Пояснительная записка к проекту федерального закона N 104371-3 Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (не действует)

Пояснительная записка
к проекту части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации


Проект части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации включает два раздела - раздел V "Наследственное право" и раздел VI "Отношения в области международного частного права".

Действующее законодательство о наследовании (раздел VII Гражданского кодекса РСФСР) принималось в условиях ограничений видов и даже количества имущества, которое могло принадлежать гражданам на праве собственности, а следовательно, и переходить по наследству.

Переход к рыночной экономике вызывает необходимость серьезных изменений наследственного права. В целях уравнивания частной собственности с другими формами собственности появилась необходимость расширения прав гражданина по распоряжению своей собственностью, в том числе и по распоряжению ею на случай смерти (свобода завещания).

Отмена с началом экономических преобразований законодательных запретов в отношении видов, объема и стоимости имущества, которое может принадлежать гражданам (пункты 1 и 2 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации. Далее именуется - Гражданский кодекс), привела к тому, что в составе такого имущества (а следовательно, и в составе наследства) оказались земельные участки, предприятия, другая недвижимость, а также многочисленные и разнообразные имущественные права. Эти факторы предопределили необходимость дополнения и детализации механизмов перехода и распределения наследственного имущества.

В то же время наследственное право, затрагивающее права и интересы самого широкого круга граждан, тесно связанные с семейными отношениями, является одной из наиболее консервативных отраслей законодательства. Поэтому в проекте части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (далее именуется - проект) сохранены традиционно устоявшиеся в отечественном законодательстве подходы к основным институтам наследственного права.

В проекте заложен традиционный для отечественного законодательства принцип универсальности наследственного правопреемства: наследник заступает на место наследодателя не только во всех его имущественных правах, но и в обязанностях. С этим принципом тесно связаны нормы, регламентирующие условия принятия наследства и исключающие принятие части наследства, а также принятие наследства под условием или с оговорками. Другим принципом, заложенным в проекте, является принцип свободы завещания, воплощающий применительно к наследственному законодательству Российской Федерации общегражданский принцип диспозитивности правового регулирования. Свобода завещания означает, что завещатель может по своему выбору как распорядиться всем своим имуществом или его частью, так и не оставить никаких распоряжений на этот счет.

Соответствующий раздел проекта является основным правовым актом, регулирующим наследственные отношения. В то же время, поскольку реализация большинства наследственных отношений неотделима от совершения соответствующих нотариальных действий, нормы проекта рассчитаны на применение совместно с нормами законодательства Российской Федерации о нотариате. Это вызвано тем, что порядок совершения нотариальных действий, а также все связанные с ними отношения будут урегулированы непосредственно нотариальным законодательством Российской Федерации либо в установленном им порядке.

В проекте сохранены традиционные для отечественного наследственного права основания наследования (статья 1111). Однако в отличие от действующего Гражданского кодекса РСФСР первым названо наследование по завещанию, а вторым - по закону. Такой подход имеет целью способствовать преодолению тенденции, когда составление завещания является скорее исключением, чем правилом.

Отражением положений действующего законодательства, касающихся состава участников гражданско-правовых отношений, явилось включение в число лиц, которые могут призываться к наследованию, помимо граждан, также юридических лиц и государства (статья 1116). Гарантией защиты прав и законных интересов участников наследственных отношений являются правила, касающиеся недостойных наследников (статья 1117), к которым относятся наследники, способствовавшие либо пытавшиеся способствовать своему призванию к наследованию совершением противоправных умышленных действий, а также наследники, действия которых привели к призванию к наследованию близких им лиц либо к увеличению причитающейся им или близким им лицам доли наследства. Недостойными наследниками являются также родители, которые лишены родительских прав и ко времени открытия наследства после детей в этих правах не восстановлены, а также лица, уклонявшиеся от лежавшей на них в силу закона обязанности по содержанию наследодателя.

Реализацией принципа свободы завещания являются нормы, касающиеся права завещателя распорядиться любым имуществом, распределить свое имущество между любыми лицами, как входящими, так и не входящими в круг наследников по закону, указать доли наследственного имущества, приходящиеся на каждое из этих лиц, либо не определять эти доли, подназначить другого наследника, равно как и лишить наследства любого наследника либо всех наследников по закону (статьи 1119 - 1122). Завещатель также вправе поручить исполнение завещания указанному в нем лицу - исполнителю завещания (статья 1134), обязать в завещании одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнить имущественную обязанность (отказ) в пользу третьих лиц - отказополучателей (статья 1137) либо совершить какое-либо действие имущественного или неимущественного характера, направленное на осуществление общеполезной цели (статья 1139), а также отменить или изменить уже совершенное завещание (статья 1130).

