Проект федерального закона
"О государственной программе приватизации и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Классификация государственного имущества по возможности
его приватизации
Раздел 3. Порядок подачи, оформления и принятия к рассмотрению
заявки на приватизацию
Раздел 4. Порядок принятия решения о приватизации Правительством РФ
Раздел 5. Порядок принятия решения по закреплению в государственной
или муниципальной собственности акций открытых акционерных
обществ, созданных при преобразовании государственных
и муниципальных унитарных предприятий, и по использованию
в отношении указанных обществ специального права "Золотая
акция"
Раздел 6. Порядок принятия решения о продаже пакетов акций,
закрепленных в федеральной собственности, о прекращении
действия специального права "Золотая акция" в управлении
открытым акционерным обществом
Раздел 7. Комиссия по приватизации
Раздел 8. Предпродажная подготовка объектов приватизации
Раздел 9. Порядок выбора комиссией по приватизации способа
приватизации объекта
Раздел 10. Продавцы государственного имущества
Раздел 11. Порядок определения начальной цены объектов приватизации
Раздел 12. Внесение изменений в утвержденный планы приватизации
государственного и муниципального имущества
Раздел 13. Порядок внесения государственного или муниципального
имущества в качестве вклада в уставные капиталы
хозяйственных обществ
Раздел 14. Порядок продажи акций приватизируемых предприятий
в интересах населения, проживающего на территории РФ
Раздел 15. Льготы работникам приватизируемого государственного или
муниципального унитарного предприятия
Раздел 16. Выкуп арендованного имущества
Раздел 17. Порядок осуществления арендатором права на первоочередное
приобретение акций ОАО, созданных посредством
преобразования предприятия - арендатора
Раздел 18. Приватизация объектов недвижимого имущества, сданных
в аренду
Раздел 19. Порядок предоставления рассрочки платежей при
приватизации государственного имущества
Раздел 20. Порядок и нормативы распределения средств от приватизации
федерального имущества
Раздел 21. Порядок возврата средств при расторжении купли-продажи
государственного имущества
Раздел 22. Социальная защита работников организаций, осуществляющих
приватизацию
Раздел 23. Информационное обеспечение процесса приватизации
Раздел 24. Требования к программам приватизации субъектов РФ
Приложение N 1
Раздел 1. Общие положения
1. Настоящая Государственная программа устанавливает приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества в собственность физических и юридических лиц, а также основы приватизации муниципального имущества в Российского Федерации.
2. Приоритетами в осуществлении приватизации в Российской Федерации являются:
- обеспечение реструктуризации и финансового оздоровления предприятий, оживление и рост производства;
- привлечение инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития приватизируемых предприятий, обеспечение оптимального соотношения отечественных и иностранных инвестиций;
- сохранение государственного контроля на стратегические виды производств, обеспечивающие национальную безопасность государства;
- производственная, социальная и экологическая реабилитация территорий, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой не возобновляемых природных ресурсов;
- создание условий для сохранения конкурентного положения страны по отдельным видам продукции на мировом рынке;
- обеспечение поступлений в федеральный бюджет в 2000 году от приватизации государственного имущества;
- оптимизация бюджетных расходов на управление государственной собственностью;
- создание условий для развития рынка недвижимости;
- оказание поддержки малому предпринимательству;
- осуществление в процессе приватизации согласования интересов государства, частного бизнеса, работников предприятий и населения в целом.
3. При приватизации государственного имущества ожидается поступление в бюджет Российской Федерации в 2000 году в объеме __________ млрд. руб.
4. Прогнозный перечень государственных унитарных предприятий, которые подлежат преобразованию в открытые акционерные общества, а также прогнозный перечень открытых акционерных обществ, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, предполагается продать в 2000 году, указан в приложении N 1 к настоящей программе.
5. Решения органов местного самоуправления по вопросам приватизации объектов и предприятий, находящихся в муниципальной собственности, принимаются на основе законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о приватизации, включая особенности, ограничения и принципы, определенные настоящей Программой.
Раздел 2. Классификация государственного имущества по возможности
его приватизации
2.1. Государственное имущество, приватизация которого запрещена.
2.1.1. Частотный и орбитальный ресурсы космических систем.
2.1.2. Имущество Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и других государственных внебюджетных фондов.
2.1.3. Организации, являющиеся фондами драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и Алмазный фонд Российской Федерации, золотой запас Российской Федерации.
2.1.4. Предприятия и объекты Центрального банка Российской Федерации, обеспечивающих выпуск и хранение денежных знаков, государственных казначейских билетов, облигаций и других государственных ценных бумаг.
2.1.5. Штатное и табельное вооружение (в том числе арсеналы), находящееся в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, Федеральной службы охраны России, прокуратуры Российской Федерации и судебных органов, а также полигоны, космодромы и наземные автоматизированные системы управления для испытания вооружений и военной техники.
2.1.6. Предприятия и объекты научно-технической сферы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных.
2.1.7. Объекты и имущество федерального железнодорожного транспорта, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс, а также участвующие в осуществлении аварийно-восстановительных работ.
2.1.8. Объекты, системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства, аэродромы федерального значения (классов А, Б, В, Г, Д в соответствии с принятой классификацией); организации и объекты поисковой и аварийно-спасательной служб; центры авиационной метрологии; летно-испытательные комплексы, учебно-тренировочные центры.
2.1.9. Организации и объекты аварийно-спасательной службы водного транспорта; имущество для проведения спасательных работ и ликвидации разливов нефти; объекты и организации электрорадионавигационной и технологической связи водного транспорта; объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов; портовые гидротехнические объекты и сооружения, в том числе обслуживающие Северный морской путь, инспекции портового надзора; атомный, ледокольный, учебный, гидрографический флот; участки акваторий, занимаемые морскими и речными портами.
2.1.10. Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства, предприятие "Канал имени Москвы"; имущество отрядов Подводречстроя, предназначенное для выполнения аварийно-спасательных, подводно-технических и судоподъемных работ, а также технические средства для решения экологических проблем.
2.1.11. Объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники.
2.1.12. Атомные станции и предприятия по разработке, производству и переработке ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия, средств доставки ядерного оружия, вооружения и военной техники с атомными или ядерными компонентами (атомные подводные лодки, ракеты, стратегические бомбардировщики).
2.1.13. Стационарные объекты социального обслуживания населения, включая стационарные и полустационарные учреждения социального обслуживания для лиц пожилого возраста, инвалидов, детей, подростков, а также учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий; учреждения государственной службы реабилитации инвалидов; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; школы, интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего) инвалидов системы социальной защиты населения, геронтологические центры; госпитали, санатории, пансионаты и дома отдыха для престарелых и инвалидов, детей; специальные жилые дома для престарелых и инвалидов; протезно-ортопедические предприятия; центры медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; научно-исследовательские институты социального профиля Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
2.1.14. Объекты и предприятия, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, расположенные в закрытых административно-территориальных образованиях.
2.1.15. Запасы государственного и мобилизационного резерва и мобилизационные мощности, которые при приватизации предприятий подлежат исключению из состава их имущества, базы и объекты Государственного комитета Российской Федерации по государственным резервам, предназначенные для хранения материальных ценностей государственного и мобилизационного резерва.
