Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Челябтехгаз" по жалобе защитника Общества с ограниченной ответственностью "Челябтехгаз" Мурзака Павла Викторовича на решение судьи Курчатовского районного суда г.Челябинска от 24 октября 2019 года, установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ВКЮ 16 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 24 октября 2019 года, ООО "Челябтехгаз" привлечено к административной ответственности ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе в областной суд, защитник ООО "Челябтехгаз" Мурзак П.В. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи. В обоснование доводов жалобы указывает, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, а также постановление вынесено неуполномоченным лицом, в нарушение приказа Роструда N 238 от 2 сентября 2015 года, которым утвержден Перечень должностных лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Кроме того считает, что имеются основания для замены штрафа на предупреждение в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Законный представитель ООО "Челябтезгаз", защитник Мурзак П.В, Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ВКЮв судебное заседание в Челябинский областной суд не явились при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного решения не нахожу.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
В силу части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель, в том числе обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан, помимо прочего, обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Из содержания постановления о назначении административного наказания от 17 августа 2019 года следует, что основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований трудового законодательства РФ в хозяйствующих субъектах Челябинской области на 2019 год, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Челябтехгаз" по адресу: "адрес", нарушения норм трудового законодательства, а именно: не в полном объеме разработаны инструкции по охране труда по виду выполняемых работ; не разработан и не утвержден план производства работ на высоте; не организовано проведение мероприятий по управлению профессиональными рисками, в том числе не проведена оценка уровней профессиональных рисков; не обеспечено проведение инструктажа работникам о правилах применения средств индивидуальной защиты, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также не организованы тренировки по их применению; на стенах, колоннах складского помещения, предназначенного для складирования и размещения грузов, отсутствуют надписи о величине, допускаемых на полы, перекрытия и площадки предельных нагрузок; при размещении грузов отсутствуют технологические карты размещения грузов с указанием мест размещения, размеров проходов и проездов; не направлен в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора контингент лиц, подлежащих предварительному и периодическим медицинским осмотрам; работники Общества не ознакомлены с календарным планом проведения медицинского осмотра; не проводятся периодически осмотры зданий; график плановых осмотров и проверок соответствия вентиляционных систем требованиям ГОСТ отсутствует; на рабочих местах не обеспечено проведение производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных
правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; не назначены ответственные лица за осмотр, ремонт, проверку, испытание и техническое освидетельствование инструмента и приспособлений; не ведется журнал результатов осмотра, ремонта, проверки, испытания и технического освидетельствования инструмента и приспособлений; в помещении склада не установлена табличка по ГОСТ, содержащая размер ячейки и стеллажа в плане, тип стеллажа, предельно допустимую нагрузку на ячейку и секцию; не создана комиссия, возглавляемая техническим руководителем по техническому освидетельствованию технологическим систем и надземной части электрооборудования; не проведены замеры сопротивления изоляции электроустановок и электропроводки производственных цехов, АБК; на корпусах электроинструмента, понижающих и разделительных трансформаторах, преобразователей частоты не указываются инвентарные номера; применяются светильники без рассеивателей, экранирующих и защитных решеток; электрические сборки не закрыты на запирающие устройства; отсутствуют общие схемы электроснабжения по отдельным участкам, которые утверждаются ответственным за электрохозяйство; не определены техническим руководителем предприятия конкретные сроки профилактических испытаний и измерений параметров электрооборудования, выполняемые для оценки его состояния и не связанные с выводом в ремонт; отсутствует утвержденный маршрут обхода территории охраняемого объекта; не назначено лицо, ответственное за состояние и исправность лестниц и стремянок; отсутствует журнал учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений; в установленные сроки не проводится осмотр и испытание переносных лестниц и стремянок, не указаны на лестницах и стремянках дата следующего испытания, принадлежность цеху (участку); находящееся в эксплуатации оборудование для выполнения газосварочных работ
(машины, ручные резаки, горелки, редукторы, шланги) не закреплены за определенным работником; находящиеся в эксплуатации шланги для выполнения газосварочных работ не подвергаются осмотру и испытанию не реже одного раза в месяц в порядке, установленном локальным нормативным актом работодателя; оснастка и другие предметы уложены на стеллажах так, что концы предметов выступают за габариты стеллажей; не назначено ответственное лицо за эксплуатацию стеллажей; не организовано проведение частичного технического освидетельствования стеллажей не реже одного раза в неделю специалистом, аттестованным на знание требований настоящего стандарта, с занесением результатов освидетельствования в журнал; не организовано проведение полного технического освидетельствования стеллажей не реже одного раза в год; для защиты работников от отлетающих осколков на верстаках не поставлены сплошные или металлической сетки щиты высотой не менее 1 м; в помещении для зарядки аккумуляторов отсутствует приточно-вытяжная вентиляция; вдоль стен гаража, не предусмотрены колесоотбойные устройства, выполненные в соответствии с требованиями действующих нормативных актов; грузовые платформы, рампы, эстакады не оборудованы постоянными или съемными отбойными устройствами.