Свобода завещания ограничена лишь правилами, касающимися обязательной доли в наследстве (статья 1149). Это означает, что несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону. Некоторое уменьшение размера обязательной доли по сравнению с действующим законодательством (с 2/3 до 1/2 доли, причитающейся наследнику, если бы он наследовал по закону) направлено на то, чтобы реализация права на обязательную долю в наименьшей степени противоречила бы воле наследодателя, прямо выраженной им в завещании.

В проекте существенно обновлены и дополнены правила, касающиеся формы завещания. Помимо известных по действующему законодательству нотариально удостоверенных завещаний, завещаний, приравниваемых к нотариально удостоверенным, в проекте предусматривается возможность составления закрытых завещаний, а в исключительных случаях - завещаний в простой письменной форме. Однако общим по-прежнему остается правило, согласно которому завещание должно быть составлено в письменной форме и собственноручно подписано завещателем, а также удостоверено нотариусом.

Закрытое завещание, то есть завещание, с содержанием которого завещатель не предоставляет возможности ознакомиться никаким другим лицам, включая и нотариуса, является тем не менее разновидностью нотариально удостоверенного завещания. В этом случае нотариус и свидетели удостоверяют не содержание завещания, а сам факт его передачи нотариусу (статья 1126).

Проектом предусматривается возможность для граждан, находящихся в положении, явно угрожающем их жизни, и лишенных возможности составить завещание по общим правилам, изложить свою последнюю волю в простой письменной форме. Указанное завещание подлежит исполнению лишь при условии подтверждения судом по требованию заинтересованных лиц факта составления завещания в чрезвычайных обстоятельствах (статья 1129).

Наследование основывается непосредственно на законе в случае отсутствия завещания либо в случае определения в завещании судьбы лишь части имущества (статья 1111), а также при признании завещания недействительным (статья 1131) и в некоторых других случаях, предусмотренных Гражданским кодексом (статьи 1149, 1151 и 1161).

В отличие от действующего законодательства, устанавливающего только две очереди наследников, в проекте предусматривается установление, по существу, восьми очередей. Существенное расширение круга наследников по закону призвано прежде всего способствовать переходу наследственного имущества к родственникам наследодателя, а также сохранению по возможности наследственного имущества в частной собственности.

Наследниками первых шести очередей (статьи 1142 - 1145) являются супруг, а также кровные родственники наследодателя (их очередность зависит от степени родства с последним). Наследниками седьмой очереди по закону являются пасынки и падчерицы наследодателя (пункт 3 статьи 1145). При отсутствии других наследников по закону нетрудоспособные иждивенцы, проживавшие совместно с наследодателем, наследуют самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди (пункт 3 статьи 1148).

Нетрудоспособные иждивенцы наследодателя наследуют по закону вместе с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. В отличие от действующего законодательства проектом предусматриваются разные условия призвания к наследованию нетрудоспособных иждивенцев, входящих и не входящих в круг наследников по закону. Для того чтобы наследовать, иждивенцы, относящиеся к числу наследников по закону, но не являющиеся наследниками той очереди, которая призывается к наследованию, должны быть нетрудоспособными на момент открытия наследства и не менее года до этого момента находиться на иждивении наследодателя. Нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, не относящиеся к наследникам первой и последующих очередей, для того чтобы наследовать по закону, должны, кроме того, не менее года до смерти наследодателя проживать вместе с ним.

При определении порядка наследования выморочного имущества в проекте применяется принцип гражданства, что означает, в частности, переход указанного имущества в собственность Российской Федерации. В то же время вопросы о порядке учета и дальнейшего использования выморочного имущества, в том числе входящих в его состав культурных ценностей, проектом отнесены к ведению специального закона, в котором могут быть установлены условия и порядок передачи имущества, полученного Российской Федерацией в качестве выморочного, в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований либо передачи этого имущества для использования музеями, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями и т.п.

В проект включены традиционные для отечественного законодательства правила, касающиеся необходимости совершения наследниками активных действий для приобретения (принятия) наследства, недопустимости принятия наследства под условием или с оговорками, принадлежности наследства наследнику с момента открытия наследства (статья 1152). Проектом предусматривается возможность принятия наследства как путем подачи нотариусу заявления о принятии наследства, так и путем фактического вступления во владение или в управление наследственным имуществом (статья 1153).

Сохранены установленные в действующем законодательстве сроки для принятия наследства. Принятие наследства по истечении установленного срока допускается либо по решению суда, восстанавливающего срок для принятия наследства, либо с письменного согласия остальных наследников, принявших наследство. Наследник, принявший наследство по истечении установленного срока, имеет право на получение от других наследников причитающегося ему имущества в соответствии с правилами, касающимися обязательств вследствие необоснованного обогащения (статья 1155).

