Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Жуленко Н.Л, Конаревой И.А, при участии прокурора Восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры РФ Кадошникова С.О, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N N по иску Шойдорова Д.А. к администрации муниципального района "Ононский район", Министерству финансов Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, Управлению Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю, Главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, признании права на включение в список граждан, пострадавших в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, возложении обязанности включить в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, по кассационной жалобе представителя Шойдорова Д.А. - Шойдорова А.А. на решение Ононского районного суда Забайкальского края от 27 мая 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 9 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуленко Н.Л, выслушав заключение прокурора Кадошникова С.О. об отсутствии оснований для отмены состоявшихся судебных актов, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шойдоров Д.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального района "Ононский район", Министерству финансов Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, Управлению Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю, Главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, признании права на включение в список граждан, пострадавших в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, возложении обязанности включить в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края.
В обоснование исковых требований указал, что в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей ДД.ММ.ГГГГ в результате природных пожаров, причинен ущерб его имуществу. Ранее он постоянно проживал в подвергшемся уничтожению огнем домовладении, расположенном по адресу: "адрес", осуществлял фактическое владение указанным домом, которое было предоставлено его отцу - Шойдорову А.А. как работнику совхоза. В ДД.ММ.ГГГГ году Шойдоров А.А. уехал на работу в "адрес", проживая при этом в "адрес", забрал с собой жену и детей. В ДД.ММ.ГГГГ Шойдоров Д.А. переехал в "адрес", в ДД.ММ.ГГГГ году женился, в ДД.ММ.ГГГГ году у него родился сын.
Поскольку в селе не имеется работы, дошкольного учреждения, Шойдоров Д.А. был вынужден переехать в "адрес", где снимал жилье. В свободное время он возвращался домой в "адрес". Около трех лет назад соседи разобрали свою половину дома, дом наклонился, стены повело, и истец был вынужден разобрать дом, ставший непригодным для жилья. Весь материал от дома находился на земельном участке. Другого жилого помещения истец не имеет, проживать ему негде.
В силу действующего законодательства он имеет право на получение мер социальной поддержки как лицо, лишившееся жилья в результате чрезвычайной ситуации. Во включении в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными нормами, истцу отказано, с чем он не согласен.
Просил установить факт постоянного проживания Шойдорова Д.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", для предоставления жилого помещения как гражданину, лишившемуся жилого помещения в результате природных пожаров, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в ДД.ММ.ГГГГ года; признать за истцом право на включение в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки предоставления жилого помещения; обязать министерство территориального развития Забайкальского края включить истца в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки предоставления жилого помещения; обратить решение суда к немедленному исполнению (л.д. 3-6).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен прокурор Ононского района (л.д. 1-2).
Решением Ононского районного суда Забайкальского края от 27 мая 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 9 июля 2019 г, исковые требования Шойдорова Д.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представителем Шойдорова Д.А. - Шойдоровым А.А. ставится вопрос об отмене принятых судебных актов со ссылками на нарушения норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно доводов кассационной жалобы от участвовавшего в деле прокурора Ононского района Забайкальского края поступили возражения, в которых он просит оставить без изменения постановления судов первой и апелляционной инстанций, а кассационную жалобу представителя Шойдорова Д.А. - Шойдорова А.А. - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений судами не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, технического паспорта на квартиру совхоз "Тарейский" передал в собственность Шойдорова А.А. квартиру общей площадью 50 кв.м, в "адрес" (л.д.79-87).
Согласно справке администрации сельского поселения "Ималкинское" от ДД.ММ.ГГГГ N Шойдоров Д.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: "адрес", что также подтверждается справкой, выданной миграционным пунктом отделения полиции по Ононскому району межмуниципального отдела МВД России "Акшинский".
Справкой ТОНД и ПР по Акшинскому, Кыринскому, Ононскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю подтверждается факт пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в с.Усть- Ималка Ононского района. В результате пожара жилой дом, надворные постройки, имущество Шойдорова Д.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уничтожено огнем полностью, по адресу: "адрес".
Из акта обследования утраченного имущества в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной установлением сухой ветреной погоды и большим количеством природных пожаров в Забайкальском крае в ДД.ММ.ГГГГ года, согласованного руководителем управления (отдела) по делам ГОЧС органа местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного главой муниципального района "Ононский район" ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: "адрес" имущество утрачено частично (сарай, забор, туалет). С заключением комиссии Шойдоров А.А. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73).
Распоряжением министерства территориального развития Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ N-р Шойдорову Д.А. с составом семьи (Шойдорова Н.Г. (супруга), ФИО9 (сын) отказано во включении в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, на основании подпунктов 1, 2 пункта 12 Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Порядок) (несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 Порядка; непредставление документов, указанных в пунктах 6, 7 Порядка) (л.д.7).
Согласно уведомлению министерства территориального развития "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Шойдоров Д.А. уведомлен о том, что в соответствии с распоряжением Министерства территориального развития "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, Шойдорову Д.А. с составом семьи (Шойдорова Н.Г. (супруга), ФИО9) отказано во включении в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, на основании подпунктов 1, 2 пункта 12, пунктов 6, 7 Порядка.
Дом, расположенный по адресу: "адрес", не входит в границы зон чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Губернатора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации" (в редакции постановления Губернатора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ N) (л.д. 8).
Согласно представленным администрацией муниципального района "Ононский район" сведениям, на момент пожара ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: "адрес", прекратила свое существование (была разобрана собственником). Указанное обстоятельство также подтверждено показаниями свидетелей, и не оспаривалось представителем истца в судебном заседании.