2.1.16. Страховой фонд технической документации и объекты, предусмотренные для его формирования и хранения.
2.1.17. Органы научно-технической информации, научные и научно-технические библиотеки, обеспечивающие сбор, обработку, хранение и использование государственного информационного ресурса научно-технического развития России, государственные архивы, фонды, организации и объекты системы Федеральной архивной службы России.
2.1.18. Предприятия и объекты Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, обеспечивающие единство технологических процессов наблюдения и подготовки информации государственной наблюдательной сетью; предприятия и объекты государственной подсистемы сбора, обработки, распространения и доведения до пользователей фактической и прогностической информации и продукции о состоянии окружающей природной среды; Российский государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды и его объекты; банки данных; военизированные подразделения по активному воздействию на гидрометеорологические и другие геофизические процессы.
2.1.19. Военизированные горноспасательные части, газоспасательные, противофонтанные службы и специализированные подразделения, службы и формирования, в том числе по ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, а также радиационных катастроф.
2.1.20. Предприятия и объекты научной и опытно-производственной сферы, входящие в состав Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, Российской академии художеств, Российской академии архитектуры и строительных наук, Академии криптографии Российской Федерации.
2.1.21. Предприятия, занятые разработкой и производством шифротехники.
2.1.22. Защищенные объекты органов государственной власти, защитные сооружения гражданской обороны, материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения.
2.1.23. Предприятия, объекты и организации геологической службы, выполняющие региональные геологические исследования, специальные геологические исследования, связанные с оборонными нуждами государства, работы на континентальном шельфе и в пределах исключительной морской экономической зоны Российской Федерации и Мирового океана, включая предусмотренные для этого морские суда, а также выполняющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на реализацию федеральных программ развития минерально-сырьевой базы страны; скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям; территориальные геологические фонды, государственная сеть наблюдательных скважин и пунктов системы мониторинга геологической среды.
2.1.24. Наблюдательные сети служб сейсмологических наблюдений, информационно-обрабатывающие центры и банки данных, входящие в состав федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений.
2.1.25. Организации, предназначенные исключительно для подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
2.1.26. Лечебно-оздоровительные учреждения системы образования.
2.1.27. Крематории и кладбища.
2.1.28. Организации, финансирование которых осуществляется полностью за счет бюджетных средств.
2.1.29. Объекты и предприятия службы почтовой связи.
2.1.30. Автомобильные дороги общего пользования.
2.1.31. Метрополитен.
2.1.32. Организации, образующие единую государственную патентную службу.
2.1.33. Предприятия и организации, являющиеся единственными разработчиками, изготовителями отдельных видов (типов) вооружения и военной техники и комплектующих изделий и материалов к ним.
2.2. Государственное имущество, находящееся в федеральной собственности, приватизация которого осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.
2.2.1. Предприятия с балансовой стоимостью основных фондов, составляющей на момент принятия решения о приватизации более 10000000 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
2.2.2. Объекты и предприятия по разработке, изготовлению, испытаниям и ремонту систем и элементов любых видов вооружений, включая изготовление узлов, агрегатов и материалов, не допускающих иного применения, по производству боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, спецхимии, а также научно-исследовательские объекты, осуществляющие разработку указанных изделий (кроме указанных в разделе 2.1. Программы).
2.2.3. Объекты гражданской обороны (кроме указанных в разделе 2.1. Программы).
2.2.4. Специализированные холодильники, элеваторы и складские помещения, обеспечивающие постоянное размещение, хранение и формирование федеральных продовольственных фондов (кроме указанных в разделе 2.1. Программы).
2.2.5. Объекты и предприятия по добыче и переработке руд драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, радиоактивных и редкоземельных элементов фондов (кроме указанных в разделе 2.1. Программы), а также предприятия по обработке драгоценных металлов и драгоценных камней, включая производство бриллиантов, спецсплавов, полуфабрикатов и изделий из драгоценных металлов.
2.2.6. Предприятия и объекты топливно-энергетического комплекса, в том числе предприятия электроэнергетики, угле-, нефте-, газодобычи и переработки, нефтегеофизики и нефтепродуктообеспечения, Российское внешнеэкономическое объединение "Зарубежнефть", объекты и предприятия трубопроводного транспорта.
2.2.7. Предприятия и объекты железнодорожного транспорта (кроме указанных в разделе 2.1. Программы), включая малодеятельные железнодорожные линии (участки) и подъездные пути.
2.2.8. Морские рыбные порты.
2.2.9. Доли (акции, паи) в коммерческих банках и страховых компаниях, соответствующим образом оформленные в собственности Российской Федерации.
2.2.10. Предприятия связи (кроме предприятий розничной сети "Роспечать" и предприятий, указанных в разделе 2.1. Программы), включая научно-исследовательские и проектно-конструкторские предприятия и организации, их опытные предприятия и полигоны.
2.2.11. Киноконцертные и выставочные залы, киностудии, кинокопировальные фабрики.
2.2.12. Информационные агентства, телевизионные и радиовещательные организации.
2.2.13. Внешнеторговые объединения Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
2.2.14. Объекты и предприятия, осуществляющие эксплуатацию и содержание газового хозяйства, имеющие общероссийское и межрегиональное значение.
2.2.15. Предприятия и объекты научно-технической сферы, машиноиспытательные станции, полигоны, входящие в систему Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
2.2.16. Предприятия и объекты Республиканского (федерального) фонда социальной поддержки.
2.2.17. Предприятия, осуществляющие специализированные лесохозяйственные мероприятия, работы (услуги) по обслуживанию лесного хозяйства, а также объекты научно-технической сферы, входящие в систему Федеральной службы лесного хозяйства России.
2.2.18. Предприятия и объекты водного хозяйства (кроме водохозяйственных и иных объектов, указанных в разделе 2.1. Программы).
2.2.19. Высвобождаемое движимое и недвижимое имущество (за исключением вооружения и боевых припасов), находящееся в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, а также предприятия и объекты этих органов, не занятые производством или ремонтом систем и элементов любых видов вооружений, производством боевых припасов, взрывчатых веществ и пиротехнических изделий.
2.2.20. Предприятия по производству специальных неядерных материалов.
2.2.21. Предприятия геологической службы (кроме указанных в разделе 2.1. Программы).
2.2.22. Объекты и предприятия медицинской промышленности (в том числе производящие сильнодействующие и ядовитые вещества), аптечные базы (склады) и базы медицинской техники, осуществляющие поставки товаров для государственных нужд, а также обслуживающие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
2.2.23 Предприятия и объекты научно-технической сферы химического комплекса, имеющие в своем составе технологические объекты с токсичными веществами 1-го и 2-го классов опасности, а также производства 1-й категории взрывоопасности.
2.2.24. Имеющие общефедеральное значение объекты и предприятия добывающей промышленности, включая соляную (за исключением объектов и предприятий, добывающих местное сырье и местные стройматериалы, а также осуществляющих лесозаготовительную деятельность, включая добычу осмола, живицы и барраса).
2.2.25. Предприятия для захоронения промышленных и бытовых отходов.
2.2.26. Племенные и конные заводы, племенные хозяйства, предприятия племенной службы.
