Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98093726-2 "Об обращении имущества в собственность Российской Федерации (национализации)"
Досье на проект федерального закона
В результате политических и экономических реформ к середине 90-х годов в Российской Федерации были созданы условия для создания экономики, основанной на равноправии всех форм собственности, добросовестной конкуренции и частной инициативе.
Дальнейшее формирование развитой, отвечающей потребностям современного российского общества рыночной экономики, предполагает обеспечение всесторонней защиты прав и интересов собственников, в том числе от действий государства, связанных с принудительным изъятием имущества в его собственность.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. При этом принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Таким образом, гарантируя частную собственность, государство оставляет за собой право суверена в части изъятия имущества в исключительных случаях при условии справедливой и полной оплаты.
Проект федерального закона "Об обращении имущества в собственность Российской Федерации (национализации)" (далее - Проект закона) предусматривает порядок осуществления обязательного и возмездного изъятия в собственность Российской Федерации имущества, а также гарантии защиты прав и интересов его владельцев.
Основой для принятия такого закона прежде всего является статья 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в том числе в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании федерального закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков.
Проект закона дополняет и развивает положения, закрепленные Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Проект закона основывается на следующих принципах:
национализация имущества допускается только в собственность Российской Федерации;
обращение имущества в собственность Российской Федерации осуществляется только на основании федерального закона о национализации соответствующего имущества исключительно в целях обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации;
обеспечение гласности процедуры национализации имущества;
предварительное и равноценного возмещение стоимости национализируемого имущества;
судебная защита прав собственника национализируемого имущества.
В соответствии с Проектом закона объектом национализации могут быть только следующие виды имущества:
предприятие, как имущественный комплекс, продукция (товары или услуги) которого имеет стратегическое значение для обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации;
акции, доли участия хозяйственных обществ и товариществ, паи производственных кооперативов, производящих продукцию (товары и услуги), имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации.
Проект закона возлагает основную предварительную работу по подготовке национализации имущества на специально создаваемую в каждом конкретном случае Комиссию. В состав такой Комиссии могут входить представители государственных органов, заинтересованных общественных организаций и собственников национализируемого имущества. Функциями Комиссии является определение стоимости национализируемого имущества и порядка возмещения собственникам имущества, решение иных вопросов.
В целях объективного и справедливого определения стоимости национализируемого имущества предполагается обязательное участие независимого оценщика. Выбор независимого оценщика должен быть осуществлен на конкурсной основе.
На основании решения Комиссии по национализации, которое является рекомендательным, Правительство Российской Федерации принимает соответствующее постановление. Данное постановление может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с даты его вступления в силу собственником национализируемого имущества и иными заинтересованными лицами. Обжалованию подлежит исключительно размер, порядок, сроки и иные условия возмещения собственнику стоимости национализируемого имущества.
После утверждения Правительством Российской Федерации постановления о национализации проект соответствующего федерального закона вносится на рассмотрение в Государственную Думу Федерального собрания. В случае необходимости должен быть также внесен проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете на соответствующий год. Федеральный закон о национализации может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Возмещение стоимости имущества должно быть осуществлено в полном объеме до момента перехода к Российской Федерации права собственности на имущество. Возмещение стоимости производится в денежной форме.
В целом принятие Федерального закона "Об обращении имущества в собственность Российской Федерации (национализации)" будет способствовать дальнейшему улучшению инвестиционной привлекательности Российской Федерации, обеспечению прав и законных интересов собственников и недопустимости осуществлению национализации в интересах отдельных финансовых и политических образований.
Вступление в силу Федерального закона "Об обращении имущества в собственность Российской Федерации (национализации)" непосредственно не потребует принятия новых федеральных законов, внесения изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и дополнительного финансирования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"Об обращении имущества в собственность Российской Федерации
(национализации)"
Принятие и реализация Федерального закона "Об обращении имущества в собственность Российской Федерации (национализации)" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
принятию в связи с принятием Федерального закона "Об обращении
имущества в собственность Российской Федерации (национализации)"
В связи с принятием Федерального закона "Об обращении имущества в собственность Российской Федерации (национализации)" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.