Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
Практика применения Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" показала, что при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, возложенного на антимонопольные органы статьями 11, 17 и 18 вышеуказанного закона, в ряде случаев нельзя в полной мере установить реальные размеры концентрации хозяйствующих субъектов на товарном рынке, их рыночную силу и стратегические интересы, которые могут быть направлены не только на получение прибыли, но и на ликвидацию российских конкурентов зарубежных компаний, отмывание финансовых ресурсов отечественных и зарубежных криминальных структур, подрыв экономических устоев и национальной безопасности Российской Федерации. Это происходит в случаях, когда приобретателем имущества (в том числе акций) российских предприятий выступают либо зарегистрированные в оффшорных зонах, либо специально созданные для совершения конкретной сделки "подставные" фирмы.
В оффшорных зонах установлен порядок абсолютного закрытия информации о реальных собственниках коммерческих организаций, зарегистрированных в этих зонах, а также об объемах и видах коммерческой деятельности.
Например, практика продажи государственного имущества показывает, что из представленных документов для участия в инвестиционных торгах по продаже государственной собственности трудно установить реальность, а не мнимость сделки, поскольку явно просматривается несоответствие активов приобретателя сумме сделки.
Продается имущество, оцениваемое в десятки миллионов долларов, а на участие в торгах заявку подает фирма, уставной капитал которой оценивается в 8 тыс. рублей или 2 ирландских фунта и, формально, этой фирме нельзя отказать, так как об источниках финансирования приобретаемого имущества фирма не обязана сообщать антимонопольному органу.
Поэтому, целью законопроекта является установление лиц, в чьих интересах совершается та или иная сделка, в целях предотвращения монополизации российской экономики, отрицательных последствий от подобных сделок для акционеров, пресечения вывода за рубеж ликвидных активов российских предприятий.
Законопроект направлен на социальную защиту работников предприятий, поскольку позволит избежать перепродажи и перепрофилирования предприятий. Таким образом, законопроект направлен на развитие социальной рыночной экономики, сочетающей принцип рыночной свободы с принципом социального перераспределения для обеспечения системы социальной подстраховки для безработных, стариков и больных.
Законопроект имеет принципиальное значение для развития экономики, затрагивает интересы большого количества граждан, юридических лиц и государства, принятие закона позволит укрепить нормативно-правовую базу реализации государственной политики в области конкуренции.
Реализация законопроекта не потребует увеличения бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание соответствующих государственных органов, и кадрового обеспечения.
Законопроект подготовлен с участием специалистов МАП России.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О внесении изменения в статью 18 Закона Российской Федерации
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках"
Реализация вышеуказанного законопроекта не предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении
изменения в статью 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
В связи с принятием вышеуказанного Федерального закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или дополнения действующих нормативных правовых актов, либо принятия новых актов федерального законодательства.
А.В.Коровников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.