Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Загайновой А.Ф, Ермолаевой Л.П, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Спирина Дениса Валерьевича на решение Ленинского районного суда г. Перми от 15 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 31 июля 2019 года по административному делу N 2а-2433/2019 по административному исковому заявлению Спирина Дениса Валерьевича о признании незаконными действий должностных лиц федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 40 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю"
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф, объяснения Спирина Д.В, участвовавшего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи и поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Спирин Д.В. обратился в суд с административным иском к начальнику Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 40 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" Литвину В.В, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 40 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (далее - ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю) о признании незаконными действия (бездействия) ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю в части изъятия личных вещей: пледа, кроссовок, спортивного костюма и его не направления; признании незаконным действие заместителя начальника ГУФСИН России по Пермскому краю Лебедева В.В. в части производства ненадлежащей проверки, и обязании административных ответчиков устранить допущенные нарушения.
В обоснование административного иска Спирин Д.В. указал, что 28 октября, 28 ноября 2017 года, 01 августа 2018 года при производстве обыскных мероприятий сотрудниками ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю были изъяты его личные вещи: кроссовки летнего образца, черного цвета, плед белого цвета, спортивный костюм синего цвета. 22 января 2018 года в порядке подчиненности направил в адрес начальника ГУФСИН России по Пермскому краю Лебедеву В.В. жалобу на неправомерные действия сотрудников учреждения, уведомлением от 28 февраля 2018 года в удовлетворении жалобы отказано, так как нарушений в действиях должностных лиц не установлено. Считает, что внеплановый обыск 28 октября 2017 года проведен с нарушением закона, в журнале регистрации не зафиксирован, акт не составлялся, досмотр личных вещей осужденных произведен в отсутствии их владельцев, заявление о пересылке спортивного костюма не исполнено. Усматривает нарушение своих прав и законных интересов.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 15 мая 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 31 июля 2019 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Спирин Д.В. просит отменить принятые по делу судебные акты ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Представитель административного ответчика - ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю представил письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором возражал против удовлетворения кассационной жалобы административного истца.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушений, влекущих отмену либо изменение обжалуемых судебных актов по приведенным в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниям судебными инстанциями по административному делу не допущено.
Права и свободы человека и гражданина согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Право должностных лиц администрации исправительного учреждения производить досмотр вещей осужденных предусмотрено пунктом 5 статьи 82 УИК РФ.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила), которые регулируют порядок изъятия у осужденных запрещенных к использованию в исправительных учреждениях вещей.
Так, пунктом 17 Правил предусмотрено, что осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами и продуктами питания, предусмотренными перечнем (приложение N 1 - Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать).
Согласно примечанию к Перечню при переводе в другое исправительное учреждение осужденным разрешается брать с собой только личные вещи, продукты питания и предметы, приобретенные ими в установленном порядке (пункт 2).
Из материалов дела следует, что Спирин Д.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю до 25 декабря 2018 года.
28 октября 2017 года в помещении отряда N 2 был произведен внеплановый обыск с целью обнаружения запрещенных предметов. Согласно акту N 113, составленному в этот же день, в ходе обыска были обнаружены и изъяты: эмалированная посуда 50 штук, куртка х/б в количестве 5 штук, одеяло б/х в количестве 3 штук.
На основании постановления начальника учреждения от 28 ноября 2017 года изъятые вещи уничтожены в соответствии со статьей 82 УИК РФ, как не представляющих материальную ценность, это: куски электропроводов - 5 метров, кружки металлические - 5 штук, тарелки металлические - 8 штук, электроплитка самодельная - 1 штука б/у, зажигалка 2/х - 8 штук, тройник самодельный - 3 штуки, ложки из нержавеющей стали - 5 штук, кроссовки б/х - 1 пара.
Право любого гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Российской Федерации (статья 33).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации такого права регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
Часть 1 статьи 10 и часть 1 статьи 12 названного федерального закона предписывают, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Право осужденных направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ закреплено в части 1 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).
Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (части 2 и 6 статьи 15 УИК РФ).
22 января 2018 года Спирин Д.В. обратился в ГУФСИН России по Пермскому краю по вопросу незаконного изъятия вещей при проведении обысков в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Уведомлением первого заместителя начальника ГУФСИН России по Пермскому краю Лебедева В.В. от 28 февраля 2018 года был дан ответ Спирину Д.В. о том, что в ходе проведения обыскных мероприятий 28 ноября 2017 года в отряде N 2 личные вещи осужденного, в том числе кроссовки, плед, не изымались. Изъятые кроссовки были бесхозные и предъявлены Спирину Д.В. по его просьбе. Других кроссовок в отряде N 2 не изымалось. Те же результаты установлены по его обращению Пермской краевой прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
01 августа 2018 года составлен акт N 7040 о приеме от Спирина Д.В. личных вещей: костюм спортивный, синий - 1, кроссовки черные - 1, указанные вещи возвращены осужденному 25 декабря 2018 года. Спирин Д.В. подтвердил подписью факт получения вещей.
Установив приведенные выше обстоятельства, руководствуясь частью 2 статьи 11, статьей 82 УИК Российской Федерации, пунктами 3, 5, 22 примечаний Приложения N 1 к Приказу Минюста России "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", пунктами 52, 53 названных Правил, суды пришли к выводу о необоснованности требований административного истца. Проведение администрацией учреждения обыска 01 августа 2018 года не установлено, имело место лишь сдача осужденным Спириным Д.В. личных вещей на хранение, которые впоследствии ему были выданы. Факт незаконного обыска, изъятия и уничтожения вещей, принадлежащих Спирину Д.В, не подтвердился, нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями, бездействие должностных лиц учреждения не допущено. Проверка по обращению Спирина Д.В. была проведена с учетом требований закона, ответ дан первым заместителем начальника ГУФСИН России по Пермскому краю Лебедевым В.В. в установленные законом сроки, полный, мотивированный и с учетом в совокупности результатов прокурорской проверки.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов в оспариваемых судебных актах, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах, установленных по делу при надлежащей оценке доказательств, с применением нормы права, подлежащей применению.
Кроме того, отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из пропуска административным истцом трехмесячного срока обращения в суд, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с указанными выводами обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, доводы кассационной жалобы в этой части судебная коллегия находит также несостоятельными.
Из материалов дела следует, что об оспариваемых действиях (бездействии) Спирину Д.В. стало известно 28 октября, 28 ноября 2017 года и 01 августа 2018 года, с административным иском он обратился в Ленинский районный суд г. Перми 20 марта 2019 года, то есть по истечении установленного законом срока.
Доводы административного истца об уважительности причин пропуска срока ввиду обращения с аналогичными исками в Ленинский районный суд г. Перми 06 ноября 2018 года, в Свердловский районный суд г. Перми - в мае 2018 года отклонены верно, поскольку эти обращения имели место также по истечении установленного законом срока. Обращение Спирина Д.В. в Пермскую прокуратуру по надзору за соблюдение законов в исправительных учреждениях с жалобой в порядке подчиненности установленных законом сроков не прерывает.
Таким образом, Спирин Д.В. обратился в суд с настоящим административным иском со значительным пропуском срока, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должны содержаться в решении суда.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Принимая обжалуемые решения, суды обоснованно исходили из того, что уважительных причин пропуска срока подачи административного искового заявления Спирин Д.В. не привел, что влечет отказ в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют вышеприведенным процессуальным нормам права и подтверждаются материалами дела. Оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 15 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 31 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Спирина Дениса Валерьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.