Определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2019 г. по делу N 8Г-457/2019

 

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Тульской И.А, судей Протозановой С.А, Лезиной Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-364/2019 по иску Султановой Альфии Нуриевны к администрации Нытвенского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействий) должностных лиц, по кассационной жалобе Султановой Альфии Нуриевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19 августа 2019 года.

Заслушав доклад судьи Протозановой С.А. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Султанова А.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Нытвенского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края, с учетом уточненных исковых требований просила признать незаконным действия администрации Нытвенского городского поселения Пермского края, не обеспечившей включение принадлежащего ей жилого дома в число газифицируемых в рамках проекта "Распределительные сети газопроводов для газоснабжения жилых домов индивидуальной жилой застройки г.Нытва (IV пусковой комплекс)" и его газификации, взыскать с администрации муниципального образования Нытвенское городское поселение Нытвепского муниципального района Пермского края за счет средств казны муниципального образования Нытвенское городское поселение Нытвенского муниципального района Пермского края в пользу в возмещение убытков денежную сумму за подключение (технологическое присоединение) жилого дома к сети газораспределения, в размере 40000 руб.

В обоснование иска указано, что в 2015-2018 гг. в г.Нытва производились работы по газификации жилых домов, расположенных в левобережной части города, с подключением (технологическим присоединением) жилых домов к сети газораспределения за счет бюджетного финансирования. Принадлежащий истцу на праве собственности кирпично-бревенчатый индивидуальный жилой дом по адресу: г. "данные изъяты", также подлежал газификации за счет бюджетного финансирования, однако, когда указанные работы завершались, выяснилось, что проектной документацией "Распределительные сети газопроводов для газоснабжения жилых домов индивидуальной жилой застройки г.Нытва (IV пусковой комплекс)", заказчиком которой являлась администрация Нытвенского городского поселения Пермского края, не предусмотрено газоснабжение принадлежащего истцу на праве собственности жилого дома в отличие от остальных индивидуальных жилых домов по улице Некрасова. Султанова А.Н. была вынуждена заключить с АО "Газпром газораспределение Пермь" договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства заявителей 1 категории к сети газораспределения от 04 мая 2018 г, на подключение (технологическое присоединение) жилого дома к сети газораспределения. Размер платы по договору составляет 40000 руб. Указанные убытки возникли в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц и сотрудников администрации Нытвенского городского поселения Пермского края, не обеспечивших включение ее жилого дома в число газифицируемых в рамках проекта и его газификации.

Решением Нытвенского районного суда г. Перми от 29 мая 2019 года исковые требования Султановой А.Н. удовлетворены: признано незаконным действие администрации Нытвенского городского поселения Пермского края, не обеспечившей включение жилого дома N 23 по ул. Некрасова в г.Нытва, принадлежащего Султановой А.Н, в число газифицируемых в рамках проекта "Распределительные сети газопроводов для газоснабжения жилых домов индивидуальной жилой застройки г.Нытва (четвертый пусковой комплекс) и его газификации, с казны муниципального образования Нытвенское городское поселение Нытвенского муниципального района Пермского края в лице администрации Нытвенского муниципального района Пермского края в пользу Султановой А.Н. взыскано 40000 руб. в счет возмещения убытков и государственная пошлина в сумме 1400 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19 августа 2019 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении иска Султановой А.Н. отказано.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Султанова А.Н. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное.

Стороны в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 июня 2012 г. N 91-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах поселения газоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ) с 01 января 2015 г. вопросы организации в границах поселения газоснабжения населения решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что 08 июля 2014 года между МО "Нытвенское городское поселение" от имени которого выступает администрация Нытвенского городского поселения (заказчик) и ООО "ГНГ-Пермь" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 14/к на разработку проектно-сметной документации на "Строительство распределительных сетей газопроводов для газоснабжения жилых домов индивидуальной постройки г.Нытва" (IV пусковой комплекс), согласно которому подрядчик обязуется разработать проектно-сметную документацию, осуществить сопровождение ПСД в органе (учреждении), проводящем государственную экспертизу ПСД, также предоставлять гарантию на выполненные работы с момента получения положительного заключения государственной экспертизы. Заказчик обязуется принять и оплатить ПСД.

