Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"
Названный законопроект предусматривает продление на два года (с 1 января 2002 года до 1 января 2004 года) установленного частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ) освобождения от налога на добавленную стоимость операций по реализации научной и учебной книжной продукции (подпункт 17 пункта 3 статьи 149 части второй Налогового кодекса РФ), книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, и продукции не рекламных и не эротических средств массовой информации (подпункт 21 пункта 3 статьи 149 части второй Налогового кодекса РФ), а также редакционных, издательских и полиграфических работ и услуг по производству перечисленной продукции.
Подготовленный законопроект направлен на предотвращение одномоментного и, по оценкам экспертов, ощутимого повышения цен на социально значимую книжную продукцию, а также информационную периодику, которое больно ударит по значительной части населения, прежде всего, по наиболее уязвимой его части - учащимся, студентам, ученым, инженерам-практикам, пенсионерам и, в известном смысле, урежет их конституционные права на свободное получение информации.
Практика оказания государственной поддержки средствам массовой информации (СМИ) и книгоиздания, проводимой в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (от 1 декабря 1995 года N 191-ФЗ) и соответствующим налоговым законодательством, дала реальные положительные результаты: замедлились процессы "вымывания" информационных периодических изданий рекламными, уменьшились темпы падения выпуска книжной продукции и т.д. Проведенный сравнительный анализ показывает, что зарубежные страны достаточно часто применяют аналогичное налоговое регулирование в сфере СМИ и книгоиздания - полное или частичное освобождение от налога на добавленную стоимость.
Однако, несмотря на наметившиеся положительные тенденции, нужно отметить следующее, если сравнивать нынешние тиражи с уровнем 1990 года, то по газетам они сократились почти в 5 раз, а по журналам - более чем в 7 раз. Насыщенность периодикой на тысячу человек в Российской Федерации на порядок меньше, чем в развитых демократических странах. Прекращение же действия с 1 января 2002 года мер государственной поддержки средств массовой информации и книгоиздания и, прежде всего, по налогу на добавленную стоимость, напрямую скажется на уровень цен, неизбежно вызовет дальнейший спад производства печатной продукции, дестабилизирует работу отрасли, поскольку издатели все чаще переходят на выпуск долгосрочных, рассчитанных на годы, проектов, в том числе подписных. И как показывают оценки экспертов, такие процессы приведут не к увеличению налоговых поступлений в бюджет, что является основным аргументом отмены мер государственной поддержки, а к их уменьшению за счет сокращению налогооблагаемой базы.
Принятие подготовленного законопроекта потребует внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (от 1 декабря 1995 года N 191-ФЗ).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"
Финансово-экономическое обоснование выполнено на основании материалов Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, подготовленных по кругу организаций, находящихся в ведении МПТР России.
Названный законопроект предусматривает продление на два года (с 1 января 2002 года до 1 января 2004 года) освобождения от налога на добавленную стоимость (НДС) операций по реализации социально значимой книжной продукции, продукции не рекламных и не эротических средств массовой информации, а также редакционных, издательских и полиграфических работ (услуг) по производству перечисленной продукции. Перечисленные освобождения от НДС предусмотрены подпунктами 17 и 21 пункта 3 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (от 5 августа 2000 года N 117 - ФЗ).
Основным аргументом в пользу отмены мер государственной поддержки средств массовой информации (СМИ) и книгоиздания России называется увеличение налоговых поступлений в бюджет. Однако, оценки экспертов МПТР России показывают: недополучение федеральным бюджетом доходов за счет предоставления налоговых освобождений в значительной степени компенсируется за счет увеличения налогооблагаемой базы. Это происходит как за счет увеличения количества новых СМИ, издательств полиграфических предприятий, так и за счет наращивания объемов производства действующими организациями.
Как показывает практика, меры государственной поддержки СМИ и книгоиздания, проводимые с 1996 г. в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (от 1 декабря 1995 года N 191-ФЗ) и действующим налоговым законодательством, позволили сфере СМИ и книгоиздания пережить экономические трудности и создать предпосылки для сдвигов к лучшему: прервать тенденции резкого падения тиражей печатной продукции, замедлить процессы "вымывания" информационных периодических изданий и социально значимой книжной продукции, начать накопление средств, необходимых для проведения технического перевооружения и т.д.
Так по данным МПТР России, за период с 1994 г. по 2000 г. включительно количество СМИ, зарегистрированных в Министерстве и его региональных управлениях, увеличилось с 8048 до 29868 изданий. В том числе, общественно-политических - с 3397 до 13139, а тематических и литературно-художественных - с 5097 до 19983 изданий. При этом рост тиражей периодических изданий в 2000 г. составил около 10% по сравнению с 1999 г. В то же время если сравнивать нынешние тиражи периодики с уровнем 1990 г., то по газетам они сократились почти в 5 раз, а по журналам - более чем в 7 раз. И насыщенность периодикой в расчете на тысячу человек в России сегодня на порядок меньше, чем в развитых демократических странах.
Меры государственной поддержки положительно сказались и на книгоиздании. Так с 1966 по 2000 гг. количество названий книг увеличилось на 38,2%. Многие издательства сохранили возможность выпускать учебную, детскую и другую социально значимую литературу только благодаря мерам государственной поддержки. В 2000 г. по сравнению с 1995 г. по системе МПТР России объем выпуска продукции (в стоимостном выражении) издательствами вырос в 3,7 раза, полиграфическими предприятиями в 4,7 раза.
Отмена с 2002 г. налоговых освобождений, действующих в н.в. для СМИ и книгоиздания, теоретически может увеличить доходы федерального бюджета. Как показывают укрупненные расчеты, проведенные на базе организаций книгоиздания, находящихся в ведении МПТР России, увеличение поступлений в федеральный бюджет в 2002 г. могло бы составить: по НДС - 340,6 млн.руб.; по налогу на прибыль - 109 млн.руб.
Однако на практике, отмена налоговых освобождений, и прежде всего по НДС, неизбежно скажется на уровень цен, приведет к дальнейшему падению тиражей печатной продукции, дестабилизирует работу отрасли, тем более, что издатели все чаще переходят на выпуск долгосрочных, рассчитанных на годы, проектов, в том числе подписных. В целом по расчетам экспертов МПТР России, налоговые поступления в бюджет от издательской отрасли в 2002 г. могут сократиться по сравнению с уровнем 2001 г. в 1,5 - 1,7 раза.
В дополнение к этим (финансовым) аргументам необходимо добавить информационные и культурные потери для общества, связанные с тем, что пресса станет еще менее доступной для основной части населения России.
Перечень
законов, подлежащих изменению и дополнению в случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" необходимо внести изменения и дополнения в:
1) статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (от 1 декабря 1995 года N 191-ФЗ);
2) статью 10 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (от 1 декабря 1995 года N 191-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.