Кассационное определение СК по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2020 г. по делу N 8а-1749/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Нафикова И.А, Белоусовой Ю.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лихачева В.И. на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 01.10.2019

по административному делу по административному исковому заявлению Лихачева В.И. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании права на присвоение звания "Ветеран Труда".

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, объяснения Лихачева В.И. и его представителя адвоката Черникова А.П, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Лихачев В.И. обратился в Кочубеевский районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края (далее - УТиСЗН администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края) о признании права на присвоение звания "Ветеран Труда". Требования основаны на принятом ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком, по итогам рассмотрения обращения Лихачева В.И, решения об отказе во включении его в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".

В обоснование требований административный истец указал о наличии у него данного права с учетом времени прохождения службы в рядах Советской Армии, подлежащего включению в трудовой стаж и награждение его в период прохождения военной службы нагрудным знаком "Отличник Военно-Воздушных сил", относящимся к категории ведомственных наград, позволяющих присвоить звание "Ветеран Труда".

Дело рассмотрено в порядке административного судопроизводства, в ходе судебного разбирательства в качестве ответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края.

Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении требований отказано. Суды первой и апелляционной инстанций, со ссылками на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран Труда", утвержденного Правительством Российской Федерации, пришли к выводу, что имеющийся у административного истца нагрудный знак "Отличник Военно-Воздушных сил" является видом поощрения в период прохождения службы, не относится к категории ведомственных наград, позволяющих присвоить звание "Ветеран Труда".

Не согласившись с принятыми судебными актами административный истец обжаловал их в кассационном порядке, указав об ошибочном применении судами норм материального права, в кассационной жалобе просил судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.

В судебное заседание административные ответчики не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещены надлежащим образом, от УТиСЗН администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края поступили возражения, в которых Управление возражало против доводов кассационной жалобы и ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие, от иного административного ответчика ходатайств процессуального характера, возражений не поступало.

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся административных ответчиков.

Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для их отмены или изменения в связи с следующим.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По настоящему делу предметом рассмотрения является возникший между сторонами спор относительно наличия (отсутствия) у административного истца права на получение звания "Ветеран Труда", по основанию награждения его при прохождении службы в рядах Советской Армии нагрудным знаком "Отличник Военно-Воздушных сил", который относится (не относится) к категории ведомственных наград, позволяющих присвоить упомянутое звание.

В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются, в частности лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

При прохождении военной службы в рядах Советской Армии с 1977 по 1979 годы административный истец был награжден нагрудным знаком "Отличник Военно-Воздушных Сил", который учрежден для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин за отличные успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину Приказом Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ N "Об учреждении нагрудных знаков "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил".

В соответствии со сведениями, содержащимися в военном билете административного истца, дата награждения, указание на приказ, лицо, издавшее его, в записи о награждении отсутствуют. В исковом заявлении административный истец указывает о его награждении командиром части.

Пунктом 3 Приказа Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение о нагрудных знаках, пунктом 5 которого предусмотрено, что право награждения нагрудными знаками имели: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы.

В соответствии с пунктом 27 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", определен порядок учреждения и использования в Вооруженных Силах ведомственных наград: почетных званий, ведомственных знаков отличия, почетных грамот Министром обороны Российской Федерации. Тем самым, Министерству обороны Российской Федерации делегированы полномочия по определению порядка учреждения и использования в Вооруженных Силах ведомственных наград: почетных званий, ведомственных знаков отличия, почетных грамот.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.01.2008 N утверждено Положение "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации", в котором пунктом 4 было предусмотрено, что награждение ведомственными знаками отличия производится приказами Министра обороны Российской Федерации.

Указанный Приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации", пунктом 1 которого предусмотрены виды ведомственных наград. Нагрудный знак "Отличник Военно-Воздушных Сил" к таковым не относится. Также пунктом 3 Приказа предусмотрено отнесение к ведомственным знакам отличия Министерства обороны Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда" медалей, к категории которых нагрудный знак административного истца также не относится.

Приказом Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N также утвержден Порядок награждения ведомственными знаками отличия Министерства обороны Российской Федерации, являющийся Приложением N к Приказу, пунктом 2 которого предусмотрено награждение ведомственными знаками отличия приказами Министра обороны Российской Федерации.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что нагрудный знак "Отличник Военно-Воздушных Сил", которым был награжден административный истец в период прохождения военной службы по призыву, являлся видом поощрения за образцовое несение службы в рядах Вооруженных Сил СССР, что не относит его к поощрению за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, данная награда не относится к числу ведомственных, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".

На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые Кочубеевским районным судом Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда ДД.ММ.ГГГГ судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход административного дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку судами.

В соответствии с положениями, закреплёнными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N правильное по существу решение суда не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Приведенные административным истцом в кассационной жалобе доводы связаны с его несогласием с правильными выводами судов и основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, что не свидетельствует о наличии оснований для их отмены.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Лихачева В.И. без удовлетворения.

 

Председательствующий Р.Х. Юлдашев

 

Судьи И.А. Нафиков

Ю.К. Белоусова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.