Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту закона "О внесении дополнения в статью 44 Федерального
закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"


Необходимость внесения дополнения в статью 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" вызывается тем обстоятельством, что в соответствии с названным законом депутаты Федерального Собрания имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, а народные депутаты Российской Федерации созыва 1990-1995 годов, осуществлявшие депутатскую деятельность в Верховном совете Российской Федерации или его органах на постоянной основе, и члены Верховного Совета Российской Федерации такого права не имеют, и в отношении них нарушается принцип равенства, закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации.

Нарушение указанного права в отношении народных депутатов созыва 1990-1995 годов, осуществлявших депутатскую деятельность в Верховном Совете Российской Федерации или его органах на постоянной основе, и членов Верховного Совета Российской Федерации не имеет ни правовых, ни иных оснований.

В соответствии с Конституцией России Верховный Совет Российской Федерации, так же как и Федеральное Собрание Российской Федерации, являлся постоянно действующим представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Члены Верховного Совета и народные депутаты, работавшие в верховном Совете и его органах на постоянной основе, осуществляли свою государственную деятельность профессионально, за исполнение своих обязанностей получали заработную плату, в их трудовых книжках имеются соответствующие записи.

Вид и характер деятельности народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов, осуществлявших депутатскую деятельность в Верховном Совете Российской Федерации или его органах на постоянной основе, и членов Верховного Совета Российской Федерации принципиально ничем не отличался от вида и характера деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие в Федеральном законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" нормы о распространении положений, устанавливающих гарантии социальной защиты, в частности, права на ежемесячную доплату к государственной пенсии на народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов, осуществлявших депутатскую деятельность в Верховном Совете или его органах на постоянной основе, и членов Верховного Совета Российской Федерации является нарушением их конституционного права, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом.

Общепризнанно, что народные депутаты Российской Федерации созыва 1990-1995 годов внесли позитивный вклад в становление демократического парламентаризма, создали основу нового российского законодательства. Именно этот депутатский корпус принял законы о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности, о судебной, экономической и земельной реформах, о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Внесение дополнения в статью 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не приведет к серьезным расходам государства, поскольку из всего числа народных депутатов, осуществлявших депутатскую деятельность в Верховном Совете на постоянной основе, и членов Верховного Совета (около 350 человек) на это право могут претендовать около 100 человек. Известно, что многим народным депутатам Российской Федерации назначена пенсия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.09.93 г. N 1435 "О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов". Немало народных депутатов являлись или являются депутатами Государственной Думы, главами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации (членами Совета Федерации), занимали или занимают государственные должности и в соответствии с действующими нормативными актами имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии. Право на ежемесячную доплату имеют также государственные и муниципальные служащие.

С учетом того, что в связи с разным возрастом право на получение пенсии народные депутаты Российской Федерации приобретают в разное время, в диапазоне до 25 лет, то есть ежегодно не более 4-5 человек, очевидно, что серьезных дополнительных ежегодных расходов государство нести не будет.

Внесение дополнения в названный закон в 10-ю годовщину со времени начала работы первого свободно избранного парламента Российской Федерации было бы справедливым актом со стороны государства.


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнения
в статью 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации
и статусе депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации"


1. На постоянной основе в Верховном Совете Российской Федерации (РСФСР) и его органах работало около 350 народных депутатов Российской Федерации, в том числе не более 250 членов Верховного Совета РФ (125 в Совете Республики и 125 в Совете Национальностей).

2. После ликвидации Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской федерации:

- около 120 работавших оформили пенсии в размере пенсий для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации ФС РФ;

- около 100 работавших впоследствии были избраны депутатами Государственной Думы или членами Совета Федерации ФС РФ;

- около 100 работавших впоследствии стали государственными служащими федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, дополнительное пенсионное обеспечение необходимо для 130 народных депутатов Российской Федерации, 100 из которых являются государственными служащими.

3. Дополнительные расходы на 100 народных депутатов РФ, являющихся государственными служащими:

100 чел * (6500 руб - 2500 руб) * 12 мес = 4.800.000 руб

Дополнительные расходы на 30 народных депутатов РФ, не являющихся государственными служащими:

30 чел * (6500 руб - 500 руб) * 12 мес = 2.160.000 руб

С учетом того, что в связи с разным возрастом право на получение пенсии народные депутаты Российской Федерации приобретают в разное время, в диапазоне до 25 лет, то есть ежегодно не более 5-6 человек, очевидно, что значительных дополнительных ежегодных расходов государство нести не будет.

4.800.000 руб : 20 = 240.000 руб

2.160.000 руб : 30 = 72.000 руб

Итого: 312.000 руб

Таким образом, дополнительные ежегодные расходы на эти выплаты не превысят 350 тыс. рублей.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.