Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации"
Проект федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации" подготовлен во исполнение пункта 1 статьи 17 Федерального закона "Об обороне" в целях совершенствования деятельности органов и войск ФПС России по защите и охране государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
В настоящее время деятельность органов и войск ФПС России осуществляется на основе значительного количества законодательных актов Российской Федерации и урегулирована фрагментарно.
Так, в настоящее время органы и войска ФПС России действуют на основании следующих законодательных актов Российской Федерации:
Кодекса РСФСР об административных правонарушениях;
Уголовно-процессуального кодекса РСФСР;
Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации";
Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды";
Федерального закона "О животном мире";
Федерального закона "Об обороне";
Федерального закона "О безопасности";
Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации";
Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";
Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности";
Федерального закона "О внешней разведке" и др.
Реформирование системы ФПС России, возложение на нее Президентом Российской Федерации дополнительных задач, обусловленных коренными изменениями ситуации на государственной границе, прежде всего в экономической сфере, обуславливают необходимость их законодательного закрепления, что и делается в предлагаемом законопроекте.
Необходимость подготовки проекта федерального закона, регламентирующего деятельность всей системы ФПС России, а не войск и органов отдельно, вызвана еще и тем, что они в настоящее время функционируют в условиях такой степени единства и взаимосвязи (в том числе и структурно), которые требуют и единой правовой регламентации этой деятельности.
Проектом федерального закона вводится понятие "Пограничная служба Российской Федерации". В основу этого понятия положено утверждение о том, что Пограничная служба Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны государственной границы, приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, которая состоит из:
Федеральной пограничной службы Российской Федерации - федерального органа исполнительной власти;
войск Пограничной службы;
органов Пограничной службы;
организаций Пограничной службы.
Данное понятие представляется наиболее приемлемым при определении образованной в результате реформирования единой системы, предназначенной для решения возложенных на нее законодательством Российской Федерации задач по защите и охране государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
Законопроект систематизирует содержащиеся в различных нормативных правовых актах полномочия, правовые основы Пограничной службы ц ее должностных лиц при решении возложенных на них задач. Однако перечень таких полномочий исчерпывающим не является, что обусловлено следующими обстоятельствами.
Во-первых, на органы и войска ФПС России в настоящее время возложено решение широкого круга задач, каждая из которых имеет в качестве правовой основы ее осуществления "свой" законодательный акт (в том числе перечисленные выше), которым и определяются полномочия государственных органов, призванных решать ту или иную задачу. В этой связи аккумулирование полномочий органов и войск ФПС России и их должностных лиц возможно лишь путем дублирования положений таких законодательных актов, что представляется не только нецелесообразным, но и противоречащим общим принципам построения системы законодательства Российской Федерации.
Во-вторых, создание исчерпывающего перечня полномочий органов и войск ФПС России и их должностных лиц в одном акте потребует внесение в него изменений и дополнений при наделении ФПС России дополнительными полномочиями другими законодательными актами.
Учитывая, что субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации и граждане оказывают финансовую помощь органам и войскам ФПС России, законопроект предусматривает использование этих средств как внебюджетных.
На основании изложенного, предполагается, что разрабатываемый законопроект должен стать правовой основой существования системы деятельности органов, войск и организаций ФПС России. Нормативное же регулирование самого процесса выполнения возложенных на Пограничную службу Российской Федерации задач будет осуществляться "по направлениям деятельности", то есть теми актами, которые являются "базовыми" для соответствующей сферы общественных правоотношений.
Сущностных изменений действующего законодательства принятие федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации" не влечет, однако оно потребует внесения изменений исключительно редакционного характера в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, законы Российской Федерации "О безопасности", "О Государственной границе Российской Федерации", федеральные законы "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", "О воинской обязанности и военной службе" и др.
Дополнительных расходов из федерального бюджета реализация федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации" не потребует.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О Пограничной службе Российской Федерации"
Поскольку проект федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации" фактически является обобщающим законом, суммирующим уже установленные нормы другими нормативными правовыми актами, его принятие не повлечет за собой выделения дополнительных денежных средств из бюджета.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения
и дополнения которых потребует принятие Федерального закона
"О Пограничной службе Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации" потребует внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР "Об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, законы Российской Федерации "О безопасности", "О Государственной границе Российской Федерации", федеральные законы "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", "О воинской обязанности и военной службе", "Об обороне", которые будут носить "косметический" характер.
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
Вопросы защиты и охраны государственной границы в настоящее время регулируются:
Кодексом РСФСР об административных правонарушениях;
Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР;
Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации";
Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды";
Федеральным законом "Об обороне";
Федеральным законом "О безопасности";
Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации";
Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном морс и прилежащей зоне Российской Федерации";
Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";
Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 года N 2154 "Об официальных представителях Федеральной пограничной службы Российской Федерации в сопредельных государствах";
Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1995 года N 232 "Об утверждении Положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 года N 950 "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере";
Основами пограничной политики, утвержденными Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 года;
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года N 339 "О порядке привлечения граждан к охране государственной границы Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N 462 "О пограничных представителях Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 года N 1208 "Об утверждении порядка применения оружия военными кораблями и летательными аппаратами ФПС России при охране исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1998 года N 20 "Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 60 "Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 1998 года N 90 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 года N 950 "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере";
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 634 "Об утверждении перечня спецсредств, состоящих на вооружении органов и войск ФПС России, и Правил применения спецсредств при защите государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории и обеспечении собственной безопасности ФПС России".
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации
Федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации" предполагает разработку постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил применения оружия и специальных средств должностными лицами Федеральной пограничной службы Российской Федерации, выполняющими задачи по охране объектов животного мира, и установлении перечней указанных должностных лиц Федеральной пограничной службы Российской Федерации, видов оружия и специальных средств".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.