В связи с указанными нарушениями законодательства о труде и охране труда Российской Федерации, выявленными в ходе проведенной проверки в отношении ООО "Челябтехгаз", образующими состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, должностным лицом трудовой инспекции 12 августа 2019 года составлен протокол об административном правонарушении N 05-693к/189/4.
Фактические обстоятельства совершенного ООО "Челябтехгаз" административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 05-693к/189/4 от 12 августа 2019 года; предписанием N 05-693к/189/3; актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица N 05-693к/189/2 от 09 августа 2019 года; распоряжением (приказом) о проведении плановой выездной проверки ООО "Челябтехгаз" от 24 июня 2019 года N 05-693к/189/1 и иными материалами, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия юридического лица ООО "Челябтехгаз" с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, из которых установлены обстоятельства наличия объективной стороны административного правонарушения, правильно квалифицированы по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Выводы судьи о виновности ООО "Челябтехгаз" в совершении административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным при рассмотрении дела. Не согласиться с данными выводами оснований не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной нормы юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ООО "Челябтехгаз" возможности выполнить требования трудового законодательства, в материалы дела не представлено.
Таким образом, ООО "Челябтехгаз" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, являлись предметом проверки судьей первой инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в решении, и не влекут его отмену.
Необходимо отметить, что в силу положений статьи 23.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, статьями 5.28 - 5.34, 5.44 названного Кодекса (часть 1 статьи 23.12). Правом рассмотрения дел об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 статьи 23.12 указанного Кодекса, наделены, в том числе, государственные инспектора труда (пункт 9 части 2 данной статьи).
В связи с чем, довод заявителя, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, а также постановление вынесено неуполномоченным лицом, в нарушение приказа Роструда N 238 от 2 сентября 2015 года, которым утвержден Перечень должностных лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, был обоснованно отклонен судьей районного суда. Оснований не согласиться с данным выводом суда не усматриваю, кроме того он согласуется с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2016 года N22-АД16-2.
Повторно заявленный довод жалобы о применении части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, удовлетворению не подлежит в виду следующего.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ: а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательств, б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Вместе с тем анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на должностное лицо административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, но и в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, регламентирующим порядок трудовых отношений. Таким образом, оснований для замены административного штрафа на предупреждение не имеется.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.
Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде штрафа в размере 70 000 рублей должностным лицом назначено юридическому лицу в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу ни должностным лицом, ни судьей районного суда не допущено, нормы материального права применены правильно. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Между тем, частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, может выражаться в действиях или бездействии, которые направлены на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.
