Письмо Президента РФ от 1 июня 1999 г. N Пр-701 Об отклонении проекта федерального закона "О Российском обществе Красного Креста и об использовании в Российской Федерации эмблемы Красного Креста и словосочетания "Красный Крест"

Письмо Президента РФ от 1 июня 1999 г. N Пр-701


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 12 мая 1999 г. и одобренный Советом Федерации 17 мая 1999 г. Федеральный закон "О Российском обществе Красного Креста и об использовании в Российской Федерации эмблемы Красного Креста и словосочетания "Красный Крест" (далее именуется - Закон) в связи с его несоответствием Конституции Российской Федерации и другим законодательным актам Российской Федерации.

Российское общество Красного Креста (далее именуется - РОКК) является общественным объединением. Это закреплено в его уставе, о чем упоминается, например, в статье 7 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", которая предусматривает, что "Российское общество Красного Креста, другие общественные объединения, уставами которых предусмотрено оказание содействия охране здоровья населения, участвуют совместно с органами государственного управления здравоохранением в организации донорства крови и ее компонентов, его финансировании, а также в пропаганде среди населения безвозмездной добровольной сдачи крови и ее компонентов для лечебных целей".

В соответствии с частью 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации в России гарантируется равенство общественных объединений перед законом. В статье 15 Федерального закона "Об общественных объединениях" (далее именуется - Федеральный закон) также предусмотрено, что общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы равны перед законом. Федеральным законом (статья 6) допускается принятие специальных законов, регулирующих особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией отдельных видов общественных объединений. В связи с этим принятие закона, устанавливающего специальный статус конкретного общественного объединения - РОКК, противоречит названным статьям Конституции Российской Федерации и Федерального закона.

Статья 30 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Эта конституционная норма конкретизируется в статье 6 Федерального закона, закрепляющей, что деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Из изложенного следует, что попытка законодателя закрепить правовой статус РОКК, определить структуру устава РОКК, его цели, задачи, основные направления и формы деятельности в Законе представляет собой прямое нарушение свободы деятельности РОКК, гарантированной статьей 30 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом (статьи 2-5, 15 и 17). Таким образом, сама концепция Закона противоречит Конституции Российской Федерации и Федеральному закону.

Многие положения Закона носят оценочный либо декларативный характер и в силу этого не могут быть предметом правового регулирования. Так, например, в статье 1 Закона закреплено, что РОКК - старейшая гуманитарная организация России. Норма статьи 2, устанавливающая организационно-правовую форму РОКК, противоречит статье 7 Федерального закона, главе 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону "О некоммерческих организациях".

Неправомерно предоставление РОКК права награждения знаком "Почетный донор России" (статья 3 Закона), порядок которого определен законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. N 842 утверждено Положение о нагрудном знаке "Почетный донор России".

Статья 5 Закона, предусматривающая, что национальные общества Красного Креста (Красного Полумесяца) могут осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации только на основе соглашений с РОКК, возлагает на РОКК разрешительные функции, что в соответствии со статьями 3, 10 и 11 Конституции Российской Федерации может быть отнесено только к компетенции органа государственной власти.

Положения статей 3, 7 и 8 Закона закрепляют право на перечисленные в них виды деятельности исключительно за РОКК. Однако Женевские конвенции, регламентирующие различные виды гуманитарной деятельности, содержат принципиально иной подход к данному вопросу и предусматривают возможность осуществления гуманитарных функций любой гуманитарной организацией, а не только Международным комитетом Красного Креста. Так, например, в статье 10 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны предусмотрено, что положения данной Конвенции не служат препятствием для гуманитарных действий, которые Международный Комитет Красного Креста или любая другая беспристрастная гуманитарная организация предпримут для защиты гражданских лиц.

Значительная часть содержащихся в главе II Закона положений, прежде всего касающихся предоставления налоговых и таможенных льгот и освобождения от налогов и таможенных пошлин, не относится к предмету регулирования Закона, так как эти вопросы решаются на основании федеральных законов в области налогообложения. Кроме того, запрещается предоставлять налоговые льготы отдельным организациям в индивидуальном порядке (пункт 2 статьи 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Глава III Закона, регламентирующая использование в Российской Федерации эмблемы Красного Креста, в недостаточной степени учитывает положения Женевских конвенций, которые предусматривают использование двух различных терминов: эмблемы красного креста как отличительной эмблемы и эмблемы Красного Креста как эмблемы соответствующей организации. Так, в пункте 1 статьи 8 Протокола N 1 эмблема красного креста обозначена как отличительная эмблема, которая используется для защиты медицинских формирований и санитарно-транспортных средств. Статья 38 Протокола N 1 относит эмблему красного креста к признанным эмблемам наряду с иными международно признанными защитными эмблемами, знаками или сигналами. Во втором значении эмблема Красного Креста указана, например, в статье 44 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующей армии.


Б.Ельцин



Письмо Президента РФ от 1 июня 1999 г. N Пр-701


Текст письма официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.