2.2.27. Предприятия "Сортсемовощ" Российского республиканского объединения "Россортсемовощ", подсобно-производственные сельские хозяйства медико-биологической промышленности.
2.2.28. Научно-технические организации и объекты, которым в установленном порядке присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации либо федерального научно-производственного центра.
2.2.29. Специализированные заводы - изготовители полуфабрикатов, нестандартизированного оборудования и инструмента для протезно-ортопедических предприятий.
2.2.30. Предприятия и объекты Федеральной службы геодезии и картографии России.
2.2.31. Предприятия и организации Федеральной миграционной службы России.
2.2.32. Предприятия по производству, разливу и фасовке спиртовой, ликероводочной, винной продукции и табачных изделий.
2.2.33. Предприятия оптовой торговли, осуществляющие поставки товаров для государственных нужд, а также обслуживающие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, включая вахтовые поселки, а также население закрытых административно-территориальных образований.
2.2.34. Предприятия и организации Министерства труда и социального развития Российской Федерации, финансируемые за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
2.2.35. Специализированные строительные организации, осуществляющие строительство объектов, обеспечивающих государственную безопасность (кроме указанных в разделе 2.1. Программы).
2.2.36. Объекты и предприятия, построенные или модернизированные за счет средств федерального бюджета, направленных в соответствии с целевыми федеральными программами на ликвидацию последствий радиационных катастроф, расположенные в зонах отселения, зонах проживания с правом на отселение и зонах проживания с льготным социально-экономическим статусом, определенным законодательством Российской Федерации для территорий, подвергшихся заражению радионуклидами.
2.2.37. Объекты и предприятия атомного машиностроения.
2.2.38. Объекты производственного назначения, финансирование строительства которых осуществлялось и осуществляется полностью за счет средств федерального бюджета.
2.2.39. Полиграфические предприятия, обеспечивающие децентрализованное тиражирование общероссийских периодических изданий; издательства, а также другие предприятия Государственного комитета Российской Федерации по печати, обеспечивающие выпуск и распространение печатной продукции, включенной в объем поставок для государственных нужд.
2.2.40. Предприятия и объекты воздушного, морского и речного транспорта федерального значения (кроме указанных в разделе 2.1. Программы).
2.2.41. Специализированные предприятия по производству продуктов детского питания.
2.2.42. Объекты и предприятия по производству гидрометеорологических приборов (кроме указанных в разделе 2.1. Программы).
2.2.43. Предприятия и организации, имеющие информационные ресурсы (банки и базы данных), созданные и создаваемые за счет средств федерального бюджета (кроме указанных в разделе 2.1. Программы).
2.2.44. Организации и объекты, осуществляющие разработку, изготовление, испытание и эксплуатацию ракетно-космической техники и систем для государственных нужд.
2.2.45. Радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры (включая технические средства и сооружения), телевизионно-технические центры и государственные организации, обеспечивающие радиовещание.
2.2.46. Предприятия по производству подвижных авторемонтных средств, специализированного оборудования и технологической оснастки, поставляемых в целях обеспечения государственной безопасности.
2.2.47. Предприятия и объекты гидрогеологической службы, службы контроля за состоянием природной среды и охраны природы, включая зональные институты и предприятия Российского научно-исследовательского и проектно-изыскательского объединения по использованию земельных ресурсов, Всероссийский институт сельскохозяйственных аэрофотогеофизических изысканий с зональными филиалами, Российский центр по научному обеспечению реформы, Российский институт мониторинга земель и экосистем с зональными институтами.
2.2.48. Водохозяйственные и межхозяйственные гидромелиоративные системы и сооружения, организации по надзору и контролю за состоянием мелиоративных систем и мелиорированных земель, гидротехнических сооружений, рациональным использованием и охраной водных объектов.
2.2.49. Предприятия по изготовлению государственных знаков.
2.2.50. Предприятия и объекты научно-технической сферы, осуществляющие разработку, производство, сбыт наркотических веществ, а также посев, возделывание и переработку культур их содержащих, в том числе предприятия по переработке конопли.
2.2.51. Объекты и предприятия, отведенные под них земельные участки, иное имущество Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности России, Федеральной службы внешней разведки России, Федеральной пограничной службы России, Министерства обороны Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции России, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы охраны России, Федеральной службы специального строительства России, а также предприятия, созданные для обеспечения деятельности указанных органов, других федеральных органов государственной власти, прокуратуры Российской Федерации и судебных органов, кроме объектов и организаций Управления Делами Президента Российской Федерации, приватизация которых осуществляется по решениям Правительства Российской Федерации, принимаемых на основании указов Президента Российской Федерации.
2.2.52. Медицинские учреждения и организации системы здравоохранения, включая научно-исследовательские учреждения (за исключением аптечных учреждений и предприятий немедицинского профиля).
2.2.53. Государственные семенные инспекции, селекционно-гибридные центры, лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, льносеменоводческие и коноплесеменоводческие станции; проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы; машиноиспытательные станции и полигоны; организации, специализирующиеся на производстве элитного посевного и посадочного материала; центры по химизации и сельскохозяйственной радиологии; хозяйства по воспроизводству ценных и анадромных видов рыб, бассейновые управления по охране и воспроизводству рыбных запасов, государственные селекционно-племенные рыбоводные заводы и хозяйства; государственные конюшни и ипподромы федерального значения, питомники лабораторных животных, серпентарии.
2.2.54. Объекты и предприятия, подведомственные Государственному комитету Российской Федерации по статистике.
2.2.55. Объекты физической культуры и спорта, используемые для сборных команд страны.
2.2.56. Объекты и предприятия по сортировке драгоценных камней, аффинажные заводы (цеха и производства).
2.2.57. Объекты непроизводственной сферы, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти.
2.2.58. Объекты и предприятия агробиологической промышленности и их подсобные сельские хозяйства, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
2.2.59. Бывшие объекты по разработке, проектированию и производству химического оружия - до окончания работ по приведению таких объектов в соответствие с Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления, применения химического оружия и уничтожения этого оружия.
2.2.60. Объекты и предприятия, на которых разработка, изготовление, испытания и ремонт систем и элементов любых видов вооружений, производство боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, спецхимии, включая изготовление узлов, агрегатов и материалов, составляет (в денежном выражении) более 50 процентов объемов производства.
2.2.61. Ремонтно-технологическое предприятие "Атомфлот".
2.2.62. Организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего назначения.
2.2.63. Объекты общекурортного предназначения, входящие в состав санаторно-курортного комплекса курортов федерального значения, в том числе бальнео-, физио-, грязелечебницы, лечебно-диагностические центры, бюветы, учреждения культуры и спортивные сооружения независимо от их ведомственного подчинения (кроме указанных в разделе 2.1. Программы).
2.2.64. Предприятия и объекты, осуществляющие деятельность в сфере медико-биологических и экстремальных проблем.
2.2.65. Объекты научно-технической сферы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, осуществляющие исследования по охране природы и ведению экологического мониторинга.
2.2.66. Объекты и предприятия по разработке и производству иммунобиологических препаратов, находящиеся в ведении министерства здравоохранения Российской Федерации.