Руководствуясь ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан:
- соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
- предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
- обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
- своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В связи с чем, из мотивировочных частей постановления должностного лица административного органа и решения судьи подлежит исключению ошибочный вывод о нарушении:
п.п. 8, 19, 21 Приложения N1 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2011 N 22111), не направлен в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора контингент лиц, подлежащих предварительному и периодическим медицинским осмотрам; в нарушение п. 26 Приложения N3 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2011 N 22111) работники Общества не ознакомлены с календарным планом проведения медицинского осмотра;
нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, ст. 36, ст. 40 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" не проводятся периодически осмотры зданий; в нарушение требований пп. 3 п. 1.5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N IX "О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01 на рабочих местах не обеспечено проведение производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; в нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 1.6.7. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. N 6) (далее - ПТЭЭП) не создана комиссия, возглавляемая техническим руководителем по техническому освидетельствованию технологическим систем и надземной части электрооборудования;
нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, прил. 3 п.6.2, 28.1, п. 2.12.17 ПТЭЭП не проведены замеры сопротивления изоляции электроустановок и электропроводки производственных цехов, АБК; в нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 2.12.7 ПТЭЭП применяются светильники без рассеивателей, экранирующих и защитных решеток; в нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 2.2.4 ПТЭЭП электрические сборки не закрыты на запирающие устройства; в нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 1.8.2, П. 1.5.18. ПТЭЭП отсутствуют общие схемы электроснабжения по отдельным участкам, которые утверждаются ответственным за электрохозяйство; в нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 3.6.2 ПТЭЭП не определены техническим руководителем предприятия конкретные сроки профилактических испытаний и измерений параметров электрооборудования, выполняемые для оценки его состояния и не связанные с выводом в ремонт;
нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 5.1.33 Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями (РД 34.03.204) не назначено лицо, ответственное за состояние и исправность лестниц и стремянок; в нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 5.1.44 Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями (РД 34.03.204) отсутствует журнал учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений; в нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. п.5.1.33, 5.1.36 "Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями" (РД 34.03.204), утвержденных Минэнерго СССР 30 апреля 1985 г, Постановлением Президиума ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности от 27 марта 1985 г, протокол N 42 в установленные сроки не проводится осмотр и испытание переносных лестниц и стремянок, не указаны на лестницах и стремянках дата следующего испытания, принадлежность цеху (участку);
нарушение требований ч.2 ст.212 Трудового кодекса РФ, п.10 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 57381-2017 "Складское оборудование. Стеллажи полочные. Общие технические условия" (утв. приказом Федерального агентства но техническому регулированию и метрологии от 12 января 2017 г. N 7-ст) не назначено ответственное лицо за эксплуатацию стеллажей используемых в ООО "Челябтехгаз". В нарушение требований ч.12 ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 10 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 57381-2017 "Складское оборудование. Стеллажи полочные. Общие технические условия" (утв. приказом Федерального агентства но техническому регулированию и метрологии от 12 января 2017 г. N 7-ст) не организовано проведение частичного технического освидетельствования стеллажей не реже одного раза в неделю специалистом аттестованным на знание требований настоящего стандарта, с занесением результатов освидетельствования в журнал. В нарушение требований ч.15 ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 10 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 57381-2017 "Складское оборудование. Стеллажи полочные. Общие технические условия" (утв. приказом Федерального агентства но техническому регулированию и метрологии от 12 января 2017 г. N 7-ст), не организовано проведение полного технического освидетельствования стеллажей не реже одного раза в год, являются излишне вмененными при вынесении постановления о назначении наказания по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подлежит исключению.
Указанное обстоятельство на квалификацию рассматриваемого правонарушения не влияет.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Административное наказание назначено общества в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса, в пределах санкции части 1 статьи 5.27 Кодекса, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Жалоба не содержит доводов, влекущих изменение обжалуемого судебного акта, поскольку сводится лишь к переоценке исследованных судом доказательств и несогласию с выводами суда.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда, решил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области N 05-693к/189/5 от 16 августа 2019 года, решение судьи Курчатовского районного суда г.Челябинска от 24 октября 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Челябтехгаз" оставить без изменения, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью "Челябтехгаз" Мурзака Павла Викторовича - без удовлетворения.
Судья Е.Н. Майорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.