Кассационное определение СК по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2020 г. по делу N 8а-3461/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Степанова П.В.

судей Ермолаевой Л.П, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 13 июля 2019 года по административному делу N 2а-1410/2019 по административному исковому заявлению Аминова Имомали Курбоналиевича о признании незаконным решения об аннулировании разрешения на временное проживание, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы

УСТАНОВИЛА:

Аминов Имомали Курбоналиевич (далее - Аминов И.К.), являющийся гражданином "данные изъяты", обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее - ГУ МВД России по Свердловской области) о признании незаконными решения от 04 февраля 2019 года об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на отсутствие оснований для аннулирования разрешения на временное проживание, указывая, что он трудоустроен официально и производит уплату налогов, его супруга ФИО1 является гражданкой Российской Федерации. Полагает, что принятое решение по своим правовым последствиям влечет чрезмерное вмешательство в семейные отношения, что в силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не оправдано крайней социальной необходимостью, ему придется покинуть Российскую Федерацию минимум на 90 суток, за это время он потеряет работу.

Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 19 апреля 2019 года, в удовлетворении исковых требований Аминова И.К. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 31 июля 2019 года, решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 19 апреля 2019 года отменено, принято новое решение, которым требования административного истца удовлетворены, решение ГУ МВД России по Свердловской области от 04 февраля 2019 года об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации признано незаконным, на ответчика возложена обязанность в месячный срок устранить допущенное нарушение прав административного истца.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ГУ МВД России по Свердловской области обратилось в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение областного суда отменить.

Полагает определение принятым с нарушение норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что Аминовым И.К. не была своевременно исполнена обязанность по уведомлению о подтверждении своего пребывания в Российской Федерации, за что Аминов И.К. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ. Из представленных в ГУ МВД документов не следовало, что в течение года со дня выдачи Аминову И.К. разрешения на временное проживание он получал какие-либо доходы. Представленная справка из банка не подтверждает получения им дохода в указанный период и не может служить основанием для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку все предусмотренные нормой подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" основания для аннулирования разрешения носят альтернативный характер, условия для неприменения указанных оснований в настоящем случае отсутствуют.

Лица, участвующие в деле в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).

Как установлено судами и следует из материалов дела, Аминову И.К. выдано разрешение N "данные изъяты" на временное проживание с 27.04.2017 по 27.04.2020 в Российской Федерации.

12 декабря 2018 года, административный истец представил в соответствующее подразделение ГУ МВД России по Свердловской области уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. Данное уведомление подано им за период с 27 апреля 2017 года по 27 апреля 2018 года, то есть за первый год после выдачи ему разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

В уведомлении Аминов И.К. указал место своего проживания в г. Екатеринбурге, сообщил, что в период с мая 2017 года по март 2018 года не работал, проживал на личные сбережения. В качестве документа об источниках дохода приложил справку из ПАО "Сбербанк России", согласно которой 12 ноября 2018 года им открыт вклад на сумму 150 000 рублей. В объяснениях в ОВМ ОП N 11 УМВД России по городу Екатеринбургу Аминов И.К. указал, что в период с 04 апреля 2018 года по 10 августа 2018 года находился за пределами Российской Федерации в стране гражданской принадлежности по семейным обстоятельствам, в связи с чем своевременно не подал документы для уведомления о подтверждении проживания в Российской Федерации.

В связи с неисполнением обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации 04 декабря 2018 года Аминов И.К. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде административного штрафа.

На территории Российской Федерации Аминов И.К. проживает с гражданкой Российской Федерации Аминовой Е.В, брак с которой зарегистрирован 26 февраля 2016 года.

Решением ГУ МВД России по Свердловской области от 28 августа 2018 года Аминову И.К. аннулировано разрешение на временное проживание в Российской Федерации на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в обоснование принятого решения указано, что из документов, представленных для подачи уведомления, следует, что иностранный гражданин не работает, вклад на сумму 150 000 рублей открыт после истечения года проживания в Российской Федерации со дня получения разрешения на временное проживание, в связи с чем не подтверждает размер и источник дохода за очередной год.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на то, что административный истец не представил доказательств получения в период очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание доходов, позволяющих содержать себя, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, в связи с чем у административного ответчика имелись основания для аннулирования разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования Аминова И.К, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Аминов И.К. в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке более ста восьмидесяти суток, получал доходы и имел достаточные средства в размерах, позволяющих содержать как себя, так и супругу, не прибегая к помощи государства в силу чего положения подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" к административному истцу применены быть не могут.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиям и об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение данными действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и правоотношения с их участием регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.

Согласно п. 9 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Указанное уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов. В случае, если иностранный гражданин желает подтвердить размер и источник дохода посредством представления копии налоговой декларации, данный иностранный гражданин вправе не представлять указанный документ в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае копия налоговой декларации запрашивается в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел самостоятельно на основании уведомления данного иностранного гражданина о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, ранее выданное иностранному гражданину разрешение на временное проживание аннулируется в случае, если иностранный гражданин в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание представленные административным истцом в подтверждение размера и источника дохода справки формы 2-НДФЛ за период работы с июля 2017 года по январь 2018 года и сведения об официальном трудоустройстве Аминова И.К. в указанный период времени, отраженные в базе данных "Территория", из которых следовало, что в период с июля 2017 года по январь 2018 года, т.е. в течение не менее 180 суток, административный истец, осуществлял трудовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, получил доход в размере 355 592 рублей, в связи с чем среднемесячный доход административного истца в отчетный период (с 27 апреля 2017 года по 27 апреля 2018 года) составил 29 632 рублей 67 копеек, что превышает прожиточный минимум, установленный на территории Свердловской области в 2017 - 2018 годах.

При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ оснований для аннулирования разрешения на временное проживание Аминова И.К. в Российской Федерации являются правильными.

Доводы кассационной жалобы о том, что Аминовым И.К. не была своевременно исполнена обязанность по уведомлению о подтверждении своего пребывания в Российской Федерации и о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ не имеют самостоятельного правового значения для существа спора, поскольку само по себе привлечение Аминова И.К. к административной ответственности не является основанием для аннулирования разрешения на временное проживание.

Доводы о том, что из представленных в ГУ МВД документов не следует, что в течение года со дня выдачи Аминову И.К. разрешения на временное проживание он получал какие-либо доходы, так же не свидетельствуют о наличии оснований для отмены состоявшихся судебных актов. Непредставление Аминовым И.К. в подразделение ГУ МВД документов, которые могли быть указанным органом самостоятельно запрошены в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина, не является основанием для принятия решения об аннулировании разрешения на временное проживание без учета имевших место фактических обстоятельств, подтверждаемых представленными в суд документами, поскольку, как верно указано судом апелляционной инстанции, правовое значение для аннулирования ранее выданного иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации имеет не факт непредоставления данным гражданином сведений о доходах за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание, а отсутствие как такового источника дохода.

С учетом изложенного предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемого судебного акта отсутствуют, в силу чего апелляционное определение судебной коллегии, подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 31 июля 2019 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.