерации) способа устранения сложившегося перекоса в разграничении полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти, между федеральной властью и властями субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.