В пункте 1.2 муниципального контракта указано, что подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с условиями контракта и приложениями, являющимися его неотъемлемой частью: техническое задание, смета на проектно-изыскательские работы, график производства работ, документ, подтверждающий обеспечение обязательств подрядчика по исполнению контракта, требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ.

Пунктом 6 муниципального контракта предусмотрено, что заказчик обязан: до начала работ передать подрядчику исходные данные:

- акт выбора земельного участка для строительства газопровода с приложением ситуационного плана;

- распоряжение органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельных участков, предварительном согласовании места размещения объекта;

- акт выбора земельного (лесного) участка;

- технические условия присоединения к газораспределительным сетям, выданное ГРО (при наличии);

- исходные данные и требования МЧС (при наличии);

- информацию о перечне населенных пунктов и их потребителей;

- заключение регионального управления по недропользованию о наличии (отсутствии) полезных ископаемых;

- заключение об отсутствии объектов природного наследия;

- заключение об отсутствии объектов культурного наследия;

- технические условия на параллельную прокладку и пересечение автомобильных дорог (при наличии);

- информация о расположении места размещения твердых бытовых и строительных отходов;

- сведения о наличии пожарных депо в населенных пунктах по трассе газопровода;

-информация о месте отгрузки строительных материалов с указанием расстояния до строительной площадки;

- градостроительный план на объект строительства или проект планировки территории (для прохождения гос. экспертизы);

- распоряжение органа местного самоуправления об утверждении градостроительного плана (для прохождения гос. экспертизы); другие исходные данные.

Из технического задания установлено, что к видам работ относится: сбор исходных данных (за исключением предоставляемых заказчиком), выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной, рабочей, сметной документации, сопровождение государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства. Исходные данные для проектирования предоставляются заказчиком. Основные требования к полосе отвода: организовать выбор трассы газопровода и обеспечить согласование размещения объекта в установленном порядке.

В адресации проектно-сметной документации указан дом "данные изъяты", итого домов: 285.

Составлена смета на проектно-изыскательские работы, на производство инженерно-геодезических работ на объекте, на инженерно-геологические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания, инженерно-экологические работы.

Распоряжением администрации Нытвенского муниципального района N 815-р от 01 июля 2014 года утвержден акт выбора земельного участка ориентировочной площадью 25000 кв.м для проектирования и строительства распределительных сетей газопроводов для газоснабжения жилых домов.

Финансовым управлением администрации Нытвенского муниципального района (администрация Нытвенского городского поселения) произведена оплата ООО "ГНГ-Пермь" обеспечения исполнения контракта.

В договоре субподряда на проектные работы от 14 июля 2014 года согласовано, что ООО "Гаранкс-Проект" (субподрядчик) обязуется по заданию ООО "ГНГ-Пермь" (подрядчик) выполнить проектные работы, комплекс инженерных изысканий, в объеме необходимом для прохождения государственной экспертизы, проектные работы по объекту "Строительство распределительных сетей газопроводов для газоснабжения жилых домов индивидуальной постройки г.Нытва" (IV пусковой комплекс), также осуществить сопровождение проектной документации и результатов инженерных изысканий на государственной экспертизе и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, согласно Приложения N 2 - Техническое задание.

29 июля 2014 года администрация Нытвенского городского поселения в рамках проектируемого объекта для строительства распределительных сетей газопроводов для газоснабжения жилых домов индивидуальной постройки г.Нытва (IV пусковой комплекс) уточняет список адресов в части дополнительного включения объекта (жилого дома) по "данные изъяты".