2.2.67. Управления рыбопромысловых разведок и научно-исследовательский флот Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
2.2.68. Предприятия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, аэропорты, имеющие в своем составе аэродромы классов А, Б, В, Г, Д в соответствии с принятой классификацией.
2.3. Государственное имущество, которое приватизируется с установлением запрета на участие в его приватизации иностранных юридических и физических лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц.
2.3.1. Государственные унитарные предприятия, осуществляющие разработку и производство боеприпасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, продукции спецхимии.
2.3.2. Государственные унитарные предприятия по добыче и переработке радиоактивных и редкоземельных элементов.
2.3.3. Объекты и предприятия по разработке, изготовлению, испытаниям и ремонту систем и элементов любых видов вооружений, включая изготовление узлов, агрегатов и материалов, не допускающих иного применения, по производству боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, спецхимии, а также научно-исследовательские объекты, осуществляющие разработку заказанных изделий.
2.3.4. Объекты и предприятия атомного машиностроения. По отдельным объектам и предприятия решения об установлении запрета на участие в их приватизации иностранных юридических и физических лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей (участников) аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц, могут приниматься Правительством Российской Федерации.
2.4. Государственное имущество, находящееся в федеральной собственности, приватизация которого осуществляется на основании решений федерального органа по управлению государственным имуществом.
Приватизация государственного имущества, не указанного в разделах 2.1. и 2.2. Программы, осуществляется по решениям федерального органа по управлению государственным имуществом, согласованным с федеральными органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия на координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики.
Раздел 3. Порядок подачи, оформления и принятия к рассмотрению
заявки на приватизацию
1. Заявка на приватизацию государственного и муниципального имущества подается физическими и юридическими лицами:
- в федеральный орган по управлению государственным имуществом и его территориальные органы;
- в органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации;
- в органы по управлению муниципальным имуществом.
2. Заявка подлежит регистрации в книге регистрации в день ее подачи заявителем. Регистрации подлежат заявки, поданные по форме, установленной федеральным органом по управлению государственным имуществом.
К заявке может прилагаться предложение заявителя по приватизации объекта.
3. При подаче заявки на приватизацию государственного или муниципального имущества не допускается требование иных документов и сведений, не предусмотренных установленной формой заявки.
4. Орган по управлению имуществом, осуществивший регистрацию заявки, обязан ее рассмотреть и принять одно из следующих решений:
4.1. В месячный срок со дня регистрации заявки принять решение о приватизации объекта и передать заявку в созданную комиссию по приватизации.
4.2. В месячный срок со дня регистрации заявки принять решение об отказе в приватизации по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации.
4.3. В трехдневный срок со дня регистрации заявки передать заявку в соответствующий орган по управлению имуществом, уполномоченный принимать решение или готовить проект решения о приватизации объекта, указанного в заявке.
В книге регистрации должна быть сделана соответствующая запись.
5. Соответствующий орган по управлению имуществом обязан в трехдневный срок с момента принятия решения о приватизации или об отказе в приватизации в письменной форме направить заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении копию решения по поданной заявке за подписью должностного лица, заверенную печатью.
6. Соответствующий орган по управлению имуществом обязан ежемесячно публиковать перечень объектов, по которым принято решение о приватизации.
7. В случае если инициаторами проведения приватизации государственного и муниципального имущества являются Правительство Российской Федерации, федеральный орган по управлению государственным имуществом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые в соответствие с законодательством Российской Федерации имеют право принимать решение о приватизации, подача заявки не требуется.
Раздел 4. Порядок принятия решения о приватизации Правительством
Российской Федерации
1. По объектам и предприятиям, относящимся к разделу 2.2 и 2.3 Программы, федеральный орган по управлению государственным имуществом в месячный срок после получения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, необходимых согласований вносит в Правительство Российской Федерации проект соответствующего решения (с приложением заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти и субъекта Российской Федерации).
2. Правительство Российской Федерации в течение шести недель с момента внесения рассматривает внесенный проект и принимает соответствующее решение. В необходимых случаях общий срок рассмотрения документов Правительством Российской Федерации может быть по его решению продлен, но не более чем до трех месяцев.
3. В случае принятия Правительством Российской Федерации решения об отказе в приватизации, федеральный орган по управлению государственным имуществом в десятидневный срок с момента его принятия направляет копию решения Правительства Российской Федерации в адрес соответствующего территориального органа или органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями территориальных органов федерального органа по управлению государственным имуществом, а также соответствующего (отраслевого) федерального органа исполнительной власти.
4. Правительство Российской Федерации вправе вернуть на доработку представленные документы.
Раздел 5. Порядок принятия решения по закреплению в государственной
или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ,
созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных
предприятий, и по использованию в отношении указанных обществ
специального права "Золотая акция"
1. При преобразовании в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в федеральной собственности, предприятий, относящихся к разделу 2.2 Программы, либо при принятии решений о продаже находящихся в федеральной собственности акций указанных обществ, Правительством Российской Федерации могут быть приняты решения:
- о закреплении в федеральной собственности обыкновенных акций в размерах 100 процентов, 50 процентов плюс одна обыкновенная акция либо 25 процентов плюс одна обыкновенная акция от общего числа обыкновенных акций;
- об использовании специального права "золотая акция" в управлении открытым акционерным обществом.
2. Предложения о закреплении акций открытых акционерных обществ в федеральной собственности и об использовании специального права "золотая акция", вносятся в Правительство Российской Федерации федеральным органом по управлению государственным имуществом с учетом мнения соответствующего отраслевого федерального органа исполнительной власти и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
3. Решение об использовании специального права в управлении акционерным обществом "золотая акция" может приниматься только в отношении предприятий по следующим видам деятельности;
- связь;
- выработка и распределение электроэнергии;
- добыча, переработка и сбыт нефти, природного газа и газового конденсата;
- предприятий трубопроводного транспорта;
- предприятий по эксплуатации газового хозяйства;
- специализированных предприятий по строительству и эксплуатации объектов, предназначенных для обеспечения национальной безопасности;
- разработка, производство и ремонт вооружения, военной и космической техники и боеприпасов.
4. Закрепляемый в федеральной собственности пакет акций состоит из обыкновенных акций, который до принятия решения о их раскреплении может передаваться Правительством Российской Федерации в доверительное управление на конкурсной основе.
5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления имеют право принимать решения о закреплении пакетов акций в государственной (муниципальной) собственности, об использовании специального права в управлении акционерным обществом "золотая акция", а также о завершении срока закрепления указанных акций и прекращении действия специального права в соответствии с утвержденными программами приватизации.
Раздел 6. Порядок принятия решения о продаже пакетов акций,
закрепленных в федеральной собственности, о прекращении действия
специального права "Золотая акция" в управлении открытым акционерным
обществом
1. Правительство Российской Федерации вправе принять решение о продаже пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности, о прекращении действия специального права "золотая акция" в управлении открытым акционерным обществом на основании предложений федерального органа по управлению государственным имуществом с учетом мнения соответствующих отраслевых федеральных органов исполнительной власти.
2. Инициатива продажи пакетов акций открытых акционерных обществ, закрепленных в федеральной собственности, о прекращении действия специального права "золотая акция" в управлении открытым акционерным обществом может исходить от
- Правительства Российской Федерации;
- федерального органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится общество;
- органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится общество;
- отраслевого федерального органа исполнительной власти;
- открытого акционерного общества, акции которого закреплены в федеральной собственности, или в отношении которого действует специальное право "золотая акция".
