Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Горковенко В.А, судей Макаровой Е.В. и Якубовской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чайковского Игоря Георгиевича к службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании приказа незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, морального вреда, по кассационной жалобе Чайковского Игоря Георгиевича на апелляционное определение Верховного суда Республики Крым от 24 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Горковенко В.А, выслушав объяснения представителей службы государственного строительного надзора Республики Крым Ивлева П.П. и Соловьева С.Е, полагавших, что апелляционное определение законно и обоснованно, прокурора Давыдова А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Чайковский И.Г. обратился в суд с иском к службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании приказа незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, морального вреда, указав, что на основании приказа N-127ЛС от 08 июня 2018 года уволен с должности "данные изъяты" службы государственного строительного надзора Республики Крым в связи с сокращением должности гражданской службы.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 07 февраля 2019 года иск Чайковского И.Г. удовлетворен частично. Приказ службы государственного строительного надзора Республики Крым N-127ЛС от 08 июня 2018 года "Об увольнении Чайковского И.Г." признан незаконным, с 09 июня 2018 года Чайковский И.Г. восстановлен в должности "данные изъяты" службы государственного строительного надзора Республики Крым, в пользу Чайковского И.Г. со службы государственного строительного надзора Республики Крым взысканы заработная плата за время вынужденного прогула в сумме 565 521 рубль 20 копеек, компенсация морального вреда в сумме 5000 рублей. В остальной части исковых требований отказано. Также решением суда со службы государственного строительного надзора Республики Крым взыскана в доход муниципального бюджета городской округ Ялта государственная пошлина в сумме 9155 рублей 21 копейка.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 24 апреля 2019 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 07 февраля 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Чайковского И.Г. отказано.
В кассационной жалобе Чайковский И.Г. просит об отмене апелляционного определения, считая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено, что на основании Приказа N139-ЛС от 08 августа 2016 года истец с 09 августа 2016 года замещал должность государственной гражданской службы Республики Крым - "данные изъяты" службы государственного строительного надзора Республики Крым.
20 марта 2018 года изменена структура службы государственного строительного надзора Республики Крым, утверждено новое штатное расписание, согласно которому упразднена должность " "данные изъяты"", введены новые должности.
02 апреля 2018 года на основании приказа N73-П введена в действие новая структура и штатное расписание со 2 апреля 2018 года, согласно этому же приказу государственным гражданским служащим, чьи должности были сокращены, предписано предоставить иную должность, при наличии согласия сотрудника - оформить служебные контракты, в случае отказа - уведомить об освобождении от занимаемой должности.
Письмом от 02 апреля 2018 года Чайковский И.Г. уведомлен о прекращении служебного контракта в связи с сокращением занимаемой должности, которая относилась к категории "руководители".
01 июня 2018 года истцу была предложена должность, относящаяся к категории "руководители", "данные изъяты".
04 июня 2018 года истцу была предложена должность, относящаяся к категории "руководители", "данные изъяты".
04 июня 2018 года (вручено 05 июня 2018 года) истцу была предложена должность, относящаяся к категории "руководители", "данные изъяты".
06 июня 2018 года истцу была предложена должность, относящаяся к категории "руководители", "данные изъяты".
08 июня 2018 года истцу были предложены иные вакантные должности, в том числе относящиеся к категории "руководители".
Из акта, составленного 8 июня 2018 года заведующей отделом кадровой работы и развития деятельности Управления правового и кадрового обеспечения службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО начальником административного управления ФИО, главным консультантом отдела бухгалтерского учета, отчетности и материального обеспечения ФИО, начальником Первого управления ФИО, следует, что Чайковский И.Г. отказался от подписи согласия или несогласия с предложенными к замещению вакантными должностями.
На основании приказа N127-ЛС от 08 июня 2018 года Чайковский И.Г. освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с сокращением должности гражданской службы, с 09 июня 2018 года.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, установив, что в связи с сокращением, в отличие от других гражданских служащих государственного органа, имеющих более низкую квалификацию и меньший стаж работы, истцу не были предложены вакантные должности соответствующей категории и группы, пришел к выводу о незаконности увольнения Чайковского И.Г, и восстановлению на работе с выплатой ему заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
По результатам апелляционного рассмотрения дела, дав самостоятельную оценку представленным в материалы дела доказательствам, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, судебная коллегия пришла к выводу, что ответчиком права истца при увольнении нарушены не были, поскольку истец отказался от предложенных ему равнозначных должностей, а с заявлениям о желании занять какую-то конкретно должность, не обращался.
С такими выводами согласна судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 названного Закона; далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 73 Закона).
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Частью 4 статьи 31 Федерального закона предусмотрено, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же Закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
По смыслу изложенных нормативных положений, в случае реорганизации государственного органа и сокращения должности гражданскому служащему, законом обеспечивается возможность продолжения службы в другой равнозначной должности в государственном органе. В этих целях представитель нанимателя государственного органа, обязан предложить гражданскому служащему, все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему должна быть исполнена представителем нанимателя государственного органа, в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения.
Для решения спора о законности увольнения Чайковского И.Г. из службы государственного строительного надзора на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) юридически значимыми, подлежащими выяснению и доказыванию с учетом содержания правоотношений сторон и основания заявленного Чайковским И.Г. иска являлись следующие обстоятельства: предлагались ли ответчиком вакантные должности гражданской службы, соответствующие категории и группе замещаемой Чайковским И.Г. должности гражданской службы, уровню его квалификации, профессионального образования и стажу его гражданской службы, опыту работы по специальности, направлению подготовки; соглашался ли Чайковский И.Г. занять какие-либо предложенные ему вакантные должности гражданской службы или отказался от их замещения.
Установив, что Чайковскому И.Г. предлагались вакантные должности гражданской службы, соответствующие категории и группе замещаемой им должности, от дачи согласия на замещение которых он отказался, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии нарушений прав истца в связи с его увольнением со службы.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на оспаривание выводы суда апелляционной инстанции, сформулированные по результатам оценки представленных сторонами доказательств, повторяют позицию заявителя, выраженную в судах нижестоящих инстанций, тщательно исследованную судом апелляционной инстанции и нашедшую верное отражение в судебном постановлении, в связи с чем основанием, оправдывающим вмешательство суда кассационной инстанции, не являются.
Поскольку суд кассационной инстанции проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационной жалобы, то, учитывая обстоятельства конкретного дела, получившие отражение в оспариваемом судебном акте, доводы жалобы, которые могут поставить под сомнение правильность вывода суда апелляционной инстанции, отсутствуют.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение Верховного суда Республики Крым от 24 апреля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чайковского Игоря Георгиевича - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Горковенко
Судьи Е.В. Макарова
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.