Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98016099-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Российская Федерация по праву считается великой морской державой: 67 процентов ее Государственной границы проходит по морским участкам.
В последнее время растет количество попыток незаконного проникновения в исключительную экономическую зону Российской Федерации иностранных судов с целью хищнического промысла морепродуктов. Морские пространства все чаще становятся объектами устремлений многих иностранных государств, которые хотят восполнить свои природные запасы и укрепить свое могущество.
Для защиты своих национальных богатств, территории, да и в конце концов суверенитета, в законодательном порядке должно быть четко определены различные понятия, характеризующие объекты права, установлен правовой статус государственной территории Российской Федерации и составляющих ее элементов.
Конституция Российской Федерации относит к государственной территории, территории ее субъектов, внутренние воды, территориальное море, а также воздушное пространство над ними.
В международном праве под государственной территорией понимаются различные пространства земной и водной поверхности, воздушное пространство над ними, в пределах которых государство осуществляет свои суверенные права. Данный подход к пониманию государственной территории нашел отражение в Законе Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", подписанного Президентом Российской Федерации и опубликованного в "Российской газете" 6 августа 1998 года.
Однако, в этих двух законах, юридически закрепляющих правовой статус внутренних морских вод и территориального моря имеются различные подходы к определению внутренних вод и территориального моря, понятиям прохода, мирного прохода через территориальное море Российской Федерации, правилам захода в морские порты Российской Федерации.
Так Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" к внутренним водам относит: воды портов, заливов, лиманов, бухт, губ, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, воды озер, рек и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации, воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации, а также внутренние морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации.
То есть, внутренние морские воды и воды портов, а также воды заливов, лиманов, бухт, губ, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации, обозначены как самостоятельные составляющие внутренних вод.
В то же время Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", определяя понятие "внутренних морских вод" включает в них также воды портов, а также воды заливов, лиманов, бухт, губ и устьев рек, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских мили, кроме того во внутренние морские воды относятся также воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации.
Представляется юридически верным в внутренним водам Российской Федерации относить: внутренние морские воды и воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации.
Во внутренних водах Российской Федерации в соответствии с нормами международного права Российская Федерация вправе в полном объеме осуществлять свои суверенные права.
В Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и Законе Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" отличается также и определение, даваемое территориальному морю Российской Федерации.
Определение территориального моря Российской Федерации, даваемое в Федеральном законе базируется на понятии, данном Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, ратифицированной Российской Федерацией. В соответствии с указанной Конвенцией под территориальным морем понимается морской пояс шириной 12 морских миль и примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам. Понятие территориального моря Российской Федерации, используемое в Законе Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" не соответствует указанной Конвенции.
Кроме того, Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" установлен порядок установления границ территориального моря, который также основан на Конвенции ООН по морскому праву. Порядок же установленный Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" не включает всех способов отсчета ширины территориального моря, определенных Конвенцией ООН по морскому праву.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Поэтому представляется правильным и необходимым использование в законодательстве Российской Федерации основных терминов и положений международных договоров Российской Федерации, ратифицированных Российской Федерацией.
С целью устранения указанных противоречий, обеспечения согласованности законодательства Российской Федерации, приведения его в соответствие с международными договорами Российской Федерации разработан законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации".
Дополнительных материальных и иных затрат для реализации законопроекта не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.