3. Предложения о продаже пакетов акций открытых акционерных обществ, закрепленных в федеральной собственности, о прекращения действия специального права "золотая акция" направляются в федеральный орган по управлению государственным имуществом.
4. Продажа пакетов акций открытых акционерных обществ, закрепленных в федеральной собственности, осуществляется в порядке и способами, установленными законодательством о приватизации.
5. Правительство Российской Федерации вправе принять решение об отчуждении находящихся в федеральной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам облигаций государственных инвестиционно-приватизационных займов (далее займы).
Порядок и условия проведения займов определяется Положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Раздел 7. Комиссия по приватизации
1. Комиссии по приватизации (далее - комиссии) создаются соответствующими органами по управлению имуществом в случае принятия решения о приватизации и осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного федеральным органом по управлению государственным имуществом.
2. Основными задачами комиссий являются:
- подготовка предложений по способу приватизации объекта приватизации и порядка осуществления расчетов за приватизируемое имущество;
- разработка плана приватизации объекта с соблюдением требований, установленных законодательством о приватизации;
- согласование плана приватизации в установленном порядке;
- участие в предпродажной подготовке объекта приватизации;
- подготовка проекта информационного сообщения об объекте приватизации.
3. Делегирование в комиссию представителя органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном нормативными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
4. Председатель комиссии назначается федеральным органом по управлению государственным имуществом, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления, в компетенции которых находятся полномочия по управлению и распоряжению соответственно федеральным, государственным имуществом субъектов Российской Федерации, муниципальным имуществом исключительно из числа работников органа по управлению имуществом.
Председатель комиссии руководит деятельностью комиссии и организует ее работу. Председатель комиссии имеет право в пределах своей компетенции давать предписания, обязательные для членов комиссии, должностных лиц администрации приватизируемого предприятия.
5. Заседание комиссии является правомочным при наличии на нем не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Каждый член комиссии имеет один голос.
При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим.
6. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов от общего числа членов комиссии, за исключением случая голосования по выбору способа приватизации. Решения по указанному вопросу принимается большинством в две трети голосов членов комиссии.
7. Член комиссии, несогласный с принятым комиссией решением или принятым планом приватизации объекта, может письменно изложить свое мнение и представить его в соответствующий комитет по управлению имуществом.
8. Представители, участвующие в работе комиссии, действуют на основе надлежаще оформленной доверенности.
9. Финансирование расходов комиссии осуществляется за счет средств, находящихся в распоряжении соответствующего органа по управлению государственным и муниципальным имуществом.
10. Комиссия имеет право:
- обязать администрацию предприятия осуществить в установленные сроки инвентаризацию, оценку имущества приватизируемого предприятия, в предусмотренных федеральным законом о приватизации случаях аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности, подготовить и представить комиссии результаты проведенной инвентаризации и оценки, данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности, другую необходимую документацию;
- разрабатывать предложения о реорганизации предприятия;
- разрабатывать предложения об использовании объектов социальной инфраструктуры предприятия;
- привлекать к работе экспертов, специализированные аудиторские, консультационные, оценочные и иные организации.
11. Нарушение должностными лицами администрации приватизируемого предприятия решений комиссии и предписаний председателя комиссии является однократным грубым нарушением должностных обязанностей.
Раздел 8. Предпродажная подготовка объектов приватизации
1. По решению соответственно Правительства Российской Федерации, федерального органа по управлению государственным имуществом органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при приватизации отдельных видов государственного и муниципального имущества осуществляется их предпродажная подготовка, в том числе с привлечением независимого финансового консультанта.
План проведения предпродажной подготовки разрабатывается соответствующим органом по управлению имуществом.
2. Предпродажная подготовка осуществляется с целью повышения инвестиционной привлекательности объекта приватизации и может включать в себя следующие мероприятия:
- проведение аудиторской проверки;
- проведение юридической экспертизы;
- по определению рыночной стоимости имущества, оценке бизнеса, в том числе с привлечением независимого оценщика;
- проведение маркетинговых исследований в т.ч. анализ состояния рынка корпоративной собственности;
- разработка и реализация механизмов воздействия на инвестиционную активность;
- проведение рекламной компании;
- повышение эффективности управления имуществом;
- осуществление технического перевооружения и реконструкции предприятия.
3. Порядок привлечения независимого финансового консультанта определяется правительством Российской Федерации.
4. Финансирование мероприятий по предпродажной подготовке осуществляется за счет отчисления средств от приватизации в федеральный фонд инвестиционно-реструктуризационной приватизации по нормативам, установленным данным законом.
5. Финансирование мероприятий по предпродажной подготовке осуществляется по проектам, отобранных на подготовке осуществляется по проектам, отобранных на специализированных конкурсах проектов предпродажной подготовки (далее конкурсы проектов)
6. Условия конкурсов проектов определяются комиссией по приватизации. С победителем конкурса заключается договор на доверительное управление (далее - договор) пакетом акций акционерного общества, созданного в процессе приватизации на период реализации проекта предпродажной подготовки.
Договор должен включать условия льготной продажи части пакетов акций акционерного общества, созданного в процессе приватизации, победителю конкурса проектов и работникам общества в случае выполнения условий конкурса.
Договор может быть заключен также с юридическим лицом, образованным работниками предприятия, подлежащего приватизации.
Объем продаваемого пакета акций на льготных условиях определяется комиссией по приватизации и не должен превышать объема акций, продаваемых за полную стоимость.
7. Заявки на участие в конкурсе проектов принимаются по мере поступления заявок на приватизацию.
Объявления о проведении конкурса и прием заявок осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым органами по управлению государственным имуществом.
Раздел 9. Порядок выбора комиссией по приватизации способа
приватизации объекта
1. Выбор способа приватизации конкретного объекта приватизации осуществляется комиссией по приватизации, созданной соответствующим органом по управлению имуществом с учетом:
- классификации государственного имущества, установленного настоящей Программой;
- требований п.2 ст.16 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации;
- требований ст.26 Федерального закона "Об акционерных обществах";
- условий договора аренды государственного или муниципального имущества государственного или муниципального унитарного предприятия с правом выкупа либо договора аренды объекта недвижимости, приватизация которого осуществляется в соответствии с настоящей Программой;
- требований, установленных программами приватизации субъектов Российской Федерации.
2. При подготовке предложений по выбору способа приватизации конкретного объекта приватизации комиссия по приватизации, созданная соответствующим органом по управлению имуществом, должна учитывать следующие факторы:
- приоритеты в проведении приватизации, установленные настоящей Программой;
- социально-экономическое значение объекта для территории;
- необходимость его реконструкции, модернизации и расширения производства, реорганизации, выделения структурных подразделений предприятий при приватизации (решение о выделении структурных подразделений из состава предприятий не должно нарушать единства технологического комплекса);
- необходимость привлечения инвестиций;
- обеспечение поступления средств в доходную часть бюджета;
- экологическое состояние;
- финансовое состояние;
- отраслевые особенности объекта приватизации;
- предложения, содержащиеся в заявке на приватизацию объекта, поданные в соответствующий орган по управлению имуществом;
- мнение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- рекомендации независимого финансового консультанта, осуществляющего предпродажную подготовку имущества.