Разрешая возникший спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из установленного факта отсутствия на момент пожара жилого дома в виду его разбора стороной истца за несколько лет до пожара.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, суд второй инстанции согласился с его выводами, оставив решение суда первой инстанции без изменения.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации" в связи с установлением сухой ветреной погоды и высокими среднесуточными температурами воздуха на большей части Забайкальского края, способствующими повышению класса горимости, а также большим количеством зарегистрированных пожаров постановлено ввести на территории Забайкальского края с ДД.ММ.ГГГГ режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края и установить региональный уровень реагирования (пункт 1).
Границы зон чрезвычайной ситуации определить в пределах населенных пунктов согласно приложению к настоящему постановлению (пункт 4).
Согласно подпункту "г" пункта 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края" Правительству Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ решить вопрос о выделении из федерального бюджета средств на строительство нового жилья взамен утраченного и (или) на приобретение нового жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы исполнительной власти Забайкальского края и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Пунктом 2 постановления Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края" (далее - постановление N) предусмотрено установить, что в целях осуществления выплат в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации пострадавшими в результате пожаров признаются граждане, а также члены их семей, включенные в установленном порядке уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности в списки граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
Пунктом 4 постановления N предусмотрено, что факт постоянного проживания гражданина в населенном пункте, подвергшемся пожарам, подтверждается одним из следующих документов (сведениями):
1) справки, выданные органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, органами внутренних дел, образовательными и медицинскими организациями;
2) выписка из домовой книги;
3) документы, подтверждающие оказание медицинских, образовательных, социальных услуг и услуг почтовой связи;
4) показания не менее двух свидетелей, в том числе работников организаций почтовой связи, медицинских и социальных работников, сотрудников органов внутренних дел (при отсутствии документов, указанных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта).
Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации.
Данные Правила (далее - Правила N) устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившимся жилых помещений в результате природных пожаров, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в ДД.ММ.ГГГГ года (пункт 1).
Согласно пункту 3 Правил N настоящие Правила предусматривают следующие меры социальной поддержки:
1) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, на приобретение жилого помещения (далее - социальные выплаты на приобретение жилых помещений);
2) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, на строительство жилых помещений (далее - социальные выплаты на строительство жилых помещений);
3) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, на разработку проектно-сметной документации на жилое помещение.
В соответствии с пунктом 4 Правил N право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации (далее - граждане):
1) являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания;
2) имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания;
3) не являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющие в собственности жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания.
К членам семьи гражданина относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители, усыновители этого гражданина и его внуки.
Меры социальной поддержки реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.
Меры социальной поддержки предоставляются гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, в соответствии со списком граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, имеющих право на меры социальной поддержки, формируемым уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности (далее соответственно - Список, уполномоченный орган) (пункт 5 Правил N).
Пунктами 6, 7 Правил N предусмотрено, что для включения гражданина и членов его семьи в Список гражданин представляет в уполномоченный орган следующие документы:
1) заявление о предоставлении мер социальной поддержки (далее - заявление). Способ предоставления мер социальной поддержки определяется гражданином, и в случае выбора предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения оформляется заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам, в случае предоставления социальной выплаты на строительство жилого помещения - по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам;
2) копии документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи;
3) копии документов, подтверждающих статус членов семьи гражданина;
4) копии документов, подтверждающих постоянную регистрацию по месту жительства, либо копия решения суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении (в отношении граждан, указанных в подпункте 3 пункта 4 настоящих Правил);
5) копии правоустанавливающих документов на утраченное жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
6) выписку из домовой (похозяйственной) книги или копию финансового лицевого счета, заверенные органом или организацией, уполномоченными на их выдачу, в отношении иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (при наличии).
Документы, указанные в подпунктах 2-5 настоящего пункта, представляются с одновременным представлением оригинала.
Копии документов после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы, после чего оригиналы возвращаются гражданину. Копии документов, удостоверенные нотариально или органом, их выдавшим, не требуют проверки их соответствия оригиналам.
Гражданам отказывается во включении в Список в случае несоответствия граждан категориям, указанным в пункте 4 настоящих Правил; непредставления документов, указанных в пунктах 6, 7 настоящих Правил (подпункты 1, 2 пункта 12 Правил N).
Доводы кассационной жалобы о том, что в результате чрезвычайной ситуации пострадал жилой дом, в котором проживал и имел регистрацию истец, не нашли своего подтверждения, поскольку указанные доводы опровергаются как показаниями свидетелей, так и показаниями представителя истца, данными в судебном заседании суда первой инстанции, из которых следует, что действительно на момент пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом уже был разобран в виду его аварийности, а строительный материал от дома находился на территории земельного участка, который и пострадал в результате пожара. Факт отсутствия жилого дома на момент пожара также подтверждается справкой муниципального района "Ононский район" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Также судом первой инстанции дана надлежащая оценка представленной истцом справке инспектора ТОНД и ПР по Акшинскому, Кыринскому и Ононскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю по правилам ст.ст. 56, 67 ГПК РФ.
Таким образом, жилой дом, где зарегистрирован истец, не был утрачен в результате чрезвычайной ситуации, следовательно, те меры социальной поддержки, которые предусмотрены приведенными выше нормами федерального и регионального законодательства, на истца не распространяются.
Приведенные в кассационной жалобе иные доводы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, они не нуждаются в дополнительной проверке, а потому основанием к отмене решения суда и апелляционного определения служить не могут.
По существу, доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ононского районного суда Забайкальского края от 27 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 9 июля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Шойдорова Д.А. - Шойдорова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.