В проект включены подробные правила, касающиеся раздела наследства. Помимо известных по действующему законодательству норм, регламентирующих раздел наследства по соглашению между сонаследниками, в проект включены правила, касающиеся преимущественного права на определенное имущество из состава наследства при его разделе (статьи 1165, 1168, 1169 и 1178). Несоразмерность имущества, получаемого наследником в порядке реализации преимущественного права, устраняется предоставлением остальным наследникам соответствующей компенсации (статья 1170).

Расширение круга объектов, которые могут переходить в порядке наследственного преемства, потребовало включения в проект более подробных норм, касающихся охраны наследства и управления им. Согласно общему правилу меры по охране наследства и управлению им принимаются нотариусом. Если в завещании назначен исполнитель завещания, нотариус принимает указанные меры по согласованию с ним.

Необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя, расходы на его достойные похороны, расходы, связанные с охраной наследства или управлением им, а также с исполнением завещания, возмещаются за счет наследства в пределах его стоимости (статья 1174).

Сохранена в проекте и действующая норма, касающаяся ответственности наследников по долгам наследодателя лишь в пределах стоимости перешедшего к каждому из них имущества, а также порядка предъявления требований кредиторами (статья 1175).

Снятие законодательных ограничений в отношении видов имущества, которое может переходить по наследству, потребовало включения в проект правил, регламентирующих наследование предприятия, имущества члена крестьянского (фермерского) хозяйства, земельного участка, невыплаченных сумм заработной платы, пенсий, пособий, платежей в возмещение вреда и ряда других.

Правила, касающиеся наследования прав, связанных с участием в хозяйственных товариществах и обществах, в производственных и потребительских кооперативах (статьи 1176 и 1177), согласованы с положениями законодательства Российской Федерации о юридических лицах (глава 4 Гражданского кодекса) и принятыми в соответствии с ним федеральными законами. Причина этого в том, что ряд вопросов, связанных с наследованием имущества участников указанных юридических лиц, может решаться в их учредительных документах, а также законодательством Российской Федерации о хозяйственных товариществах и обществах и о кооперативах.

Сохранению предприятия в качестве единого хозяйственного комплекса, раздел которого может существенно снизить, а в некоторых случаях и вовсе исключить эффективное использование входящего в его состав имущества, призваны способствовать нормы, касающиеся наследования предприятия. Проектом предусматривается, что, в случае, когда никто из наследников не воспользуется преимущественным правом на получение в счет своей наследственной доли входящего в состав наследства предприятия или не будет иметь такого преимущественного права, предприятие разделу не подлежит и поступает в общую долевую собственность наследников в соответствии с причитающимися им долями, если иное не предусмотрено соглашением наследников, принявших наследство (статья 1178).

Раздел VI проекта "Отношения в области международного частного права" посвящен регулированию гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, то есть отношений, в которых стороной выступает иностранное лицо либо объект гражданских прав находится за границей и так далее. Необходимость обновления законодательства, регулирующего гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом, диктуется, прежде всего, глубокими переменами в сфере внутриэкономических отношений, насущными задачами последовательной интеграции России в международные хозяйственные отношения, а также, по существу, переходным характером многих норм Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года, которыми соответствующие отношения регулируются в настоящее время.

Включение в Гражданский кодекс раздела VI обусловлено необходимостью подчинения норм международного частного права основным началам и принципам гражданского права, а также сложившейся в России законодательной традицией, связанной с особым положением Кодекса в системе российского гражданского законодательства.

Детализация режима правового регулирования в данной области вызвана необходимостью учета современных тенденций развития международного частного права, как в рамках национальных законодательных актов, так и в контексте его унификации на международном уровне.

Включенные в раздел VI проекта нормы направлены на обеспечение стабильности, предсказуемости и гибкости правового регулирования гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом.

Раздел VI проекта состоит из трех глав и включает 40 статей. В главе 66 проекта предусматривается, что право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, Гражданского кодекса, других законов Российской Федерации, а также признаваемых в Российской Федерации обычаев. В случаях, когда на основании указанных источников применимое право определить не удается, подлежит применению право, наиболее тесно связанное с гражданско-правовым отношением, осложненным иностранным элементом (статья 1186). Это положение направлено на устранение случаев так называемого правового вакуума.

В проекте разрешены актуальные проблемы квалификации юридических понятий при определении применимого права, а также проблемы применения права страны с множественностью правовых систем, взаимности, обратной отсылки, установления содержания норм иностранного права (статьи 1187 - 1191). К принципиально новым положениям проекта относятся правила о том, что императивные нормы, направленные на защиту государственных и общественных интересов Российской Федерации, применяются к отношениям, осложненным иностранным элементом, независимо от подлежащего применению права (статья 1192). Ввиду особой значимости указанных норм их применение не может быть поставлено в зависимость от выбора права сторонами правоотношения или от действия коллизионной нормы.

