Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Галимовой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-542/2019 по иску Шиловой Людмилы Николаевны к Министру социальных отношений Челябинской области Никитиной Татьяне Евгеньевне, Министерству социальных отношений Челябинской области, Управлению социальной защиты населения администрации Карабашского городского округа Челябинской области о взыскании денежных средств, возложении обязанности произвести перерасчет компенсации за коммунальные услуги, по кассационной жалобе Шиловой Людмилы Николаевны на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 22 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 23 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шилова Л.Н. обратилась в суд с иском к министру социальных отношений Челябинской области Никитиной Т.Е, Министерству социальных отношений Челябинской области, Управлению социальной защиты населения администрации Карабашского городского округа Челябинской области о возложении обязанность произвести перерасчет компенсации за жилищно-коммунальные услуги и взыскании денежных средств в качестве льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, не предоставленной в период с мая 2014 года по декабрь 2018 года, в размере 61 665 руб. 58 коп.
В обоснование требований указала, что является "данные изъяты" и в силу Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на льготы в виде денежной компенсации в объеме 50 процентов платы за жилищно-коммунальные услуги. В период с мая 2014 года по декабрь 2018 года денежная компенсация ей выплачивалась не в полном объеме.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 22 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 23 июля 2019 года в удовлетворении исковых требований Шиловой Л.Н. отказано.
В кассационной жалобе Шилова Л.Н. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Челябинска от 22 марта 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 23 июля 2019 года, как незаконных.
Лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. От представителя Управления социальной защиты населения администрации Карабашского городского округа Челябинской области поступили письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, дело рассмотреть в свое отсутствие. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Судами установлено, что Шилова Л.Н. является "данные изъяты" и проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: "данные изъяты". Жилое помещение на основании договора приватизации N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ года муниципальным образованием "Карабашский городской округ" передано в собственность Шиловой Л.Н. С 17 июня 2011 года в указанной квартире зарегистрирован сын истца ФИО2, который на основании распоряжения Главы города Карабаш Челябинской области от 12 мая 2003 года N430 является ее попечителем.
Управлением социальной защиты населения администрации Карабашского городского округа Челябинской области Шиловой Л.Н. предоставляется компенсация по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" из расчета 1/2 площади жилья и 1/2 потребленных коммунальных услуг, без учета члена семьи.
Не соглашаясь с таким порядком расчета компенсации, Шилова Л.Н. обратилась в суд.
Разрешая спор и отказывая Шиловой Л.Н. в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходил из того, что компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалиду, проживающему совместно с другими членами семьи, предоставляется с учетом доли потребленных коммунальных услуг и жилого помещения, приходящихся на "данные изъяты". Данная мера социальной поддержки носит исключительно индивидуальный и адресный характер, на лиц, проживающих совместно с "данные изъяты", не распространяется.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами судебных инстанций. Состоявшиеся судебные постановления соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении дела судами не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных актов.
Отношения, возникающие в сфере защиты прав инвалидов в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Часть 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон), предусматривает предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2008 года N 42-О-О, предоставление инвалидам указанной меры государственной поддержки направлено на повышение уровня их социальной защищенности в целях обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, что не может рассматриваться как нарушение их права на социальное обеспечение, а потому ссылка Шиловой Л.Н. на нарушение ответчиками ее прав, предусмотренных названным Законом, несостоятельна. Ее доводы в данной части напрямую противоречат нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В силу части 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, ФИО3. являющийся членом семьи собственника и проживающий с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, в силу названной нормы права, не может освобождаться от несения расходов по оплате за содержание жилья и коммунальных услуг.
На основании анализа положений части 13 статьи 17 Закона, исходя из положений части 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что названные меры социальной поддержки предоставляются одиноко проживающим инвалидам на оплату всей занимаемой площади и всего объема потребленных коммунальных услуг, а инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, только на долю жилого помещения, приходящуюся на инвалида.
Что касается доводов кассационной жалобы о предоставлении аналогичных льгот членам семьи инвалида, то этот вопрос, как связанный с расширением круга лиц, на которых распространяются вышеназванные нормы права, относится к исключительной компетенции законодателя.
В целях реализации предоставленных полномочий в Челябинской области принят закон от 25 декабря 2008 года N 345-ЗО "О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг", а также постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года N 230-П утверждено Положение о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в Челябинской области.
Из системного толкования названных норм права суды сделали обоснованный вывод о том, что компенсация по оплате жилья и коммунальных услуг "данные изъяты", проживающему совместно с другими членами семьи, предоставляется с учетом доли потребленных коммунальных услуг и жилого помещения, приходящихся на инвалида. Действующим законодательством не предусмотрена выплата компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг членам семьи инвалида.
Доводы кассационной жалобы о том, что сын истца ФИО4 не имеет доли в праве собственности на квартиру, в силу наличия статуса попечителя его регистрация и проживание в квартире являются обязательными, уже являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции. Необоснованность доводов Шиловой Л.Н. в названной части подробно мотивирована в оспариваемом судебном постановлении. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришел апелляционной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию Шиловой Л.Н. с выводами судов первой и апелляционной инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения иного судебного акта. Доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку направлены на переоценку исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки.
В силу положений главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что, вопреки ошибочному мнению истца, судами не допущено неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оспариваемые судебные постановления по доводам кассационной жалобы отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 22 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 23 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шиловой Людмилы Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.