Пояснительная записка к проекту федерального закона N 97528-3 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации" (в части усиления борьбы с терроризмом) (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации" (в части усиления борьбы с терроризмом)


Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации" направлен на создание правовых предпосылок для повышения эффективности борьбы с терроризмом.

Правоприменительная практика, в том числе связанная с проведением контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, показала, что действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство не в полной мере обеспечивают адекватное противодействие совершению преступлений террористического характера, своевременное привлечение к уголовной ответственности виновных, а равно не позволяет гарантировать безопасность свидетелей, потерпевших и иных граждан, содействующих уголовному правосудию по делам этой категории.

В виду особой общественной опасности создания террористических организаций, финансирования и иного организаторского содействия их деятельности, вербовки лиц для террористической деятельности, предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 205-1, устанавливающей ответственность за эти деяния. Это позволит привлекать к ответственности лиц, которые непосредственно не причастны к совершению конкретных террористических актов, однако доказано их участие в финансировании преступной организации (сообщества) террористической направленности. Последнее вытекает, в частности, из международных обязательств Российской Федерации и позволит наладить конструктивное сотрудничество с компетентными органами зарубежных стран.

Следует отметить, что подобные нормы имеются в законодательстве многих западных государств, особенно имеющих опыт противодействия терроризму.

Статья 205.1 УК снабжена примечанием, в котором раскрывается понятие "преступление террористического характера", а также формулируются основания для освобождения лиц, виновных в совершении этого преступления, от уголовной ответственности.

Учитывая содержание данной статьи, предлагается внести необходимое дополнение в статью 210 Уголовного кодекса Российской Федерации с тем, чтобы отграничить преступное сообщество (преступную организацию) террористической направленности от преступного сообщества (преступной организации) иной направленности. Таким образом, из всех видов преступных сообществ (организаций) выделяются как отличающиеся повышенной степенью общественной опасности (что влечет более строгое наказание за их организацию и участие в них) организации террористического (в том числе международного) толка.

Проект предусматривает также внесение ряда дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, устанавливающих особенности порядка производства по делам о преступлениях террористического характера. Они направлены, с одной стороны, на обеспечение безопасности судей, свидетелей, потерпевших, иных лиц, участвующих в производстве по этим категориям дел и их близких, а с другой, - на достижение оптимальных результатов в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства по преступлениям террористического характера. Такая практика характерна для многих западных государств.

При осуществлении производства по делам о преступлениях террористического характера, совершаемых в зонах контртеррористических операций, предлагается увеличить срок применения ареста в порядке статьи 90 УПК, а также срок содержания под стражей подозреваемых по этим делам в порядке статьи 122 УПК - до 30 суток по решению суда. Предусматривается также возможность шире использовать оперативную информацию в качестве доказательств, в целях безопасности участников процесса рассматривать такие дела исключительно в закрытых судебных заседаниях при возможности передачи дела в соответствующий суд субъекта Российской Федерации, на территории которого упомянутые правовые режимы не введены, и ряд других процессуальных мер.

Кроме того, вводится особый процессуальный порядок защиты свидетелей и потерпевших по этим делам, предусматривающий минимизацию их контакта с обвиняемыми и отражения сведений о свидетелях и потерпевших в уголовном деле. Впредь до принятия соответствующего федерального закона проект предусматривает распространение на свидетелей, потерпевших, других участников процесса и их близких по данным делам действия Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

Реализация этих мер потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.

Все нормы, предлагаемые к внесению в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, обеспечиваются судебными гарантиями, что соответствует Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

В связи с принятием законопроекта потребуется внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом".


Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации"


В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению или принятию акты федерального законодательства, но необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом".


Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации "


В зоне проведения контртеррористической операции в среднем в год (по данным 2000 г. и 4 месяцев 2001 г.) совершается около 230 преступлений террористического характера (статья 205 Уголовного кодекса Российской Федерации). В рамках расследования дел указанной категории возникает необходимость обеспечить комплекс мер по защите в среднем 3 человек по каждому уголовному делу. В целом ежегодно нуждаются в защите порядка 690 человек.

Предполагаемые расходы на защиту вышеуказанных лиц составят 230,0 млн. рублей в расчете на год (в ценах и условиях на 01.05.2001 г.), в том числе:

млн. рублей:
 оборудование квартир охранной  сигнализацией  (50%  защищаемых      0,7
 лиц, или 345 человек, средняя стоимость установки 1100 рублей,
 оплата за охрану 75 руб. х 12 мес. = 900 руб.)
 замена  документов,  номеров   телефонов   и   государственных      0,5
 автомобильных номеров (50% защищаемых лиц, или 345 человек  по
 1,5 тыс. рублей)
 обеспечение защищаемых лиц оружием, средствами  индивидуальной      4,1
 защиты, связи и оповещения об опасности (100% защищаемых  лиц,
 или 690 человек по 6,0 тыс. рублей)
 переселение на другое место жительства, изменение места работы     52,5
 (службы) или учебы (10% защищаемых  лиц,  или  70   человек по
 750,0 тыс. рублей)
 личная охрана (дополнительная численность по 6 сотрудников  на    170,5
 охрану 75% защищаемых лиц, или 517 человек - 3,1 тыс. ед.)
 временное помещение в другое место (210  чел  х  30   дн.Х 270      1,7
 руб.)

Указанные средства необходимо предусмотреть дополнительно в федеральном бюджете по разделу 05 "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства", подразделу 01 "органы внутренних дел".


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.