Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99109728-2 "О ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний"
24 сентября 1996 года, в день открытия Договора для подписания, Россия наряду с остальными ядерными державами подписала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (далее ДВЗЯИ). К настоящему времени Договор подписан 154 странами, ратифицирован 51 страной. Из 44 стран, чья ратификация является обязательным условием его вступления в силу, Договор ратифицирован 27 странами, включая Великобританию и Францию. Не подписали ДВЗЯИ Индия, Пакистан, а также КНДР.
Китай находится в подготовительной стадии процесса ратификации.
США, которые внесли Договор на ратификацию 23 сентября 1997 года, испытывают значительные трудности с его одобрением Конгрессом.
13 октября с.г. Сенат США провалил ратификацию Договора.
Администрация США утверждает, что вопрос о Договоре в США не закрыт. Формально он может повторно рассматриваться по существу Конгрессом следующего созыва, который будет сформирован после ноябрьских выборов в 2000 году. Однако рассчитывать на такое изменение соотношения сил в Сенате (или изменение негативной позиции Республиканской партии США по Договору), которое позволит получить 2/3 голосов сенаторов в поддержку Договора в обозримом будущем не приходится.
Реакция в мире на этот шаг американских законодателей негативная. О своем сожалении и разочаровании им вынуждены были заявить в том числе натовские союзники США и Япония. Широко распространен тезис о том, что отказом ратифицировать ДВЗЯИ США лишают себя возможности играть роль "морального" лидера усилий по нераспространению ядерного оружия.
Для России, как представляется, было бы политически выгодно использовать эту ситуацию для усиления своего авторитета на международной арене путем ускоренной ратификации ДВЗЯИ.
Прежде всего это дало бы нам дополнительные аргументы в нашей борьбе за сохранение Договора по ПРО. Кроме того на Конференции по ДНЯО, где резкому осуждению теперь подвергнутся все ядерные державы за невыполнение обязательств по ст.VI Договора, это помогло бы отвести стрелку критики от нас.
Россия принимала активное участие в разработке ДВЗЯИ и оказывает эффективное влияние на деятельность созданных в рамках Договора международных механизмов, рассматривая ДВЗЯИ как важнейший инструмент укрепления режима ядерного нераспространения и мощный фактор предотвращения качественного совершенствования ядерного оружия.
В настоящее время в соответствии с распоряжениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в России осуществляется комплекс мер, связанных с необходимостью подготовки Российской Федерации к вступлению Договора в силу.
Как известно, ядерные испытательные взрывы проводились для подтверждения основных характеристик ядерных зарядов и являлись частью системы полномасштабной их отработки, в том числе и для подтверждения безопасности и надежности. В соответствии с взятыми на себя обязательствами Россия прекратила с октября 1990 года ядерные испытательные взрывы. В связи с этим стоит задача овладеть методами сохранения надежности и поддержания безопасности ядерного арсенала на иной основе. Этим целям служит создаваемая качественно новая экспериментально-моделирующая база по отработке ядерных зарядов, включающая в себя, в частности, лазерные и рентгенографические установки, супер-ЭВМ и др.
В период продолжительностью 7-10 лет, когда еще будут действовать гарантийные сроки годности ранее испытанных ядерных зарядов, предстоит научиться подтверждать основные характеристики ядерных зарядов с помощью этой экспериментально-моделирующей базы.
Если при выполнении этого комплекса задач все же возникнут сомнения в надежности и безопасности ядерного арсенала и будут поставлены под угрозу высшие национальные интересы государства, Россия может использовать в дальнейшем свое право выхода из Договора.
При соблюдении вышеизложенных условий, ратификация Договора не нанесет ущерба обороноспособности и безопасности страны и не будет противоречить требованиям Указа Президента Российской Федерации "Основные положения политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания".
Россия также участвует в подготовительной работе по обеспечению контроля за соблюдением Договора. С этой целью за счет бюджета Организации по ДВЗЯИ создается Международная система мониторинга (далее МСМ) и Международный центр данных, которые будут иметь глобальный охват и позволят отслеживать возможные нарушения Договора.
Для целей Договора на территории России должна быть создана 31 станция МСМ общей стоимостью около 18 млн. долларов США, которые затем передаются в собственность России с возможностью их использования, в том числе в национальных интересах.
Участие России в Договоре сопряжено также с необходимостью вклада в создание и обеспечение функционирования российского сегмента Глобальной системы связи (ГСС) МСМ ДВЗЯИ, Национального центра данных и разработку методов, технологий и процедур инспекций на местах (ИНМ), что продиктовано важностью контроля за передаваемой информацией, обеспечения комплексного использования данных МСМ в национальных интересах России, защиты от несанкционированного доступа к российским данным, а также интересами привлечения российских технологий и аккумуляции денежных средств на территории России.
Средства для создания новой экспериментально-моделирующей базы (общая ее стоимость оценивается в 35 млрд.руб. в ценах 1998 года или около 1,4 млрд. долл. США) и реализации мероприятий по обеспечению российского сегмента МСМ, ИНМ, ГСС предусмотрены Федеральной целевой программой "Развитие ядерно-оружейного комплекса Российской Федерации на 1998-2005 годы". Кроме того, потребуется дополнительное финансирование работ по обеспечению надежности, безопасности и эффективности ядерного арсенала, которые будут отражены в разрабатываемой "Государственной программе вооружения на 2001-2010 годы".
Интеграция в МСМ части существующей в России Национальной системы контроля за ядерными испытаниями позволит также повысить ее эффективность.
Ратификация ДВЗЯИ реально способствовала бы укреплению международных позиций России, в том числе и в наших отношениях с членами ядерной "пятерки", а также с радикальными сторонниками ядерного разоружения из числа неприсоединившихся государств.
Ратификация Российской Федерацией ДВЗЯИ будет приветствоваться мировым сообществом государств, ускорит присоединение к Договору всех ядерных и т.н. пороговых стран и его вступление в силу.
Роль, которую призван сыграть ДВЗЯИ, будет выполнена при условии присоединения к нему максимально широкого числа государств и обеспечения его универсального характера.
В условиях действия ДВЗЯИ Россия будет в состоянии и далее проводить работы по поддержанию своего ядерного боезапаса в надежном и безопасном состоянии и его воспроизводству при условии создания соответствующей экспериментально-моделирующей базы.
В соответствии со статьей 15 п.1 а) и г) Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации ДВЗЯИ подлежит ратификации, поскольку он не только затрагивает вопросы обороноспособности Российской Федерации, но и содержит положения, требующие внесения дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, не имеющего в настоящее время нормы о запрете физическим и юридическим лицам заниматься любой деятельностью, запрещенной государству-участнику по Договору. Кроме этого, Договором предусматривается предоставление Организации по ДВЗЯИ, делегатам государств-участников, их заместителям и советникам, членам Исполнительного Совета, их заместителям и советникам, Генеральному директору, инспекторам, помощникам инспекторов и сотрудникам Организации таких привилегий и иммунитетов, какие необходимы для независимого осуществления ими своих функций в связи с Организацией. До вступления Договора в силу такие привилегии и иммунитеты предоставляются также Подготовительной комиссии организации, что учтено в проекте федерального закона о ратификации ДВЗЯИ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.