Вопрос: Каков порядок проведения налоговыми органами проверок организаций? ("Финансовая газета", N 37, сентябрь 2000 г.)

Каков порядок проведения налоговыми органами проверок организаций?


В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом. Таким образом, проведение налоговых проверок является правом, а не обязанностью налоговых органов. Статьей 87 НК РФ установлено, что налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. При этом налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

Что касается камеральной налоговой проверки, то в соответствии со ст. 88 НК РФ такая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Камеральная проверка является формой текущего контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджеты различного уровня, осуществляемой в учреждениях налоговых органов по месту их нахождения, и составляет значительную часть деятельности должностных лиц налоговых органов. При проведении камеральной налоговой проверки осуществляются проверка налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком по установленным формам, а также контроль за правомерностью использования налоговых льгот. Представленная отчетность проверяется на предмет правильности содержащихся в ней расчетов, соблюдения установленных правил составления форм отчетности, а также сроков представления отчетности и уплаты налога. При этом начало камеральной налоговой проверки определяется датой представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Установленный срок проведения проверки (в течение трех месяцев) носит характер нормы, регулирующей внутреннюю деятельность налоговых органов. Результаты камеральной налоговой проверки актом налоговой проверки не оформляются. Вместе с тем, как установлено пп. 2, 4 ст. 101 и 104 НК РФ, на основании материалов камеральной налоговой проверки руководитель налогового органа или его заместитель решают вопрос о возможности привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и предъявления требования об уплате недоимки по налогу и пени, а также налоговых санкций.

В отличие от камеральной налоговой проверки выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, объекта налогообложения. Для проведения выездной налоговой проверки требуется специальное решение руководителя налогового органа (или его заместителя). Данная проверка производится с использованием первичных учетных документов, на основании которых ведется бухгалтерский учет, составляются регистры бухгалтерского учета, гражданско-правовые договоры и иные документы. Следовательно, правильность определения объекта налогообложения может быть проверена налоговым органом только при выездной налоговой проверке.


В. Мареева,

Минфин России


13 сентября 2000 года


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.