В письме администрации Нытвенского городского поселения N 2171 от 01 октября 2014 года имеется просьба предусмотреть снабжение газом потребителей, согласно списка газифицируемых объектов (Приложение N1). Предусмотреть выходы газопровода из земли на угол каждого существующего жилого дома, выбор угла осуществить из условий технической возможности подключения. При наличии объекта в списке и отсутствии объекта на местности на период выполнения инженерно-топографических изысканий - газопровод-ввод к объекту не предусматривать. В Приложении N1 количество домов 302, однако отсутствует указание на дом 23 улица Некрасова.

Согласно Проектной документации Раздел 9 "Смета на строительство", от распределительных газопроводов предусмотрены газопроводы-вводы к 302 жилым домам

В Приложении 1 Сведения для разработки сводного сметного расчета по объекту отсутствуют сведения по дому "данные изъяты".

В Проектной документации Раздел 1 "Пояснительная записка" указаны газопроводы для транспортировки и подачи природного газа в жилые дома по улицам. Отсутствует указание на дом 23 улица Некрасова. Раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" "2 Технологические решения объекта газораспределения" также не содержит указание на дом 23 улица Некрасова.

Постановлением администрации Нытвенского городского поселения N 491 от 20 октября 2014 года утвержден градостроительный план земельного участка для проектирования объекта "Строительство распределительных сетей газопроводов для газоснабжения жилых домов индивидуальной постройки г.Нытва" (IV пусковой комплекс), расположенного по адресу: г. Натва, в т.ч. ул. Некрасова, кадастровый номер земельного участка отсутствует.

Выполненные работы по муниципальному контракту N 14/к от 08 июля 2014 года удовлетворяют требованиям заказчика и соответствуют условиям муниципального контракта. Заказчик к объему, качеству и срокам выполнения работ претензий не имеет, о чем составлены акты N1209/1-14 от 06 ноября 2014 года, N1209/2-15 от 26 февраля 2015 года.

Из положительного заключения государственной экспертизы, утвержденной 22 апреля 2015 года, по проектной документации "Строительство распределительных сетей газопроводов для газоснабжения жилых домов индивидуальной постройки г.Нытва" (IV пусковой комплекс) сделаны выводы, что результаты инженерных изысканий, выполненные для объекта, соответствуют требованиям технических регламентов и нормативных технических документов. Проектная документация, включая смету, соответствует результатам инженерных изысканий, требованиям законодательства РФ, техническим регламентам, нормативным техническим документам и требованиям к содержанию разделов проектной документации.

Распоряжением администрации Нытвенского городского поселения N123 от 01 июня 2017 года утверждены изменения проектно-сметной документации по домам.

15 августа 2017 года между МО "Нытвенское городское поселение" от имени которого выступает администрация Нытвенского городского поселения (заказчик) и ООО "Комплексное проектирование - Пермь" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N54/К на внесение изменений в проектную документацию "Строительство распределительных сетей газопроводов для газоснабжения жилых домов индивидуальной постройки г.Нытва" (IV пусковой комплекс) в рамках муниципальной программы Нытвенского городского поселения "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры Нытвенского городского поселения", согласно которому подрядчик обязуется внести изменения в проектную документацию, осуществить сопровождение ПСД в органе (учреждении), проводящем государственную экспертизу ПСД, также предоставлять гарантию на выполненные работы. Заказчик обязуется принять и оплатить получившую положительное заключение измененную ПСД.

В характеристике работ указано, что изменения должны предусматривать замену в томах проектной документации адресов домов, подлежащих подключению к действующим сетям газоснабжения: "данные изъяты".

Из положительного заключения государственной экспертизы, утвержденной 29 декабря 2017 года, по проектной документации "Строительство распределительных сетей газопроводов для газоснабжения жилых домов индивидуальной постройки г.Нытва" (IV пусковой комплекс) следует, что корректировка проектной документации выполнена в связи с дополнительным требованием заказчика о внесении изменений в проектную документацию в части исключения газопроводов-вводов низкого давления к 9 жилым домам, подключенных к существующим распределительным газопроводом до начала строительства проектируемых газопроводов, и строительство газопроводов-вводов низкого давления к 9 жилым домам, расположенным по другим адресам вдоль трассы проектируемых распределительных газопроводов низкого давления (письмо администрации от 31 августа 2017 N2417). Корректировка выполнена на основании технического задания на внесение изменений в проектную документацию, утвержденного заказчиком 15 августа 2017 года. Запроектированы газопроводы-вводы низкого давления к жилым домам по адресам: "данные изъяты".