3. Государственная регистрация выпуска акций открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий, осуществляется в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах.
При этом план приватизации государственного и муниципального унитарного предприятия, преобразуемого в открытое акционерное общество, является решением о выпуске акций открытого акционерного и отчетом об итогах выпуска акций, размещаемых в государственной или муниципальной собственности. Утвержденный в установленном порядке план приватизации представляется для государственной регистрации выпуска акций.
План приватизации должен удовлетворять требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в части информации, необходимой для регистрации выпуска акций.
Раздел 10. Продавцы государственного имущества
1. Продавцом федерального имущества является специализированное учреждение, действующее в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" и настоящей.
Положение о продавце федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации продавец федерального имущества создает свои территориальные отделения и устанавливает их полномочия.
2. Продавцами государственного имущества субъектов Российской Федерации являются юридические лица, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставлены полномочия на организацию и осуществление продажи такого имущества.
Указанные юридические лица могут наделяться полномочиями территориального отделения продавца федерального имущества по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Продавцы государственного имущества имеют право привлекать к организации продаж государственного имущества представителей, отобранных на конкурсной основе.
В качестве условий конкурса может выдвигаться требование о внесении представителем продавца авансового платежа за подлежащее продаже имущество, которое подлежит возмещению последнему из суммарной выручки от приватизации вышеуказанного имущества на основании договора, заключаемого продавцом и его представителем.
Раздел 11. Порядок определения начальной цены объектов приватизации
1. Начальная цена объектов приватизации, подлежащих приватизации по конкурсу или на аукционе, величина уставного капитала открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий определяется комиссией по приватизации в соответствии с методическими указаниями по оценке государственного и муниципального имущества, утверждаемыми федеральным органом по управлению государственным имуществом по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
2. Оценка государственного и муниципального имущества осуществляется на основе данных бухгалтерской отчетности за отчетный квартал, предшествующий принятию решения о приватизации, и данных обязательной инвентаризации имущества по его фактическому наличию и состоянию с включением в его состав основных средств и вложений, запасов и затрат, денежных средств, прочих финансовых и нематериальных активов, объектов недвижимости в составе имущественного комплекса предприятия.
3. При продаже объекта приватизации на аукционе или по конкурсу Продавец имущества (далее - Продавец) вправе с учетом сложившейся конъюнктуры рынка принять решение об изменении начальной цены и установлении начальной цены продажи объекта приватизации.
4. При определении начальной цены продажи объекта приватизации продавец вправе привлечь независимого оценщика с включением затрат по оценке объекта в общие затраты по предпродажной подготовке объекта приватизации.
5. Денежная оценка государственного и муниципального имущества, подлежащего внесению в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ, производится в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах.
Раздел 12. Внесение изменений в утвержденный планы приватизации
государственного и муниципального имущества
1. Внесение в план приватизации изменений сроков, способов продаж и размеров пакетов акций осуществляется постоянно действующей комиссией по внесению изменений в планы приватизации, создаваемой совместно соответствующим комитетом по управлению имуществом и территориальным отделением специализированного учреждения с обязательным уведомлением соответствующих приватизируемых предприятий.
2. Положение о комиссии по внесению изменений в планы приватизации утверждается совместным решением федерального органа по управлению государственным имуществом и специализированного учреждения.
3. Изменения в утвержденные планы приватизации вносятся с обязательным уведомлением регистрирующих органов.
Раздел 13. Порядок внесения государственного или муниципального
имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ
1. Государственное имущество, а также имущество, находящееся в муниципальной собственности, а также земельные участки, на которых расположены предприятия - объекты приватизации или приватизированные предприятия, может быть внесено в уставной капитал только открытых акционерных обществ, если иное не установлено федеральным законом.
2. Внесение государственного или муниципального имущества и земельных участков, на которых расположены приватизируемые объекты в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться:
- при учреждении вновь открытого акционерного общества;
- в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставного капитала открытого акционерного общества.
3. Внесение государственного или муниципального имущества, а также земельных участков, на которых расположены приватизируемые объекты в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ осуществляется по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основании внесенных соответствующими органами по управлению имуществом в установленном законом порядке предложений с обоснованием целесообразности приватизации имущества таким способом.
4. Внесение государственного или муниципального имущества, включая земельные участки под приватизируемыми объектами, в качестве вклада в хозяйственные общества осуществляется по рыночной стоимости.
Земельные участки в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ могут вноситься в виде капитализированной арендной платы на срок от 25 до 50 лет.
5. Внесение государственного и муниципального имущества, включая земельные участки, на которых расположены приватизируемые объекты, в качестве вклада в хозяйственные общества может быть осуществлено при соблюдении следующих условий:
- открытое акционерное общество в соответствии с законодательством об акционерных обществах приняло решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций, в том числе оплата которых будет осуществляться государственным или муниципальным имуществом с указанием вида имущества, результатов произведенной оценки;
- дополнительные акции общества, в оплату которых вносится государственное имущество, являются обыкновенными.
6. При внесении земельных участков под приватизируемыми объектами в качестве вклада в действующее акционерное общество, размещение дополнительных акций производится преимущественно через их продажу населению, проживающему на этой территории, а также юридическим лицам, зарегистрированным на данной территории. При этом населению устанавливаются приоритеты при продаже указанных выше акций в соответствии с нормами, установленными данным законом.
7. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в отношении акций, приобретенных в государственную, муниципальную собственность в результате внесения в уставные капиталы открытых акционерных обществ государственного или муниципального имущества, могут принимать решения в порядке, установленном настоящей Программой.
В этом случае не допускается использование специального права "золотая акция" в управлении открытым акционерным обществом.
8. Особенности создания открытых акционерных обществ, уставный капитал которых сформирован за счет внесения акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, определяется Правительством Российской Федерации.
Раздел 14. Порядок продажи акций приватизируемых предприятий
в интересах населения, проживающего на территории Российской Федерации
1. Продажа акций приватизируемых предприятий (далее - акций) населению, проживающему на территории Российской Федерации (далее - население) осуществляется в первоочередном порядке в объеме, устанавливаемого комиссией по приватизации.
Срок продажи акций не может превышать 30 дней с момента объявления о продаже.
2. Продажа акций населению осуществляется на льготной основе в течение первых двадцати дней с начала продажи. Размер и порядок предоставления льгот устанавливаются Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Допускается снижение цены акций против начальной, но не более чем на 50 процентов, а также рассрочка платежа на срок не более одного календарного года.
3. При внесении земельных участков в уставной капитал открытых акционерных обществ преимущественное право приобретения акций принадлежит гражданам Российской Федерации, непосредственно проживающим на данной территории.
Порядок размещения акций утверждается органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Раздел 15. Льготы работникам приватизируемого государственного или
муниципального унитарного предприятия
1. Работники приватизируемого предприятия или муниципального унитарного предприятия, для которых данное предприятие является основным местом работы, имеют право приобретать акции своего предприятия на льготных условиях с рассрочкой платежей.
