Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об использовании атомной энергии"
1. Предмет правового регулирования. Концепция законопроекта.
Данный законопроект направлен на внесение отдельных изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии".
Законопроект предполагает законодательно закрепить возможность использования в ядерно-энергетическом комплексе новые эффективные инструменты хозяйствования, и в том числе такой гражданско-правовой инструмент, как договор лизинга.
2. Необходимость принятия законопроекта.
Предлагаемые законопроектом изменения и дополнения связаны с наметившимися в последние годы тенденциями к развитию рынка услуг в области обращения с ядерным топливом и возможностью организации лизинга тепловыделяющих сборок. Использование этого правового инструмента для осуществления внешнеторговых операций с ядерным топливом и ввоза ядерных материалов на территорию Российской Федерации для хранения и переработки в настоящее время невозможно из-за ограничений, установленных действующим законодательством. Для устранения этих препятствий необходимо внести изменения и дополнения в ряд законодательных актов. Один из них - Федеральный закон "Об использовании атомной энергии".
Дело в том, что лизинговая деятельность является по своему существу финансовой, инвестиционной деятельностью (лизинг - это финансовая аренда), одним из элементов которой является приобретение лизингодателем у продавца предмета лизинга в свою собственность с целью последующей передачи его в аренду. Так, согласно ст.4 Федерального закона "О лизинге", лизингодатель - это лицо, которое приобретает в ходе реализации лизинговой сделки имущество в собственность и передает его в качестве предмета лизинга лизингополучателю. Договор купли-продажи является обязательным элементом лизинговой сделки (ст.15 Закона). Аналогичным образом урегулированы отношения собственности в договоре лизинга и в главе 34 Гражданского кодекса Российской Федерации "Финансовая аренда (лизинг)", а также Оттавской конвенцией о международном финансовом лизинге, участницей которой Российская Федерация является с 8 февраля 1998 года.
3. Соответствие законопроекта Конституции Российской Федерации и действующему законодательству.
Передача части ядерных материалов, не применяемых в оборонных целях, и служащих исключительно интересам промышленного использования атомной энергии (производство электрической и тепловой энергии на атомных станциях) не противоречит интересам государства и действующему законодательству Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации закреплено, что ядерная энергетика и расщепляющиеся материалы находятся в ведении Российской Федерации (п."и" ст.71). Предлагаемое в законопроекте расширение видов деятельности с использованием ядерных материалов не вступает в противоречие с указанным основополагающим положением.
Во-первых, нахождение в федеральном ведении означает обязательное сохранение за государством всех функций государственного воздействия на указанные объекты, включая нормативное регулирование, общее руководство, регулирование безопасности, лицензирование, учет и контроль и т.д.
Во-вторых, конституционное положение "в ведении Российской Федерации" не означает обязательного нахождения в федеральной собственности (ведение не равнозначно собственности).
Согласно ст.8 Конституции права всех собственников на территории Российской Федерации признаются равными. Этот принцип последовательно воплощен в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Статьей 1 Кодекса, в качестве основных начал гражданского законодательства, устанавливает, что гражданские права (основное из которых - право собственности) могут быть ограничены федеральным законом только в той мере "в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Осуществление государством таких рычагов государственного регулирования в области использования атомной энергии как обязательное лицензирование любой деятельности по обращению с ядерными материалами, физическая защита, контроль и учет ядерных материалов, надзор за безопасным ведением работ в области обращения с ядерными материалами, а также экспортно-импортного лицензирования, квотирования и контроля в указанной области обеспечивает надлежащую защиту и безопасность всех объектов, перечисленных в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Необходимой и достаточной гарантией нераспространения ядерного оружия в процессе осуществления внешнеторговой деятельности с ядерными материалами является соблюдение международных обязательств Российской Федерации о нераспространении ядерного оружия и международных договоров Российской Федерации в области использования атомной энергии (ст.6З Федерального закона "Об использовании атомной энергии").
Все сказанное выше делает необходимым и возможным принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии", расширяющего круг субъектов права собственности на ядерные материалы, используемые в тепловыделяющих сборках ядерных реакторов.
Финансово-экономическое обоснование законопроекта
1. Передача ядерных материалов, предназначенных для использования в тепловыделяющих сборках ядерных реакторов, в собственность юридических лиц позволит сделать их предметом международного лизинга и тем самым использовать все финансовые и экономические преимущества этого инструмента.
2. Реализация законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных
правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению,
дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об использовании атомной энергии"
1. Актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или дополнению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" нет.
2. В связи с принятием настоящего законопроекта должно быть принято постановление Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления лизинга тепловыделяющих сборок ядерных реакторов".
Депутаты Государственной Думы: |
В.П.Войтенко |
М.И.Гришанков
В.Д.Кадочников
Е.К.Лигачев
Р.И.Нигматулин
А.Г.Пузановский
С.Н.Гвоздева
К.Б.Зайцев
В.В.Каретников
Г.К.Леонтьев
B.С.Опекунов
члены Совета Федерации |
Н.А.Ганза |
С.Н.Рябухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.