Проект федерального закона N 96700406-2 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (внесен депутатами ГД Злотниковой Т.В., Тетельминым В.В., Уткиным Ю.В., Леончевым В.А., Лаховой Е.Ф.) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона N 96700406-2
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"


Досье на проект федерального закона

См. пояснительную записку

(с поправками в тексте, принятыми во втором чтении)


Глава I.    Общие положения
Глава II.   Права и обязанности граждан, индивидуальных
            предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения
            санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Глава III.  Санитарно-эпидемиологические требования по обеспечению
            безопасности среды обитания для здоровья человека
Глава IV.   Санитарно-противоэпидемические
            (профилактические) мероприятия
Глава IV.   Государственное регулирование в области обеспечения
            санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Глава V.    Государственная санитарно-эпидемиологическая
            служба Российской Федерации
Глава VII.  Ответственность за нарушения
            санитарного законодательства
Глава VIII. Заключительные положения

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.


Глава I. Общие положения


Статья 1. Основные понятия


В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности;

среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;

безопасные условия - состояния среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;

санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;

гигиенический норматив - установленное допустимое (максимальное или минимальное) количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;

социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между показателями состояния здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;

государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;

санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;

санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - совокупность организационных, административных, инженерно-технических, медико-санитарных, ветеринарных и иных мер, направленных на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;

ограничительные мероприятия (карантин) - комплекс административных, медико-санитарных, ветеринарных и иных мер, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающих особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;

инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, склонностью к быстрому распространению среди населения (эпидемия);

массовые неинфекционные заболевания (отравления) - заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических и (или) химических и (или) социальных факторов среды обитания.


Статья 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения


1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

разработки и реализации федеральных целевых, а также региональных целевых программ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, научных и научно-технических программ в данной области;

выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, как составной части их деятельности;

создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;

государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;

лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;

проведения социально-гигиенического мониторинга;

научных исследований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлении), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;

мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Финансирование мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств граждан и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения


Законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.


Статья 3.1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом


Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как условия реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отношения в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды, а также соответствующими статьями настоящего Федерального закона.


Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения


К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:

определение основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

разработка, принятие и реализация федеральных целевых, научных и научно-технических программ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

организация государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и управление ею;

государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;

социально-гигиенический мониторинг;

установление единой системы государственного учета и отчетности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

ведение государственных регистров химических, биологических веществ и отдельных видов продукции, потенциально опасных для человека радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;

обеспечение санитарной охраны территории Российской Федерации;

введение и отмена на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина);

введение и отмена санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

подготовка и опубликование ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации;

координация научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.


Статья 5. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения


К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:

участие в выработке и реализации государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контроль за соблюдением данных нормативных правовых актов;

разработка, принятие и реализация региональных целевых и научно-технических программ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории субъекта Российской Федерации;

разработка и выполнение на территории субъекта Российской Федерации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина);

разработка и реализация мер по созданию экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в соблюдении санитарного законодательства;

проведение социально-гигиенического мониторинга на территории субъекта Российской Федерации;

реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;

реализация мер по своевременному информированию населения городских и сельских поселений соответствующего субъекта Российской Федерации об инфекционных и массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях) среди населения, состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

решение других вопросов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не отнесенных к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.


Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения


Органы местного самоуправления осуществляют деятельность в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Глава II. Права и обязанности граждан, индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения


Статья 7. Права граждан


Граждане имеют право:

на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;

вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации предложения, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу, вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Статья 8. Права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц


Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;

принимать участие в разработке федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушений гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Статья 9. Обязанности граждан


Граждане обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;

не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.


Статья 10. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц


Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новой продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы их контроля;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;

осуществлять гигиеническое обучение работников.


Глава III. Санитарно-эпидемиологические требования по обеспечению
безопасности среды обитания для здоровья человека


Статья 11. Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений


1. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер, по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

2. При разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территории, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов, при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, при выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом перевооружении, расширении, консервации, ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства, жилых домов, иных объектов (далее - объекты), должны соблюдаться санитарные правила.

3. Утверждение норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, о строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставление земельных участков под строительство, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.

4. Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.


Статья 12. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства


1. Продукция производственно-технического назначения, производство, транспортировка, хранение, применение (использование) и утилизация которой требует непосредственного участия человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.

Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарным правилам.

2. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), новые технологические процессы производства продукции допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

3. Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить указанную деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить.


Статья 13. Санитарно-эпидемиологические требования к химическим и биологическим веществам, отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека


Химические, биологические вещества, отдельные виды продукции, потенциально опасные для человека, допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, транспортировке, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона.


Статья 14. Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, контактирующим с ними материалам и изделиям, и к технологиям их производства


1. Пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека и не оказывать на него вредное воздействие.

2. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, контактирующие с ними материалы и изделия в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам.

3. При производстве пищевых продуктов могут быть использованы пищевые добавки, контактирующие с ними материалы и изделия, разрешенные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, контактирующих с ними материалов и изделий, а также внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

5. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, контактирующих с ними материалов и изделий должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия, направленные на предотвращение ухудшения их качества.

6. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, контактирующие с ними материалы и изделия, не соответствующие санитарным правилам и представляющие опасность для человека, немедленно снимаются производителем с производства и продавцом с реализации.

Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцем в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены.


Статья 15. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации


1. Продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и которая предназначена для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.

2. Продукция, указанная в пункте 1 настоящей статьи, допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам. Отдельные виды впервые ввозимой на территорию Российской Федерации продукции, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, до их ввоза подлежат государственной регистрации в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона.

3. Обязательства по выполнению требований санитарного законодательства к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии указанной продукции являются существенным условием договора (контракта) поставки такой продукции.


Статья 16. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения


1. При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других) в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.

2. При организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, при установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.

3. При установлении минимальных социальных стандартов уровня жизни населения, гарантируемых государством, должны учитываться физиологические нормы питания человека.


Статья 17. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам


1. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

3. Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения пользования водным объектом.

4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.


Статья 18. Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения


1. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

3. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.


Статья 19. Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху городских и сельских поселений, территорий промышленных организаций, воздуху рабочих зон производственных помещений, хилых и других помещений


1. Атмосферный воздух городских и сельских поселений, территорий промышленных организаций, а также воздух рабочих зон производственных помещений, жилых и других помещений (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредного воздействия на человека.

2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха городских и сельских поселений, территорий промышленных организаций, воздуха мест постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов, устанавливаются санитарными правилами.

3. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в атмосферный воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии с их полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха городских и сельских поселений, воздуха мест постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия санитарным правилам атмосферного воздуха городских и сельских поселений, воздуха мест постоянного или временного пребывания человека.


Статья 20. Санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений и промышленных площадок


1. В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровни радиационного фона не должны превышать предельно допустимые уровни, установленные санитарными правилами.

2. Содержание территории городских и сельских поселений и промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Порядок и условия содержания территорий городских и сельских поселений устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.


Статья 21. Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления


1. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии таких порядка, условий и способов санитарным правилам.

3. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.

Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.


Статья 22. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям


1. Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны обеспечивать человеку независимо от срока проживания в них безопасные и безвредные условия в соответствии с санитарными правилами.

2. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений, не допускается.

3. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.


Статья 23. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспорта


1. При эксплуатации производственных, общественных зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.


Статья 24. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда


1. Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования по обеспечению безопасных условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных условий труда и выполнению санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда и отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных, инфекционных и иных заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.


Статья 25. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами


1. Работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе в области генной инженерии и с возбудителями инфекционных заболеваний, не должны оказывать вредное воздействие на человека.

2. Требования к обеспечению безопасности работ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для человека и среды обитания устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких работ санитарным правилам.


Статья 26. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека


1. Работы с источниками (машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами) физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвука, инфразвука, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения) не должны оказывать вредного воздействия на человека.

2. Критерии безопасности и (или) безвредности работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами.

3. Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, хранение, транспортировка, применение (использование) и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

4. Отношения в области обеспечения радиационной безопасности населения и безопасности работ с источниками ионизирующих излучений устанавливаются законодательством Российской Федерации.


Статья 27. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения населения


1. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры, направленные на профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, включая организацию их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

2. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства воспитания и обучения, учебная мебель, учебники и иная издательская продукция допускаются к внедрению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.


Глава IV. Санитарно-противоэпидемические
(профилактические) мероприятия


Статья 28. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий


1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе осуществление санитарной охраны территории Российской Федерации, введение ограничительных мероприятий (карантина), осуществление производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведение медицинских осмотров, профилактических прививок, а также гигиенического воспитания и обучения граждан.

2. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые, а также региональные целевые программы в области охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке юридическими и физическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях предусмотренных пунктом 2 статьи 49 настоящего Федерального закона.


Статья 29. Санитарная охрана территории Российской Федерации


1. Санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на территорию Российской Федерации и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также на предотвращение ввоза и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (далее - опасных грузов и товаров).

2. Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, определяется органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3. Не допускаются к ввозу на территорию Российской Федерации опасные грузы и товары, запрещенные к ввозу законодательством Российской Федерации, а также грузы и товары при санитарно-карантинном контроле которых установлено, что ввоз указанных грузов и товаров на территорию Российской Федерации создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

4. Для санитарной охраны территории Российской Федерации в пунктах пропуска через Государственную границу по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вводится санитарно-карантинный контроль.

5. Организация санитарной охраны территории Российской Федерации, порядок и условия проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации устанавливаются федеральными законами, санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


Статья 30. Ограничительные мероприятия (карантин)


1. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в городских и сельских поселениях, в организациях и на объектах в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей в соответствии со статьей 50 настоящего Федерального закона, решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением должностного лица федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится объект железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


Статья 31. Производственный контроль


1. Производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

2. Производственный контроль проводится в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.

3. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за его своевременность, полноту и достоверность.


Статья 32. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями


1. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению, а в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

2. Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных болезней, а при невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию.

3. Все случаи инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации организациями здравоохранения по месту выявления таких заболеваний (отравлений) и государственному учету и отчетности по ним органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Порядок ведения государственного учета указанных случаев заболеваний (отравлений), а также порядок отчетности по ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.


Статья 33. Обязательные медицинские осмотры


1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), профессиональных заболеваний при выполнении своих трудовых обязанностей работники отдельных профессий, производств и организаций обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).

2. В случае необходимости на основании предложений органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в отдельных организациях (их цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров работников.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения работниками медицинских осмотров.

4. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

5. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

6. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, веденья отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению.


Статья 34. Профилактические прививки


Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний гражданам проводятся профилактические прививки в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 35. Гигиеническое воспитание и обучение


1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:

в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;

при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников (посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях);

при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.


Глава IV. Государственное регулирование в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения


Статья 36. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование


1. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование в включает в себя:

разработку единых требований к проведению исследовательских работ по научному обоснованию санитарных правил;

контроль проводимых научных исследований в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;

разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение и опубликование санитарных правил;

контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения;

регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

2. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.


Статья 37. Разработка санитарных правил


1. Санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования определенных факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека.

2. Разработка санитарных правил должна предусматривать:

проведение комплексных исследований по выявлению и оценке воздействия факторов среды обитания на здоровье населения;

определение санитарно-эпидемиологических требований, направленных на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения;

установление критериев безопасности и (или) безвредности, гигиенических и иных нормативов факторов среды обитания;

анализ международного опыта в области санитарно-эпидемиологического нормирования;

установление оснований для пересмотра существующих гигиенических и иных нормативов;

прогнозирование социальных и экономических последствий применения санитарных правил;

обоснование сроков и условий введения санитарных правил в действие.


Статья 38. Утверждение и введение в действие санитарных правил


1. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

2. При наличии оснований (отсутствие федеральных санитарных правил, состояние санитарно-эпидемиологической обстановки) по согласованию с главным государственным санитарным врачом Российской Федерации постановлением главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации могут быть утверждены и введены в действие санитарные правила на территории данного субъекта Российской Федерации.

3. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию.

4. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

5. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, а также государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила по охране труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.


Статья 39. Особенности лицензирования отдельных видов деятельности (работ, услуг), представляющих потенциальную опасность для человека


1. Отдельные виды деятельности (работы, услуги), представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам в отношении следующих видов деятельности (работ, услуг), представляющих потенциальную опасность для человека:

производство и реализация продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе этилового спирта и алкогольной продукции, питьевой воды, табачных изделий, а также лекарственных, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, медицинских иммунобиологических препаратов, предметов гигиены и санитарии, парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии;

оказание медицинских, фармацевтических и коммунально-бытовых услуг, образовательная деятельность, работы с возбудителями инфекционных заболеваний человека и их токсинами, ядами, потенциально опасными для человека химическими и биологическими веществами, источниками ионизирующих излучений, радиоактивными веществами и материалами, работы по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также эксплуатация систем инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и сельских поселений;

проектирование, строительство, эксплуатация, консервация и ликвидация потенциально опасных для человека производственных объектов;

сбор, утилизация, переработка, захоронение и уничтожение отходов производства и потребления.


Статья 40. Особенности сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека


Сертификация отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии таких продукции, работ и услуг санитарным правилам.


Статья 41. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок


1. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами в целях:

установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;

установления причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

установления соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 15 - 27, 39 и 40 настоящего Федерального закона, санитарным правилам.

2. На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами в соответствии со статьей 50 настоящего Федерального закона, даются санитарно-эпидемиологические заключения.

3. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4. Органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, аккредитованные организации и эксперты, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 42. Государственная регистрация веществ и продукции


1. Государственной регистрации подлежат:

впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и препараты на их основе (далее - вещества), потенциально опасные для человека;

отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека;

отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации.

2. Государственная регистрация указанных в пункте 1 настоящей статьи веществ и продукции проводится на основании:

оценки опасности веществ и продукции для человека и среды обитания;

установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ, отдельных компонентов продукции в среде обитания;

разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и продукции по предотвращению вредного воздействия на человека и среду обитания.

3. Оценка опасности веществ и продукции для человека и среды обитания, установление гигиенических и иных нормативов содержания веществ и отдельных компонентов продукции в среде обитания, разработка защитных мер осуществляются организациями, аккредитованными в установленном порядке.

4. Государственная регистрация указанных в пункте 1 настоящей статьи веществ и продукции проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Статья 43. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор


1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:

контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний и вынесение постановлений по фактам нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

контроль за состоянием здоровья населения, среды обитания, санитарно-эпидемиологической обстановкой;

проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственного учета инфекционных заболеваний, профессиональных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами и учреждениями (должностными лицами) государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.


Статья 44. Социально-гигиенический мониторинг


1. Для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг.

2. Социально-гигиенический мониторинг осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в городских и сельских поселениях органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

3. Порядок ведения социально-гигиенического мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации.


Глава V. Государственная санитарно-эпидемиологическая
служба Российской Федерации


Статья 45. Основные принципы организации и деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации


1. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.

2. Система государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации;

органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на транспорте (водном, воздушном);

структурные подразделения, учреждения федеральных органах исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее - объекты железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения);

государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

3. Организацию деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляет главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам, на транспорте (водном, воздушном), главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.

4. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи являются по должности заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию.

5. Главные государственные санитарные врачи являются руководителями соответствующих органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

6. Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, действуют на основе подчинения нижестоящих вышестоящим и главному государственному санитарному врачу Российской Федерации.

7. Организационная структура государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции и порядок осуществления ее деятельности устанавливается положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.


Статья 46. Финансирование государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации


Финансирование государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляется за счет:

средств федерального бюджета;

средств, поступающих за выполнение работ и оказание услуг, по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;

средств, получаемых от граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в порядке возмещения дополнительно понесенных расходов на проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

средств, получаемых от издательской деятельности;

добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц;

других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.


Статья 47. Право органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на пользование имуществом и земельными участками


1. Помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое материально-техническое имущество, используемые органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Земельные участки, на которых размещаются здания и сооружения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, безвозмездно предоставляются им в постоянное пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Статья 48. Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор


1. Должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от имени органов и учреждений указанной службы (далее - должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений их заместители и специалисты органов и учреждений указанной службы.

Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

2. Воздействие в какой-либо форме на должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельное) и не допускается и влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

3. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, находятся под особой защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право на ношение форменной одежды установленного образца.

5. Право на замещение должностей главных государственных санитарных врачей и их заместителей имеют граждане Российской Федерации, получившие высшее медицинское образование и имеющие сертификат по специальности "медико-профилактическое дело".


Статья 49. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор


1. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право:

получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

проводить санитарно-эпидемиологические расследования;

беспрепятственно посещать территорию и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, с целью проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

с согласия граждан посещать их жилые помещения в целях обследования жилищных условий;

проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых грузов санитарным правилам;

проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

проводить измерения уровней факторов среды обитания в целях установления их соответствия санитарным правилам;

составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.

2. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки о:

устранении выявленных нарушений санитарных правил;

прекращении реализации продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения;

проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями;

выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территории и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;


Статья 50. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей


1. Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 49 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями:

1) рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;

2) предъявлять иски в суд к гражданам и арбитражный суд к индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам в случае нарушения ими санитарного законодательства;

3) давать гражданам и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 41 настоящего Федерального закона;

4) давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки о:

вызове в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации граждан, должностных лиц и лиц, осуществляющих управленческие функции, для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;

проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельности санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 41 настоящего Федерального закона;

5) при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), выносить мотивированные постановления о приостановлении до устранения такого нарушения или о запрещении в случае невозможности его устранения;

проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;

эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;

разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции;

производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;

использования населением водных объектов для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях;

ввоза на территорию Российской Федерации продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам, или не зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке потенциально опасных для человека, химических и биологических веществ, отдельных видов продукции;

6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановлении о:

госпитализации для обследования или изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

проведении обязательного медицинского осмотра граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных болезней и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых работ или производства;

проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;

введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах;

7) за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о:

наложении административного взыскания в виде предупреждения или штрафа;

направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

8) вносить предложения:

в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также по проектам программ социально-экономического развития территорий, федеральных целевых программ и региональных целевых программ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в организации о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в финансово-кредитные организации о приостановлении операций юридических и физических лиц по расчетным и другим счетам в случае нарушения указанными лицами санитарных правил при осуществлении ими работ по проектированию и строительству объектов и невыполнении постановлений о приостановлении или прекращении таких работ;

в органы по сертификации о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия на продукцию, работы и услуги в случае установления их несоответствия санитарным правилам;

в лицензионные органы о приостановлении действия лицензий на отдельные виды деятельности или об изъятии лицензий, в случае установления нарушения санитарных правил при осуществлении таких видов деятельности;

работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил;

юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства.

2. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 49 настоящего Федерального закона, и пунктом 1 настоящей статьи, наделяется дополнительными полномочиями:

выдавать санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, проектов норм проектирования, проектов государственных стандартов, строительных норм и правил, проектов ветеринарных и фитосанитарных правил, проектов правил в области охраны труда, охраны окружающей природной среды, проектов образовательных стандартов, проектов других нормативных актов и федеральных целевых программам (далее - документы), касающихся обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

утверждать санитарные правила, а также нормативные и другие документы, регламентирующие деятельность органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а также методы, предусмотренные частью 1 статьи 41 настоящего Федерального закона:

вносить в федеральные органы исполнительной власти предложения о приведении в соответствие с санитарным законодательством утвержденных названными органами документов, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

вносить в Правительство Российской Федерации предложения о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации;

3. Главные государственные санитарные врачи, указанные в пункте 4 статьи 45 настоящего Федерального закона, наряду с правами и полномочиям, предусмотренными статьей 49 настоящего федерального закона и подпунктами 1-7 пункта 1 настоящей статьи, наделяются дополнительными полномочиями:

разрабатывать и вносить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проекты санитарных правил для их утверждения;

утверждать инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.


Статья 51. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор


Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять полномочия, предусмотренные статьями 49, 50 настоящего Федерального закона, по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений санитарного законодательства, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) ;

рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры;

информировать органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей;

оказывать содействие общественным объединениям в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и исполнения санитарного законодательства.


Статья 52. Ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор


Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Статья 53. Обжалование действий должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор


1. Действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд.

2. Жалоба рассматривается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемых действий, если исполнение обжалуемых действий не приостанавливается решением суда.


Глава VII. Ответственность за нарушения
санитарного законодательства


Статья 54. Ответственность за нарушение санитарного законодательства


1. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

1) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, к эксплуатации производственных, общественных зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспорта -

влечет предупреждение или наложение штрафа:

на граждан - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

2) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, к продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, к товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью и контактирующим с ними материалам и изделиям, к новым технологиям производства -

влечет предупреждение или наложение штрафа:

на граждан - от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

3) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху городских и сельских поселений, воздуху мест постоянного или временного пребывания человека, к почве, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений -

влечет предупреждение или наложение штрафа:

на граждан - от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

4) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, условиям воспитания и обучения, условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека, условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами -

влечет предупреждение или наложение штрафа:

на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

5) невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона.

4. Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

5. Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации.


Статья 55. Исполнение постановления о наложении штрафа на юридическое лицо за нарушение санитарного законодательства


Постановление о наложении штрафа на юридическое лицо подлежит исполнению юридическим лицом, совершившим нарушение санитарного законодательства, не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления в письменной форме об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. По истечении указанных сроков при отказе от добровольного исполнения постановления о наложении штрафа принудительное исполнение постановления о наложении штрафа осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.


Статья 56. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства


Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства подлежит возмещению гражданами и юридическими лицами, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Глава VIII. Заключительные положения


Статья 57. Вступление в силу настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Статья 58. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом


1. Со дня вступления в силу настоящего федерального закона признать утратившими силу: Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1991, N 20, ст.641; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 29, ст.1111; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст.2397); Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст.3613; постановление Верховного Совета Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1035-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1991, N 20, ст.642).

2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Президент

Российской Федерации


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.