Проект федерального закона N 84697-3 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (внесен Правительством РФ) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона N 84697-3
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем"


Досье на проект федерального закона

ко второму чтению


 Глава I.   Общие положения                              (ст.ст. 1 -  3)
 Глава II.  Предупреждение    легализации    (отмывания) (ст.ст. 4 -  8)
            доходов, полученных преступным путем
 Глава III. Организация           деятельности        по (ст.ст. 9 - 10)
            противодействию    легализации   (отмыванию)
            доходов, полученных преступным путем
 Глава IV.  Международное сотрудничество в сфере  борьбы (ст.ст. 11 -13)
            с   легализацией   (отмыванием)    доходов,
            полученных преступным путем
 Глава V.   Заключительные положения                     (ст.ст. 14 -18)

Глава I. Общие положения


Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступления.


Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.


Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым наступает в рамках указанных статей;

операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обязательный контроль - совокупность осуществляемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также проверка этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.


Глава II. Предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем


Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся:

обязательные процедуры внутреннего контроля;

обязательный контроль;

запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.


Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

кредитные организации;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

страховые и лизинговые компании;

организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств;

ломбарды.


Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру она относится к одному из видов операций, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. К операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организаций денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, местожительство или местонахождение в государстве или на территории, в отношении которых имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве или на территории. Перечень таких государств и территорий определяется и публикуется Правительством Российской Федерации;

3) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, местожительство или местонахождение в государстве или на территории, не предусматривающих раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве или на территории. Перечень таких государств и территорий определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и подлежит опубликованию;

4) операции по банковским счетам (вкладам):

размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента открытия счета;

5) иные сделки с движимым имуществом;

помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.

3. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.


Статья 7. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

1) установить идентичность личности, которая совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад), предъявляемым документам, необходимым для ее идентификации;

2) документально фиксировать и направлять в уполномоченный орган не позднее следующего рабочего дня после дня совершения операции следующие сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю:

вид операции и основания ее совершения,

дата совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумма, на которую она совершена;

данные, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (паспорт, удостоверение личности и другие), адрес его местожительства или местопребывания;

наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом:

данные, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес местожительства или местонахождения физического или юридического лица:

данные, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени другого лица по полномочию, основанному на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес местожительства представителя физического или юридического лица:

данные, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес местожительства или местонахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами проведении соответствующей операции;

3) представлять уполномоченному органу в соответствии с его письменными запросами документы и другую информацию о проведенных юридическими и физическими лицами операциях с денежными средствами или иным имуществом, как подлежащих обязательному контролю, так и не подлежащих обязательному контролю.

Основанием для направления запроса является информация, полученная уполномоченным органом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок направления уполномоченным органом указанных запросов, а также виды запрашиваемых документов и информации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Уполномоченный орган не вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением документов и информации, представляемых на основании соответствующего международного соглашения Российской Федерации.

2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, разрабатывать программы и правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию указанных программ и правил, а также предпринимать иные внутриорганизационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования по подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных программ и правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями для документальной фиксации информации являются:

крупный размер операции с денежными средствами или иным имуществом, в случае, если эта операция не относится к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего закона;

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки законным целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление ряда операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

а также иные основания полагать, что сделки осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Разработка и реализация правил внутреннего контроля осуществляются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации.

3. В случае, если у должностных лиц и сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в части второй настоящей статьи программ и правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, то эта организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения об этих операциях и своих подозрениях вне зависимости от того, относятся ли они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего закона.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, по запросу уполномоченного органа обязаны предоставлять любую указанную в настоящей статье документально зафиксированную информацию.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, не вправе отказать уполномоченному органу в представлении информации на основании того, что соответствующая операция, сделка связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. Документы, подтверждающие сведения, указанные в статьях 6 и 7 настоящего Федерального закона, а также копии документов, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет.

5. Кредитным организациям запрещается открывать анонимные счета, то есть счета, открываемые без представления сведений, необходимых для идентификации юридического или физического лица, открывающего счет.

6. Должностные лица и сотрудники организаций, передающих соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом своих клиентов или иных лиц.

7. Порядок направления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации.

