Апелляционное определение СК по административным делам Московского городского суда от 20 декабря 2019 г. по делу N 33а-8377/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Михайловой Р.Б., Тиханской А.В., при секретаре Малаховой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-111/2019 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 21 по Московской области к Сергееву Сергею Сергеевичу о взыскании недоимки по земельному налогу и пени

по апелляционной жалобе административного ответчика Сергеева С.С. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 09 апреля 2019 года об удовлетворении требований

Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России N 21 по Московской области обратилась в суд с административным иском к Сергееву С.С, в котором просила взыскать недоимку по земельному налогу за 2015-2016 годы в сумме * руб. и пени в размере * руб, ссылаясь на то, что налогоплательщик, который является собственником земельного участка с кадастровым номером *, возложенную на него обязанность по своевременной и в полном объеме уплате налога не исполнил, требование об уплате налога и пени оставил без удовлетворения; определением мирового судьи от 28 ноября 2018 года судебный приказ о взыскании с Сергеева С.С. указанной налоговой задолженности по заявлению административного ответчика был отменен.

Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 09 апреля 2019 года административный иск налогового органа был удовлетворен, с административного ответчика в пользу Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской области взыскана задолженность по земельному налогу за 2015-2016 г. по требованию N 18112 в размере * руб, пени * руб, а также с Сергеева С.С. в бюджет города Москвы взыскана государственная пошлина в размере * руб.

В апелляционной жалобе административный ответчик Сергеев С.С. просит об отмене данного судебного акта как незаконного, указывая на то, что является инвалидом 1 группы, имеет льготу в размере 100% по уплате земельного налога, а также ссылаясь на то, что не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, повесток не получал.

Относительно доводов апелляционной жалобы налоговым органом представлен отзыв, в котором административный истец сообщает о том, что с заявлением о предоставлении льготы по земельному налогу налогоплательщик не обращался, Сергееву С.С. направлялись извещения о судебном заседании, которые по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ считаются доставленными и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщили об уважительных причинах неявки, не просили об отложении слушания; на основании статей 150 и 152 КАС РФ судебная коллегия определилао рассмотрении дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст.57 Конституции РФ и ст.23 Налогового кодекса РФ.

В силу положений ст.52, п.3 ст.363 Налогового кодекса РФ исчисление суммы земельного налога для физических лиц возлагается на налоговый орган, который обязан не позднее 30 дней до наступления срока платежа направить налогоплательщику налоговое уведомление.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 Налогового кодекса РФ).

В силу п.1 ст.45, п.1 ст.69 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.

В соответствии с п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование об их взыскании может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Применительно к изложенному и в соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административного дела судом было установлено, что ответчику в юридически значимые налоговые периоды 2015-2016 годов принадлежал на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, СН "Луч", кадастровый номер *, кадастровая стоимость - * руб.

В соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

Решениями Совета депутатов сельского поселения Волковское Рузского района Московской области от 16.10.2014 N 151/18 и от 29.10.2015 г. N 271/10 "О земельном налоге" установлены ставки земельного налога: земельные участки, приобретенные (предоставленные) гражданам, некоммерческим организациям для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства - 0, 3%.

На основании статьи 397 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Ответчику направлено налоговое уведомление N 74605298 от 22 сентября 2017 года по сроку уплаты до 01.12.2017 г, с расчетом суммы подлежащего уплате налога за 2015-2016 г.г. в размере * руб, что подтверждается реестром отправления заказной корреспонденции.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса РФ с учетом наличия недоимки ответчику было направлено требование N 18112 от 22.02.2018 г. об уплате налога и пени в срок до 17 апреля 2018 года, содержащие сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования (* руб.).

Также из материалов дела следует, что определением мирового судьи судебного участка N 204 района Крылатское г. Москвы от 28 ноября 2018 года был отменен судебный приказ от 19 ноября 2018 года о взыскании с Сергеева С.С. налоговой задолженности по уплате земельного налога за 2015-2016 года и пени в указанных выше суммах.

28 января 2019 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.

