Пояснительная записка к проекту федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 года" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 года"


Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 года была принята Дипломатической конференцией 6 мая 1993 года, состоявшейся под эгидой ИМО и ЮНКТАД.

Конференция исходила из того, что вопрос о морских залогах и ипотеках представляет значительный интерес для морского сообщества и что многие государства, как развитые, так и развивающиеся, придают большое значение унификации в этой области.

В последнее десятилетие выявилась крайняя необходимость реформы существующего международно-правового режима морских залогов и ипотек и связанных с ними процедур принудительного их осуществления. Международная конвенция об унификации некоторых правил относительно морских залогов и ипотек 1967 г., вступившая в силу в 1987 г., была ратифицирована лишь небольшим количеством государств.

В настоящее время Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 года еще не вступила в силу. Ее участниками являются три развивающихся государства, 10 государств подписали Конвенцию 1993 г. под условием ратификации. Среди них такие государства, как Китай, Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Германия. Конвенция 1993 г. представляет большой интерес для судовладельческих государств, в связи с чем прогнозируется, что процесс присоединения государств к Конвенции 1993 г. будет идти успешно.

Конвенция 1993 г. устанавливает современный международно-правовой режим морских залогов и ипотек.

Морской залог на судно является исключительной категорией морского права. Он неизвестен гражданскому праву. Морской залог возникает из эксплуатации судна по строго определенному кругу требований; обременяет судно с момента происшествия, дающего право на предъявление соответствующего требования, не подлежит регистрации, для признания его не требуется выполнять какие-либо формальности; может быть принудительно исполнен, относится к привилегированным требованиям.

Конвенция 1993 г. существенно ограничила число морских залогов на судно, которые подлежат преимущественному удовлетворению перед требованиями, возникающими из обязательств, обеспеченных ипотекой судна. Конвенция 1993 г. придала требованиям, возникающим из эксплуатации судна, статус требований, обеспеченных морским залогом, в случаях, когда это необходимо в силу социальных или экономических причин. В связи с этим согласно Конвенции 1993 г., морским залогом обеспечены требования к судовладельцу по заработной плате и другим суммам, причитающимся экипажу судна, включая расходы по репатриации его и взносы по социальному страхованию, уплачиваемые от его имени; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина в связи с эксплуатацией судна; о вознаграждении за спасение судна; об уплате портовых и лоцманских сборов и о возмещении ущерба, причиненного при эксплуатации судна. Уменьшение числа требований, обеспеченных морским залогом, существенно улучшает положение ипотечных залогодержателей и создает благоприятные условия для финансирования покупки и постройки судов и тем самым развития национальных флотов.

Глава 18 "Морской залог на судно" проекта КТМ РФ основывается на правилах Конвенции 1993 г., касающихся морского залога на судно.

Конвенция 1993 г. предоставляет возможность установления в национальном законодательстве права удержания судоремонтной или судостроительной организацией в связи с постройкой судна, а также ремонтом судна, включая его реконструкцию. Однако установление такого права обусловлено удовлетворением требований, обеспеченных таким правом, только после удовлетворения требований, обеспеченных морским залогом.

Конвенция 1993 г. регулирует вопросы, касающиеся регистрации ипотеки, установленной на судно; очередности удовлетворения требований, вытекающих из обстоятельств, обеспеченных ипотекой между собой и по отношению к требованиям, обеспеченным морским залогом, условий добровольного изменения права собственности на судно, обремененного ипотекой; принудительной продажи судна и последствий ее.

Глава 19 "Ипотека судна и строящегося судна" проекта КТМ РФ основывается на правилах Конвенции 1993 г., касающихся ипотеки.

Участие в Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 года отвечает интересам Российской Федерации.

Основания для присоединения: подпункт "а" п.1 и п.2 ст.15 и подпункт "а" п.1 ст.21 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и ст.18 Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 года.

Присоединение Российской Федерации к Конвенции 1993 г. не предполагает образования новых федеральных органов исполнительной власти и изменения существующего порядка их финансирования, а также не влечет дополнительных расходов, требующих изменения статей федерального бюджета.

Вопрос о присоединении к Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 года согласован с Минсельхозпродом России (А.В.Родин), Минэкономикой России (В.В.Коссов), Минюстом России (Л.Н.Завадская), Верховным Судом Российской Федерации (В.М.Жуйков) и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (О.В.Бойков).


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение