Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98091889-2 "О внесении изменений и дополнений в Воздушный Кодекс Российской Федерации"
(по вопросу государственного регулирования развития авиации, аэродромной сети и аэропортов Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект разработан Комитетом Государственной Думы по вопросам геополитики с привлечением ряда представителей федеральных органов исполнительной власти.
Принятый 19 февраля 1997 г. Государственной Думой Воздушный Кодекс Российской Федерации (далее именуемый Кодекс) призван установить правовые основы использования воздушного пространства и деятельности в области авиации. Однако, несмотря на огромную работу, проделанную различными организациями и ведомствами, при составлении Кодекса не удалось в полной мере заложить правовые основы государственного регулирования в указанной области.
В крайне сложных экономических условиях основным фактором, обеспечивающим стабильное и безопасное развитие и функционирование российской авиации, может и должно стать усиление государственного регулирования. Исходя из этого основного положения и следует оценивать эффективность Кодекса как правовой основы использования воздушного пространства и деятельности в области авиации.
Основным недостатком рассматриваемого Кодекса следует считать отсутствие единой государственной системы ответственности в области авиации. Попытка дать правовое регулирование видам авиации, крайне условно разделенных на государственную, гражданскую и экспериментальную, к существующим федеральным органам исполнительной власти, привела к их практически полному изолированию при отсутствии четко обозначенных формальных границ разделения.
Попытка в рассматриваемом Кодексе определить приоритеты по использованию воздушного пространства РФ, не опираясь на единую систему государственного регулирования привели, в частности, к таким коллизиям, когда интересы безопасности страны ставятся в зависимость от коммерческих интересов предприятий гражданской авиации.
Одним из основных недостатков принятого Кодекса является явный перекос в сторону гражданской авиации. Практически все отношения, возникающие при использовании воздушного пространства и деятельности в области авиации, описанные в Кодексе имеют отношение только к гражданской авиации.
Авторы законопроекта исходили из того, что в Кодексе не отражены правовые нормы касающиеся вопросов обеспечения авиационной деятельности государственной авиации. Практически в Воздушном кодексе отсутствуют нормы регламентирующие деятельность специально-уполномоченного органа в области экспериментальной авиации. Упущены нормы относительно государственного регулирования специально уполномоченного органа в области обороны, в части выполнения мобилизационно-оборонных задач и специально уполномоченного органа по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в части решения задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Изменения и дополнения, предлагаемые для внесения в статью 9 должны устранить недостатки Кодекса в отношении более четкого решения вопросов лицензирования.
Уточнены приоритеты при использовании воздушного пространства в соответствии с государственными интересами (статьи 13 и 16).
Разработанным законопроектом учитываются интересы не только гражданской авиации, но и интересы государственной и экспериментальной авиации, что и отражено в изменениях и дополнениях к статьям 12, 18, 24, 27, 28, 39, 40, 44 и 57.
При разработке закона учтена необходимость усиления государственного регулирования при использовании воздушного пространства и деятельности в области авиации.
Реализация законопроекта не требует материальных затрат. Не требуется и перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.