8. Представление уполномоченному органу сведений и документов должностными лицами и сотрудниками организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

9. Контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами положений настоящего Федерального закона в части фиксации, хранения и представления информации, подлежащей обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля, осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном действующим законодательством, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.


Статья 8. Представление сведений, составляющих коммерческую, банковскую, налоговую или служебную тайну - исключена


(положения статьи 8 включены в статьи 7 и 9 настоящей редакции закона:

пункт 1 статьи 8 - в пункт 7 статьи 7;

пункты 2 и 3 статьи 8 - в пункт 4 статьи 9;

пункт 4 статьи 8 - в пункт 5 статьи 9)


Глава III. Организация деятельности по противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем


Статья 9. Уполномоченный орган

Уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный орган при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, вправе запрашивать у сторон операции, сделки информацию об источниках происхождения средств, ставших предметом операции, сделки. Данная информация должна быть предоставлена не позднее месяца с момента получения запроса.

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

Должностные и иные лица уполномоченного органа при исполнении настоящего Федерального закона обеспечивают сохранность ставших им известными по службе сведений, составляющих коммерческую, банковскую, налоговую или служебную тайну, как сведений, поступивших от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, так и от органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов местного самоуправления, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его должностными лицами, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 10. Представление информации и документов

Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления представляют уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации представляет уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в порядке, согласованном уполномоченным органом и Центральным банком Российской Федерации.

Представление уполномоченному органу информации и документов органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и Центральным банком Российской Федерации, в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.


Глава IV. Международное сотрудничество в сфере борьбы с легализацией отмыванием) доходов, полученных преступным путем


Статья 11. Обмен информацией и правовая помощь

Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничают с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений.

Уполномоченный орган и иные органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, представляют соответствующую информацию компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Передача компетентным органам другого государства информации, касающейся выявления, изъятия и конфискации доходов от преступной деятельности, осуществляется в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности Российской Федерации и может позволить компетентным органам другого государства начать расследование или сформулировать запрос.

Информация, связанная с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, представляется по запросу компетентного органа другого государства при условии, что переданные сведения или доказательства не будут использованы без предварительного согласия соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, представивших ее, в целях, не указанных в запросе.

Органы государственной власти Российской Федерации направляют в компетентные органы других государств запросы о представлении необходимой информации и дают ответы на запросы, сделанные указанными компетентными органами, в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, направившие запрос, обеспечивают конфиденциальность представленной информации и используют ее только в целях, указанных в запросе.

Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исполняют в пределах своей компетенции запросы компетентных органов иностранных государств о конфискации доходов от преступной деятельности, а также о производстве отдельных процессуальных действий по делам о выявлении, наложении ареста, изъятии имущества, в том числе проводят экспертизы, допросы подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц, обыски, выемки, передают вещественные доказательства, налагают арест на имущество, осуществляют вручение и пересылку документов.

Расходы, связанные с исполнением указанных запросов, возмещаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.


Статья 12. Признание приговора (решения), вынесенного судом иностранного государства

В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами признаются вынесенные и вступившие в законную силу приговоры (решения) судов иностранных государств в отношении лиц, получивших доходы от преступной деятельности.

В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации признаются и исполняются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) о конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов и имущества, полученных в результате совершения преступления, или эквивалентного им имущества.

Конфискованное имущество и доходы, полученные в результате совершения преступления, или эквивалентное им имущество могут быть переданы полностью или частично иностранному государству, судом которого вынесено решение о конфискации, на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.


Статья 13. Выдача и транзитная перевозка

Решение о выдаче требуемых лиц иностранному государству за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, принимается с учетом обязательств Российской Федерации, вытекающих из международного договора. В том же порядке принимается решение о транзитной перевозке таких лиц по территории Российской Федерации.

В случае, если другое государство не является стороной в международном договоре о выдаче, требуемые лица могут быть выданы за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, при условии соблюдения принципа взаимности.


Глава V. Заключительные положения


Статья 14. Ответственность за нарушение положений настоящего Федерального закона

Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предъявляемых к данным организациям статьями 6 и 7, за исключением части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении положений настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 15. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.


Статья 16. Обжалование действий уполномоченного органа и его должностных лиц

Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном федеральным законом.


Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 года.


Статья 18. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом до вступления его в силу.


Президент Российской Федерации



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.