2. Льготы предоставляются в случае выполнения плана предпродажной подготовки на условиях и в порядке, определяемых договором между работниками предприятия и победителем конкурса проектов.
3. Снижение цены акций приватизируемого государственного или муниципального предприятия, продаваемых его работникам не может быть ниже 50% от начальной стоимости акций.
Рассрочка платежа не может превышать одного календарного года.
Раздел 16. Выкуп арендованного имущества
Юридические и физические лица, признаваемые Покупателем в соответствии со ст.9 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", которые имеют договора аренды на государственное или муниципальное имущество, имеют право выкупа арендованного имущества.
Решение о продаже арендованного имущества принимается органом по управлению государственным (муниципальным) имуществом. В решении определяются: выкупная цена, условия и порядок платежа, обременения, накладываемые на выкупаемое имущество. В случае, если юридическое лицо, образованное членами трудового коллектива предприятия-арендатора в количестве не менее половины от общего числа работников, для которых данное предприятие является основным местом работы, и другие покупатели предлагают равные условия выкупа, приоритет в приобретении арендованного имущества имеет данное юридическое лицо.
Инициацией для продажи арендованного имущества являются: заявка арендатора, заявка стороннего лица, признанного Покупателем, инициатива органов государственной власти.
Арендатор имеет первоочередное право на выкуп арендованного имущества, которое действует в течение всего срока аренды. Отказ арендатора от выкупа арендованного имущества не является основанием для расторжения или изменения условий действующего договора аренды.
Для продажи арендованного имущества орган по управлению государственным имуществом создает комиссию. Комиссия принимает решение о продаже, определяет цену выкупа, порядок и сроки оплаты, в случаях необходимости накладывает обременения с четкой фиксацией срока действия подобных обременений. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов голос Председателя комиссии является решающим.
Раздел 17. Порядок осуществления арендатором государственного или
муниципального имущества права на первоочередное приобретение акций
открытых акционерных обществ, созданных посредством преобразования
предприятия - арендатора
1. Выкуп государственного и муниципального имущества по договорам аренды с правом выкупа, в которых не определены или сроки, или порядок, или величина и условия выкупа осуществляется путем преобразования предприятия-арендатора, созданного на основе аренды государственного или муниципального имущества, в открытое акционерное общество (за исключением случаев, когда с согласия не менее 90 процентов постоянных работников предприятия-арендатора подлежит преобразованию в закрытое акционерное общество или в производственный кооператив или в артель) с предоставлением физическим и юридическим лицам, обладающим правом собственности на имущество (долю в капитале) в имущественном комплексе указанного предприятия, преимущественного права приобретения акций общества, принадлежащих соответственно Российской Федерации, муниципальным образованиям.
2. Учредителями открытого акционерного общества выступают: соответствующий орган по управлению имуществом, физические и юридические лица. обладающие правом собственности на имущество (долю в капитале) в имущественном комплексе предприятия, созданного на основе аренды имущества государственного или муниципального предприятия, если они письменно не отказались от прав учредителя или если иное не предусмотрено соглашением перечисленных сторон. Оценка стоимости имущества и определение величины вклада в уставном капитале открытого акционерного общества, принадлежащего соответственно Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, производится в порядке, установленном федеральным органом по управлению государственным имуществом.
3. Размеры вкладов физических и юридических лиц, являющихся учредителями, в уставном капитале открытого акционерного общества и количество принадлежащих им акций, определяется в протоколе согласования, утверждаемом общим собранием (конференцией) указанных учредителей.
4. Право первоочередного приобретения акций, принадлежащих соответственно Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальных образованиям, открытого акционерного общества, созданного путем преобразования предприятия, созданного работниками государственного или муниципального имущества и заключившими договор с правом выкупа, в котором не определены или сроки, или порядок, или величина и условия выкупа, имеют:
- арендаторы - физические и юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (долю в капитале) в имущественном комплексе предприятия, созданного работниками государственного или муниципального предприятия, подразделения на основе аренды имущества этого предприятия, подразделения;
- лица, входящие в организацию арендаторов на момент заключения договора аренды, в порядке, предусмотренном уставом и другими учредительными документами, регулирующими членство арендаторов.
5. Приобретение акций, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, осуществляется лицами, указанными в п.4 настоящего раздела, по закрытой подписке.
6. Закрытая подписка проводится соответствующим органом по управлению имуществом в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. Продажа не выкупленных акций осуществляется способами и в порядке, установленными законодательством о приватизации.
Раздел 18. Приватизация объектов недвижимого имущества, сданных
в аренду
1 Объектами приватизации могут быть сданные в аренду объекты нежилого фонда: здания, строения, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные нежилые помещения в жилых домах, находящихся в федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
2. Выкуп сданных в аренду объектов нежилого фонда производится на основании заявления арендатора, которое может быть подано в любой момент в течение действия договора.
3. Право на приобретение в собственность сданных в аренду объектов нежилого фонда предоставляется:
- физическим и юридическим лицам, ставшим собственниками приватизированных государственных (муниципальных) предприятий на аукционе, конкурсе;
- юридическим лицам, созданным на основе аренды государственного (муниципального) имущества и выкупившие его;
- акционерным обществам открытого типа, созданным путем преобразования государственных и муниципальных предприятий в процессе приватизации, после продажи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации, не менее 75 процентов их акций;
- физическим, юридическим лицам, в уставном капитале которых доля государственной или муниципальной собственности не превышает 25 процентов, в случае если договор аренды заключен ими на основании конкурса или аукциона.
4. Не допускается отказ в продаже арендаторам сданных в аренду объектов нежилого фонда, включая здания и строения, являющиеся объектами исторического и культурного значения, за исключением, объектов, на которые распространяются ограничения, установленные разделом 2.1. Программы, а также зданий и сооружений, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и судами. При этом здания и строения, являющиеся памятниками истории и культуры, приватизируются с обязательным условием их содержания новым собственником в надлежащем порядке в соответствии с требованиями охранного обязательства, оформляемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Цена на приобретаемые арендаторами в собственность здания, строения, сооружения, нежилые помещения, включая встроенно-пристроенные, устанавливается по методике, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления).
Раздел 19. Порядок предоставления рассрочки платежей при
приватизации государственного имущества
1. При принятии решения о приватизации государственного имущества Правительством Российской Федерации может быть принято решение о предоставлении рассрочки на внесение платежей при оплате приобретаемого покупателем государственного имущества.
2. Указанное решение принимается одновременно с утверждением плана приватизации соответствующего объекта приватизации.
3. Рассрочка предоставляется в пределах бюджетного года (за исключением случаев, когда покупателями выступают работники, выкупающие государственное имущество в рассрочку в порядке и на условиях, определенных протоколом, подписанным с победителем конкурса предпринимательских проектов), т.е. до 31 декабря соответствующего года, на который утвержден федеральный бюджет субъекта Российской Федерации, независимо от даты заключения договора купли-продажи приватизируемого имущества.
4. Рассрочка предоставляется на платной основе из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка на момент заключения купли-продажи приватизируемого имущества за каждый день предоставленной рассрочки, исходя из суммы, подлежащей внесению за счет продавца в качестве оплаты акций (за исключением случаев, когда покупателями выступают работники, выкупающие государственное имущество в рассрочку в порядке и на условиях, определенных протоколом, подписанным с победителем конкурса предпринимательских проектов).
