Проект федерального закона N 106374-3
"Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет порядок обеспечения территориальной целостности Российской Федерации.
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
территориальная целостность Российской Федерации - исторически сложившееся государственное и территориальное единство Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации, обязывающее иностранные государства воздерживаться от любых, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций действий против территориальной целостности, политической независимости или единства Российской Федерации, в том числе от любых действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой;
агрессия против Российской Федерации (далее - агрессия) - применение вооруженной силы иностранным государством первым против территориальной целостности, политической независимости или суверенитета Российской Федерации или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций. Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, квалифицируется в качестве акта агрессии против Российской Федерации:
а) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства на территорию Российской Федерации или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, которая является результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия части территории Российской Федерации с применением силы;
б) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством против территории Российской Федерации;
в) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства;
г) нападение вооруженных сил иностранного государства на Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, на морские или воздушные суда Российской Федерации;
д) применение вооруженных сил иностранного государства, находящихся на территории Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации, в нарушение условий, предусмотренных международным договором Российской Федерации, или любое продолжение пребывания вооруженных сил иностранного государства на территории Российской Федерации после прекращения действия международного договора Российской Федерации;
е) предоставление иностранным государством своей территории в распоряжение другого иностранного государства для использования этим иностранным государством данной территории в целях совершения акта агрессии против Российской Федерации;
ж) засылка иностранным государством или от имени иностранного государства на территорию Российской Федерации вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, носящие настолько серьезный характер, что это равносильно актам агрессии, указанным в подпунктах "а"-"е" настоящей статьи, или значительное участие в них;
вооруженный конфликт немеждународного характера - вооруженный мятеж или гражданская война, направленные на нарушение или ликвидацию территориальной целостности Российской Федерации, включающие в себя вооруженные столкновения между Вооруженными Силами Российской Федерации и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют контроль над частью территории Российской Федерации, позволяющий осуществлять непрерывные и согласованные военные действия;
угроза вооруженного конфликта немеждународного характера - совокупность условий и факторов, создающих опасность создания и действий антиправительственных вооруженных сил или других организованных вооруженных групп на территории Российской Федерации, направленных на нарушение или ликвидацию территориальной целостности Российской Федерации.
Статья 2. Общие положения по обеспечению территориальной целостности Российской Федерации
1. Обеспечение территориальной целостности Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
2. Отделение субъекта Российской Федерации от Российской Федерации или части его территории от территории Российской Федерации не допускается.
3. Передача любой части территории Российской Федерации иностранному государству, за исключением случая, указанного в пункте 4 настоящей статьи, не допускается.
4. Обмен между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными земельными или водными участками допускается в пограничной зоне и только в целях делимитации, демаркации или редемаркации Государственной границы Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации".
5. Решение об обмене между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными земельными или водными участками, указанными в пункте 4 настоящей статьи, принимается в форме межгосударственного международного договора Российской Федерации, с его последующей ратификацией, после проведения референдума в субъекте (субъектах) Российской Федерации, в котором (которых) за обмен равными земельными или водными участками высказалось не менее семидесяти пяти процентов постоянно проживающего населения.
Статья 3. Обеспечение территориальной целостности Российской Федерации в случае агрессии
Пресечение агрессии против Российской Федерации обеспечивается всеми находящимися в распоряжении Российской Федерации силами и средствами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороне" и статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций в порядке осуществления неотъемлемого права Российской Федерации на индивидуальную или коллективную самооборону.
Статья 4. Обеспечение территориальной целостности Российской Федерации в случае угрозы вооруженного конфликта немеждународного характера
В случае угрозы вооруженного конфликта немеждународного характера территориальная целостность Российской Федерации обеспечивается политическими, дипломатическими, экономическими, правовыми, организационными, административными, судебными и иными мерами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации без использования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статья 5. Обеспечение территориальной целостности Российской Федерации в случае вооруженного конфликта немеждународного характера
1. В случае вооруженного конфликта немеждународного характера территориальная целостность Российской Федерации обеспечивается с использованием Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
2. Решение об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Российской Федерации для обеспечения территориальной целостности Российской Федерации принимает Президент Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
3. О принятых мерах и достигнутых результатах, а также о дальнейших планах по обеспечению территориальной целостности Российской Федерации Президент Российской Федерации регулярно, но не реже одного раза в месяц, извещает Совет Федерации и Государственную Думу.
Статья 6. Принятие иностранного государства в состав Российской Федерации или включение части территории иностранного государства в состав территории Российской Федерации
1. Принятие иностранного государства в состав Российской Федерации на правах субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с международным договором Российской Федерации с его последующей ратификацией, а также с федеральным конституционным законом.
2. Включение части территории иностранного государства в состав территории Российской Федерации в качестве составной части территории субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, международным договором Российской Федерации с его последующей ратификацией.
Статья 7. Разрешение территориальных споров
1. В целях обеспечения территориальной целостности Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией обязаны принимать необходимые меры по разрешению территориальных споров.
2. Территориальные споры между субъектами Российской Федерации разрешаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
3. Территориальные споры Российской Федерации с иностранными государствами разрешаются исключительно мирными средствами путем переговоров в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 8. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, своими действиями нанесшие или наносящие ущерб территориальной целостности Российской Федерации или виновные в создании угрозы вооруженного конфликта немеждународного характера, привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размеров нанесенного ущерба.
Статья 9. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Предложить субъектам Российской Федерации привести свои законы и нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 10. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.