Отражением современных тенденций развития международного частного права является включение в проект положений, уточняющих действие такого защитного механизма, как оговорка о публичном порядке. Норма иностранного права, к которой отсылает раздел VI, не применяется в исключительных случаях, когда последствия применения такой нормы явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации (статья 1193).

Одной из новелл проекта является введение такого понятия, как "личный закон" физического лица, что позволяет учитывать фактор двойного гражданства (часть 1 статьи 62 Конституции Российской Федерации). Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом признается российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Что касается лица без гражданства, то в качестве его личного закона рассматривается право страны, в которой это лицо имеет место жительства (статья 1195).

В проекте получило свое дальнейшее развитие правило пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, установленных законом (статья 1196). В то же время правовое положение иностранного индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, а при отсутствии такой регистрации - по праву страны основного места осуществления предпринимательской деятельности (статья 1201).

В проекте впервые в российском праве вводится такое понятие, как "личный закон" юридического лица. Личным законом юридического лица считается право страны, где это юридическое лицо учреждено (статья 1202). Установление сферы применения личного закона юридического лица призвано способствовать обеспечению более эффективной защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота.

В проект включены также нормы, касающиеся вопросов определения права, применимого к праву физического лица на имя (статья 1198), к опеке и попечительству (статья 1199), признанию физического лица безвестно отсутствующим и объявлению умершим (статья 1200), а также к гражданско-правовым отношениям с участием государства (статья 1204).

В главе 68 проекта, посвященной определению права, применимого к отношениям, осложненным иностранным элементом, более детально урегулированы вопросы выбора права сторонами договора, а также существенно расширена возможность осуществления сторонами такого выбора. Стороны могут при заключении договора или в последующем избрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по соответствующему договору. Выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным с момента заключения договора, но без ущерба для прав третьих лиц (статья 1210).

Для случаев, когда стороны не избрали применимое к их договору право, проект устанавливает значительно более гибкие по сравнению с действующим законодательством коллизионные нормы. В этом случае к договору применяется право страны, с которой этот договор наиболее тесно связан. При этом правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается (если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела) право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, исполнение которой имеет решающее значение для содержания договора.

Понятие стороны, исполнение которой своих обязанностей имеет решающее значение для содержания договора, раскрывается в проекте применительно к целому ряду отдельных видов договоров (в договоре купли-продажи такой стороной является продавец, в договоре перевозки - перевозчик и так далее). В то же время законодатель исходит из того, что стороной, исполнение которой имеет решающее значение для содержания договора, может оказаться и другая сторона договора, если это вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела (статья 1211).

Важным нововведением в проекте является отказ от дуалистического подхода к определению статута договорного обязательства. В отличие от Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года, предусматривающих разные коллизионные правила для определения прав и обязанностей сторон по внешнеэкономическим сделкам и по сделкам, не являющимся внешнеэкономическими, проектом вводятся единые коллизионные нормы для определения статута договорных обязательств. Различие между внешнеэкономическими сделками и сделками, не являющимися внешнеэкономическими, сохранено лишь применительно к правилам о форме сделки (статья 1209).

По сравнению с действующим законодательством в проекте также значительно расширены рамки коллизионного регулирования, следствием чего является увеличение числа коллизионных норм. К числу новых относятся правила, подлежащие применению к договорам с участием потребителя (статья 1212), к правам на интеллектуальную собственность (статья 1215), к уступке требования по соглашению сторон (статья 1217), к обязательствам из односторонних сделок (статья 1218), к процентам по денежным обязательствам (статья 1219), к ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги (статья 1222), к обязательствам вследствие недобросовестной конкуренции (статья 1223).

Большей определенности правового регулирования способствуют включенные в проект положения, касающиеся круга вопросов, регулируемых правом, подлежащим применению к договору (статья 1216) и к обязательствам вследствие причинения вреда (статья 1221).

Отражением одной из современных тенденций развития национальных кодификации международного частного права является придание двустороннего характера некоторым традиционно односторонним коллизионным нормам. Двусторонний характер придан, в частности, норме об установлении права, применимого к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда за границей, если стороны являются гражданами или юридическими лицами одной и той же страны (пункт 2 статьи 1220), и норме об определении права, применимого к наследованию недвижимого имущества (пункт 1 статьи 1225).

Реализация норм, предусмотренных в проекте, не потребует затрат, покрываемых за счет федерального бюджета.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.