5. Условием предоставления рассрочки платежей является внесение в течение 30 дней с момента заключения договора купли-продажи по сделке приватизации не менее 20 процентов от суммы оплаты приобретаемого имущества (за исключением случаев, когда покупателями выступают работники, выкупающие государственное имущество в рассрочку в порядке и на условиях, определенных протоколом, подписанным с победителем конкурса предпринимательских проектов). При этом право собственности на объект приватизации переходит к покупателю после его полной оплаты.
Раздел 20. Порядок и нормативы распределения средств от приватизации
федерального имущества
1. Под средствами, полученными от приватизации, понимается вся выручка в деньгах от продажи объектов приватизации и поступления, полученные в процессе приватизации в виде регистрационных сборов, задатков и прочих поступлений.
2. Дивиденды по акциям, находящимся в государственной или муниципальной собственности и арендная плата за пользование государственным и муниципальным имуществом являются доходами от управления государственной собственностью и не включает в состав средств от приватизации.
3. При этом 90 процентов арендной платы и дивидендов подлежат перечислению в соответствующий бюджет за вычетом расходов по банковским операциям, остальные средства остаются в распоряжении соответствующих органов по управлению имуществом.
4. Распределение средств, полученных от приватизации федерального имущества, осуществляется в соответствии с нормативами согласно Приложения N 2 (схема N 1 - фискально-инвестиционная; схема N 2 выкуп в рассрочку с предпродажной подготовкой; схема N 3 - земельно-инвестиционная) и N 3 к настоящему закону.
5. Распределение средств от приватизации государственного имущества субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормативами, установленными программами приватизации субъектов Российской Федерации.
6. Порядок уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственной и муниципальной собственности устанавливается положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Раздел 21. Порядок возврата средств при расторжении купли-продажи
государственного имущества
1. Возврат средств при расторжении сделок купли-продажи государственного имущества производится продавцом на основании соответствующих решений судебных органов за счет денежных средств, поступивших по другим сделкам приватизации при очередном их распределении в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" путем пропорционального уменьшения размера средств, подлежащих перечислению их получателям в соответствии с установленными нормативами.
2. В случае недостаточности средств от последующих сделок приватизации государственного имущества для обеспечения полного возврата средств по расторгнутой (признанной недействительной) сделке недостающие средства подлежат возврату их получателями на основании решения судебных органов о расторжении сделки.
3. Средства, полученные продавцом в качестве авансового платежа, а также при осуществлении окончательных расчетов по сделкам приватизации, подлежат распределению между получателями средств от приватизации по установленным нормативам.
Раздел 22. Социальная защита работников организаций, осуществляющих
приватизацию
1. В целях обеспечения социальной защиты работников органов по управлению имуществом, специализированного учреждения - продавца федерального имущества и его территориальных отделений:
- установить для работников вышеуказанных организаций, осуществляющих функции руководства и обеспечения проведения процесса приватизации, обязательное государственное личное страхование;
- предоставить право вышеуказанным организациям осуществлять негосударственное пенсионное страхование и дополнительное страхование от несчастных случаев, связанных с выполнением работниками вышеуказанных организаций своих профессиональных обязанностей;
- в случае необходимости обеспечивать работников вышеуказанных организаций охраной и средствами защиты в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Источники финансирования и порядок осуществления вышеуказанных мероприятий по социальной защите определяются Правительством Российской Федерации.
2. В случае гибели работников вышеуказанных организаций, семье выплачивается из средств соответствующего бюджета единовременное пособие в размере 2-кратного годового денежного содержания погибшего.
3. При нанесении работнику вышеуказанных организаций тяжких телесных повреждений, повлекших стойкую утрату трудоспособности, выплачивается единовременное пособие в размере годового денежного содержания за счет средств соответствующего бюджета, а также в течение десяти лет - разница между размерами должностного оклада и пенсией.
При нанесении работнику менее тяжких телесных повреждений, не повлекших за собой инвалидности, выплачивается единовременное пособие в размере пятимесячного среднего заработка из средств соответствующего бюджета.
4. Дополнительные меры социальной защиты работников органов по управлению имуществом, специализированного учреждения - продавца федерального имущества и его территориальных отделений могут осуществляться в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Раздел 23. Информационное обеспечение процесса приватизации
1. Информационное обеспечение процесса приватизации государственного имущества возлагается на федеральный орган по управлению государственным имуществом и его территориальные органы, органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, продавцов государственного имущества.
На указанные организации возлагаются обязанности по обеспечению публикации информации:
- о сущности и ходе приватизации - в газетах и других средствах массовой информации;
- о продажах на аукционах, по конкурсу объектов государственного имущества - в официальных изданиях специализированных учреждений по продаже государственного имущества.
2. Специализированное учреждение по продаже федерального имущества совместно с федеральным органом по управлению государственным имуществом обязаны:
- обеспечить бесплатную публикацию в издаваемом официальном бюллетене этого специализированного учреждения объявлений об аукционах и конкурсах по продаже федерального имущества в соответствии с требованиями Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". Информация о продаже акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость которых превышает _____ установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда должна быть опубликована в установленном порядке;
- распространять информацию о предстоящих продажах пакетов акций посредством использования других средств массовой информации.
Раздел 24. Требования к программам приватизации субъектов Российской
Федерации
1. Программы приватизации субъектов Российской Федерации разрабатываются соответствующими органами по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и требованиями настоящей Программы.
2. Программы приватизации субъектов Российской Федерации подлежат обязательному представлению в федеральный орган по управлению государственным имуществом.
3. Программы приватизации субъектов Российской Федерации должны:
- не содержать дополнительных ограничений на приватизацию;
- устанавливать нормативы распределения средств от приватизации государственного имущества субъектов Российской Федерации;
- содержать прогноз проведения приватизации государственного имущества в соответствующих отраслях экономики;
- включать перечень имущества в соответствии с установленной настоящей Программой классификацией.
4. Программы приватизации субъектов Российской Федерации не должны содержать дополнительных ограничений на приватизацию, установленных настоящим федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Приложение N 1
Нормативы распределения средств, поступающих от приватизации
федерального имущества
(в процентах)
Федеральная собственность | |||
Категория получателей средств | Схема N 1 | Схема N 2 | Схема N 3 |
Местные бюджеты | 8 | 8 | 8 |
Бюджеты субъектов Российской Федерации | 5 | 5 | 5 |
Федеральный бюджет | 48 | 58 | 28 |
Федеральный орган по управлению государс- твенным имуществом |
4,2 | 4,2 | 4,2 |
Специализированное учреждение | 1,3 | 1,3 | 1,3 |
Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционе- ров |
1 | 1 | 1 |
Специализированный бюджетный фонд для фи- нансирования развития инфраструктуры рын- ка ценных бумаг |
0,5 | 0,5 | 0,5 |
Государственный комитет Российской Феде- рации по поддержке и развитию малого предпринимательства |
1 | 1 | 1 |
Российский фонд правовых реформ | 1 | 1 | 1 |
Федеральный фонд инвестиционно-реструкту- ризационной приватизации |
30 | 20 | 50 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.