Выводы: проектная документация в части внесенных изменений соответствует результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, требованиям к содержанию разделов проектной документации.

Инспекцией государственного строительного надзора Пермского края 29 декабря 2017 года составлен Акт итоговой проверки соответствия объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

В материалы дела представлена выкопировка из плана газопровода, схема застройки, в т.ч. и по "данные изъяты", градостроительный план, где схематично указано расположение жилого дома истца "данные изъяты"

Удовлетворяя исковые требования истца и взыскивая с ответчика в счет возмещения убытков 40000 руб, суд первой инстанции на основании ст.7 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", а также ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 июня 2012 г. N 91-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пришел к выводу о том, что администрация Нытвенского городского поселения как исполнительный орган местного самоуправления обязана осуществлять контроль за мероприятиями по осуществлению программы газификации в отношении жилого дома истца Султановой А.Н, а также за соблюдением исполнения юридическими лицами, обязанностей согласно муниципальных контрактов, заключенных по реализации указанной программы. На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что убытки возникли у Султановой А.Н. в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц и сотрудников администрации Нытвенского городского поселения Пермского края, не обеспечивших техническую возможность подключения жилого дома истца к сети газопровода в рамках Программы, цель которой обеспечение жителей коммунально-инженерными услугами для благоприятных условий проживания.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе ответчика, отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В соответствии с ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции такие нарушения норм материального и процессуального права допущены.

Отказывая в удовлетворении иска о признании действий администрации незаконными, возложении обязанности возместить понесенные расходы, суд апелляционной инстанции исходил из того, что при осуществлении программы строительства газораспределительных сетей список домов неоднократно уточнялся с учетом требований проектных организаций.

Между тем, доводы ответчиков о том, что к жилому дому истца не был подведен отвод газопровода, поскольку такое решение было принято проектировщиками, судом первой инстанции был отклонены на основании показаний представителей третьих лиц ООО "ГНГ-Пермь" и ООО "Гаранкс-Проект", и письменных доказательств, в т.ч. Муниципального контракта, по условиям которого исполнитель выполняет работу в соответствии с Приложением 1 (техническое задание с адресацией домов) и письмом от 01 октября 2014 года исх. N 2171 в адрес ООО "Гаранкс-Проект" с приложением измененного списка газифицируемых объектов.

Сведений об обратном материалы дела не содержат.

Исходя из изложенного суд первой инстанции, пришел к выводу, что силу норм ст.759 Гражданского кодекса Российской Федерации задание на выполнение проектных работ выполнялось субподрядчиком ООО "ГНГ-Пермь" по поручению заказчика, подготовленного для подрядчика ООО "Гаранкс-Проект". Подрядчик вправе был отступить от задания и иных исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ только с согласия заказчика - Администрации Нытвенского городского поселения. Ответчиком не представлено доказательств того, что проектировщики субподрядной организации самовольно отступили от задания и исключили жилой дом 23 по улице Некрасова в городе Нытва из объектов, подлежащих газификации в рамках указанного выше муниципального контракта.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции в нарушение положений статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не привел доказательства, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Суд апелляционной инстанции, не согласившись с выводами суда первой инстанции, указал на то, что удовлетворение заявленных требований заявителя повлечет вмешательство в компетенцию органа местного самоуправления по вопросу газификации без каких-либо к тому оснований.

Судом апелляционной инстанции не исследован вопрос о законности и обоснованности исключения дома "данные изъяты" по улице "данные изъяты" в городе Нытва из списка газифицируемых объектов.

С учетом изложенного апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, что согласно статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого постановления, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое апелляционное рассмотрение.

При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального закона.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19 августа 2019 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.