Кассационное определение СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 января 2020 г. по делу N 8а-2785/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ляпина Н.А, судей Карякина Е.А. и Матыциной Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца ФИО1 - ФИО6 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 24 сентября 2019 года по административному делу N 2а-1164/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району города Ульяновска о возложении обязанности произвести перерасчёт земельного налога.

Заслушав доклад председательствующего Ляпина Н.А, объяснения представителя административного ответчика - Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району города Ульяновска и заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области по доверенностям ФИО5, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился в Засвияжский районный суд города Ульяновска с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району города Ульяновска (далее - ИФНС по Засвияжскому району города Ульяновска) о возложении обязанности произвести перерасчёт земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" за налоговые периоды 2016 и 2017 годов в соответствии с кадастровой стоимостью земельного участка, установленной решением Ульяновского областного суда от 20 декабря 2018 года.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 10 ноября 2015 года N 865, заключённого с Комитетом по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, он является собственником земельного участка по адресу: "адрес", "данные изъяты"

Решением Ульяновского областного суда от 20 декабря 2018 года кадастровая стоимость указанного земельного участка, согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N ранее равная 3597110 рублям 33 копейкам, с 26 июля 2013 года установлена в размере 1 112 144 рубля.

На обращение ФИО1 от 21 января 2019 года о перерасчёте земельного налога на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" за налоговые периоды 2016 и 2017 годов в соответствии с новой кадастровой стоимостью участка, установленной вышеназванным решением, ИФНС по Засвияжскому району города Ульяновска и Управлением Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - УФНС по Ульяновской области) было отказано.

Засвияжский районный суд города Ульяновска, рассмотрев указанное выше административное исковое заявление, решением от 22 марта 2019 года удовлетворил его в полном объёме, обязав ИФНС по Засвияжскому району города Ульяновска произвести ФИО11 перерасчёт земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" за налоговые периоды 2016 и 2017 годов, в соответствии с кадастровой стоимостью земельного участка, установленной решением Ульяновского областного суда от 20 декабря 2018 года.

Принимая данное решение, суд первой инстанции исходил из положений пункта 1.1. статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда апелляционным определением от 24 сентября 2019 года отменила решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 22 марта 2019 года и приняла новое решение по делу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Судебная коллегия указала, что суд первой инстанции необоснованно применил к правоотношениям сторон положения пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-Ф3), подлежащие применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесённым в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года, поскольку суду следовало руководствоваться пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшим на дату принятия решения об изменении кадастровой стоимости земельного участка.

В поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель административного истца ФИО6 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 24 сентября 2019 года в связи с неправильным применением норм материального права.

В обоснование этого представитель административного истца указывает, что поскольку установление кадастровой стоимости земельного участка в сторону уменьшения состоялось в 2018 году, то в соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации имелись основания для перерасчёта земельного налога за 2016 и 2017 годы по обращению административного истца от 21 января 2019 года.

В поданных на кассационную жалобу письменных возражениях начальник ИФНС по Засвияжскому району города Ульяновска ФИО7 и руководитель УФНС по Ульяновской области ФИО8 просят оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, а кассационную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения прибывших в суд лиц, обсудив доводы кассационной жалобы и поданных на неё письменных возражений, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему административному делу не допущено.

Из материалов дела следует и судами установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка по адресу: "адрес", кадастровый N. С 26 июля 2013 года кадастровая стоимость земельного участка была установлена в размере 3 597 110 рублей 33 копейки. 19 октября 2018 года ФИО1 обратился в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. Решением Ульяновского областного суда от 20 декабря 2018 года кадастровая стоимость установлена по состоянию на 26 июля 2013 года в размере 1 112144 рубля.

Решениями УФНС по Ульяновской области от 24 января 2019 года и ИФНС по Засвияжскому району города Ульяновска от 28 января 2019 года ФИО1 отказано в перерасчёте налога со ссылкой на пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и указанием на то, что право на перерасчёт он имеет с 1 января 2018 года, то есть за налоговый период, в котором принято решение о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При этом в абзаце 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации было установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно подпункту "а" пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ абзацы 4 - 7 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 статьи 2 того же Федерального закона статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 1.1, вступившим в законную силу с 1 января 2019 года.

Согласно абзацу 1 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 Кодекса.

Абзацем 4 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ положения пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок применения изменённой в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесённым в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Учитывая, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка подано ФИО1 19 октября 2018 года, основания для изменения кадастровой стоимости земельного участка возникли в связи с решением Ульяновского областного суда от 20 декабря 2018 года, то есть до 1 января 2019 года, суд апелляционной инстанции правомерно отклонил доводы административного истца о применении положений пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 января 2019 года, указав на правомерность начисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости, равной 3597110 рублям 33 копейкам.

Таким образом, установленная судебным решением кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 112 144 рубля для целей налогообложения подлежала применению в силу действующего в спорный период налогового законодательства, с 1 января 2018 года.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые действия налогового органа соответствуют требованиям налогового законодательства, приняты уполномоченным лицом, в пределах предоставленной компетенции, являются законными и обоснованными.

Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, а повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в суде апелляционной инстанции, исследованную судом и получившую правильную оценку в апелляционном определении, а поэтому не могут служить основанием для его отмены.

Обжалуемое апелляционное определение соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 24 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца ФИО6 - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.