Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99089622-2 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Украины о поощрении и взаимной защите инвестиций"
Важным направлением развития российской экономики является привлечение иностранных инвестиций, что требует, наряду с развитием внутреннего законодательства, обеспечения международно-правовых гарантий на основе соответствующих соглашений.
27 ноября 1998 года подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о поощрении и взаимной защите инвестиций.
По содержанию указанное Соглашение во многом совпадает с аналогичными соглашениями, подписанными в 1992 - 1998 годах с Италией, Грецией, Кубой, Румынией, Узбекистаном, Казахстаном и другими государствами. Основными его положениями являются следующие.
1. Допуск инвестиций инвесторов государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны в соответствии с законодательством этого государства.
2. Предоставление каждой из Сторон инвесторам государства другой Стороны режима, создающего равные условия с национальными инвесторами или инвесторами третьих государств.
При этом каждое из государств Сторон вправе сохранять или устанавливать в своем законодательстве отдельные преимущества в пользу национальных инвесторов. Такое положение означает по существу, что национальный режим должен предоставляться иностранным инвесторам только в той мере, в которой это предусмотрено законодательством Российской Федерации и Украины.
Кроме того, ни одна из Сторон не обязана распространять на инвесторов государства другой Стороны преимущества, которые она предоставляет инвесторам любого третьего государства в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или экономическом союзе, монетарном союзе или международном соглашении, устанавливающем подобные объединения, или в других формах регионального сотрудничества, участником которых является или может стать одна из Сторон, на основе соглашения об избежании двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения.
3. Обязательство Сторон не предпринимать мер по принудительному изъятию иностранных инвестиций в форме национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах.
Подобные меры должны осуществляться в строгом соответствии с законодательством государств Сторон, на недискриминационной основе и сопровождаться выплатой компенсации с учетом процентов, начисляемых с даты экспроприации до даты выплаты по процентной ставке для трехмесячных депозитов в долларах США на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR) плюс 1%, эффективно реализуемой и свободно переводимой.
При этом необходимо отметить, что в действующем Законе РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 года N 1545-1 механизм компенсации в случае экспроприации не прописан.
4. Гарантии беспрепятственного перевода сумм, причитающихся иностранным инвесторам в результате их деятельности, таких, как доходы, суммы, выплачиваемые в погашение займов, относящихся к инвестициям, платежи в связи с частичной или полной ликвидацией либо продажей инвестиций, а также сумм компенсации в случае принудительного изъятия инвестиций.
5. Суброгация - действующее российское законодательство не предусматривает возможность страхования инвестиций от политических (некоммерческих) рисков.
6. Возможность рассмотрения в международном арбитраже инвестиционных споров между одной Стороной и инвестором государства другой Стороны, а также споров между самими Сторонами относительно толкования и применения Соглашения. В действующем Законе РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 года N 1545-1 механизм рассмотрения такого рода споров в международном арбитраже не предусмотрен.
Учитывая, что Соглашение содержит положения иные, чем предусмотренные российским законодательством, оно подлежит ратификации в соответствии с пунктом 1а Статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ.
Вступление в силу Соглашения не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета. Вместе с тем, в случае экспроприации (национализации) инвестиций украинских инвесторов Правительство Российской Федерации должно будет выплатить компенсацию. Выплаты могут иметь место также в случаях, когда судом или арбитражем, в том числе международным арбитражем, будет установлено, что Российская Сторона не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязательства перед Кабинетом Министров Украины или украинскими инвесторами, вытекающие из Соглашения. Такие же обязательства со всеми возможными последствиями берет на себя и Кабинет Министров Украины.
Соглашение заключено на основе типового проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1992 года N 395.
По состоянию на 1 января 1999 года, объем накопленных украинских инвестиций в России составил 10,9 млн. долл., а объем российских инвестиций в Украине составил 11,3 млн. долл.
Соглашение от 27 ноября 1993 года обеспечивает долговременную стабильность и предсказуемость юридической среды при принятии инвестиционных решений, способствует применению юридических правил, соответствующих современной международной практике, повышает безопасность и уменьшает рискованность инвестиций.
В соответствии с пунктом 5 Статьи 9 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и пункта 1 Статьи 189 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Минэкономики России дает положительную оценку возможных финансово-экономических последствий ратификации указанного Соглашения. Его ратификация будет способствовать активизации инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между Россией и Украиной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.