Требование ответчиком не исполнено.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд, руководствуясь названными в судебном акте нормами законодательства о налогах и сборах, а также статьей 114 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований, взыскании с Сергеева С.С. госпошлины за рассмотрение дела в суде и исходил при этом из того, что Сергеев С.С. не исполнил возложенную на него обязанность по уплате земельного налога за 2015-2016 годы, в связи с чем ему обоснованно начислены пени; ответчик требование от 22 февраля 2018 года не исполнил, имеет непогашенную задолженность в испрашиваемых налоговым органом размерах, подлежащую взысканию в судебном порядке, предусмотренном главой 32 КАС РФ; расчет задолженности является верным, порядок и сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.

Согласиться с такими выводами суда не представляется возможным.

Так, в соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Вопросы взыскания земельного налога урегулированы нормами главы 31 части второй Налогового кодекса РФ; законодателем определено, что земельный налог относится к местным, устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков (статья 387).

Согласно вышеупомянутым решениям Совета депутатов сельского поселения Волковское Рузского района Московской области от 16.10.2014 N 151/18 и от 29.10.2015 г. N 271/10 "О земельном налоге", которыми установлен и введен на территории сельского поседения Волковское Рузского муниципального района Московской области земельный налог, соответственно, с 01 января 2015 и 01 января 2016 года, установлены налоговые льготы в размере 100% в отношении одного земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков - граждан категорий, перечисленных в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в частности, инвалидов 1 группы инвалидности), при этом определено, что льготы носят заявительный характер и предоставляются на основании документов, удостоверяющих принадлежность заявителя к одной из категорий.

Установлено, что Сергееву С.С. с 2007 года установлена инвалидность 1 группы бессрочно, о чем административному ответчику выдана справка филиалом N 43 ГБ МСЭ по г. Москве серии *-* N * (л.д. 53).

В соответствии с пунктом 10 статьи 396 Налогового кодекса РФ, а также с учетом письма ФНС России от 12 октября 2017 г. N БС-4-21/20636@ "О порядке подтверждения права физического лица на налоговые льготы по налогам на имущество" налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (далее - налоговые льготы), установленные законодательством о налогах (в т.ч. в виде освобождения от уплаты налогов, уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, предоставления дополнительных налоговых вычетов), представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Из налогового уведомления от 22 сентября 2017 года следует и налоговым органом не отрицается, что налогоплательщик Сергеев С.С. также является правообладателем иного имущества, являющегося объектами налогообложения транспортным налогом, налогом на имущество физических лиц; в связи с инвалидностью 1 группы административному ответчику налоговыми органами предоставлены соответствующие налоговые льготы по этим налогам (л.д. 15), что свидетельствует о том, что налогоплательщик в установленном порядке заявил о своем праве на налоговые льготы по налогам на имущество, предоставил удостоверяющие это обстоятельство документы, которые, вопреки аргументам в отзыве на апелляционную жалобу, имелись в распоряжении налогового ведомства и могли быть дополнительно проверены административным истцом в установленном порядке при возникновении относительно этого обстоятельства каких-либо обоснованных сомнений.

При этом судебная коллегия отмечает, что в силу закона постановка на учет физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества осуществляются налоговым органом самостоятельно на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Налогового кодекса РФ (пункт 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ), что прямо предполагает передачу налоговых документов из налогового органа, в который по своему выбору налогоплательщик представил соответствующее заявление о предоставлении налоговой льготы по имущественным налогам, в налоговый орган, в котором налогоплательщик также поставлен на учет по факту владения объектом налогообложения, для их рассмотрения по существу, поскольку иное неоправданно ограничивает права участника налоговых правоотношений - физического лица.

При таких данных, оснований согласиться с обоснованностью вывода суда о том, что имеются основания для взыскания с Сергеева С.С. земельного налога за 2015-2016 годы и пени, не представляется возможным, они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которые надлежащим образом судом определены и установлены не были, и нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда, которое этого не учитывает, не может быть признано законным и обоснованным, на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении требований; в нарушение части 4 статьи 289 КАС РФ административный истец не представил доказательств об обстоятельствах, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций; право Сергеева С.С. на налоговые льготы по земельному налогу в размере 100 % объективно подтверждено и судебная коллегия не вправе игнорировать это обстоятельство.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 09 апреля 2019 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской области к Сергееву Сергею Сергеевичу о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015-2016 годы и пени отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.