В связи с постановлением Государственной Думы от 2 июля 1998 г. N 2738-II ГД "О проекте федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" и в соответствии со статьей 36 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" представляем официальный отзыв Правительства Российской Федерации на указанный законопроект.
Приложение: на 1 л.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации |
О.Сысуев |
Официальный отзыв
Правительства Российской Федерации на проект федерального закона
"О государственной политике Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом"
В мае 1998 г. в Государственную Думу направлялся официальный отзыв Правительства Российской Федерации на аналогичный законопроект (письмо от 30 мая 1998 г. N 2714п-П19), содержавший ряд замечаний принципиального характера и вывод о нецелесообразности его принятия.
Результаты рассмотрения законопроекта, принятого Государственной Думой в первом чтении, показывают отсутствие каких-либо концептуальных различий с предыдущим проектом. Ряд новых статей проекта не носит принципиального характера, некоторые его положения противоречат действующим законодательным актам и международным обязательствам России.
Спорным остается основополагающее для законопроекта понятие "соотечественники за рубежом". Оно не имеет под собой юридической основы и носит скорее морально-психологический, культурологический характер. Ни в международном праве, ни в национальных законодательствах стран мира нет его дефиниции.
Даже такие страны, как Китай, Франция, Германия, Венгрия, Израиль, имеющие богатый опыт работы с диаспорой, не предпринимают попыток дать определение понятия "соотечественники за рубежом" или определить их правовой статус своим внутренним законодательством.
Нельзя исключить, что в случае принятия подобного закона нашу страну могут обвинить во вмешательстве во внутренние дела других государств и в первую очередь это будет исходить от стран СНГ и Балтии. Более того, не исключено принятие ими ответных мер, и тогда стремление российского законодателя защитить соотечественников за рубежом может обернуться для них негативными последствиями.
По оценочным данным в настоящее время в мире проживает примерно 45-50 миллионов наших соотечественников, из них 25-27 млн. - в государствах СНГ и Балтии. Если даже незначительная часть соотечественников получит документ, подтверждающий их связь с Россией, на основании которого они будут пользоваться определенными льготами на территории России, можно с большой степенью вероятности допустить, что будет нанесен ущерб безопасности страны, ее экономике и бюджету.
С учетом изложенного принятие федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" по-прежнему представляется нецелесообразным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 4 сентября 1998 г. 4394п-П2 "О проекте федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"
Текст письма официально опубликован не был