Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Копотева И.Л, судей Гулящих А.В, Нургалиева Э.В, при секретаре Шкляевой Ю.А, рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 30 июня 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе Соколова А.М. на решение Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 09 февраля 2021 года, которым отказано в удовлетворении иска Соколова Андрея Михайловича к Муниципальному Бюджетному Учреждению "Централизованная библиотечная система г.Ижевска" об индексации заработной платы и взыскании недополученной заработной платы (индексацию) в период с 01.01.2018 по 31.01.2021; компенсации (ст. 236 ТК РФ) морального вреда и судебных расходов на представителя.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец Соколов А.М. обратился с иском к ответчику Муниципальному Бюджетному Учреждению "Централизованная библиотечная система г. Ижевска" (далее МБУ "ЦБС г.Ижевска"), которым с учетом уточнения требований просил взыскать недополученную заработную плату (индексацию) в размере 114058 руб. в период с 01.01.2018 по 31.01.2021; компенсацию (ст. 236 ТК РФ) в размере 21796, 80 руб.; компенсацию морального вреда 500000 руб.; расходы за услуги адвоката в размере 15000 руб.
Требования мотивированы тем, что он состоит в трудовых отношениях с МБУ "ЦБС г.Ижевска", подразделение - Центральная библиотека им. Некрасова с 23.08.2017 в должности библиограф 2 категории.
Руководителем организации является ФИО1 Оплата труда работников Муниципального бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система г. Ижевска" осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных автономных и бюджетных учреждений культуры города Ижевска, утвержденным Постановлением Администрации города Ижевска от 09.10.2013 N1233. Считает, что работодателем допущены нарушения его трудовых прав: с момента трудоустройства не была произведена индексация заработной платы за период 2018-2019 годы. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 06.12.2017 N 2716-р, Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 19.07.2019 N164-РГ, а так же Едиными рекомендациями по установлению на региональном, федеральном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год индексация должна была осуществляться для бюджетников следующим образом: в 2018 году - на 4%, в 2019году - на 4, 3%. Просил возложить обязанность на МБУ "Централизованная библиотечная система г. Ижевска" произвести выплату индексации заработной платы Соколову Андрею Михайловичу за период с 2018-2019 годы.
Истец Соколов А.М. на требованиях с учетом уточнения настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика Девятьярова Д.С, действующая по доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что в 2020 году есть распоряжение об индексации глава республики, оно содержит указание, на что индексация распространяется. Проведение индексации не представляется возможным в виду отсутствия нормативно-правового акта на уровне УР и РФ. Истец не представил ни одного акта на основании, которого должна производится указываемая им индексация.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Соколов А.М. просит решение суда отменить, принять новое решение. При этом ссылается на следующие обстоятельства.
Суд не дал оценку, каким образом отнесение должности истца к квалификационной группе может ограничить, дискриминировать в государственной гарантии индексации зарплаты.
Суд не изучил Устав МБУ ЦБС г. Ижевска, где прямо прописана обязанность индексации.
Суд не выяснил причины отсутствия механизма индексации зарплаты в МБУ ЦБС г. Ижевска, в трудовом договоре с истцом.
Ответчик не представил локальный акт со стороны Администрации Ижевска, Главы УР, который запрещает МБУ ЦБС г. Ижевска индексировать заработную плату в МБУ ЦБС или письменный отказ для оспаривания его в суде истцом (24 статья Конституции).
Суд не принял довод о том, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и в гос. гарантиях.
Суд не принял во внимание, что ответчик считает, что для истца достаточно отпускных, премий и зарплаты выше прожиточного минимума. Тем самым допускает отсутствие индексации, снижение уровня жизни, дискриминации, ограничения прав работника и ухудшение его положения в сравнении нормами ТК РФ, что подтверждает значительные моральные страдания.
Суд не принял во внимание противоречия в материалах дела в ответах Администрации г. Ижевска, Управления по культуре в сравнении с ответом МБУ ЦБС г. Ижевска.
Суд не принял во внимание довод о действии Удмуртского республиканского трехстороннего соглашения (тринадцатого) между Федерацией профсоюзов Удмуртской Республики, республиканскими объединениями работодателей и Правительством Удмуртской Республики на 2019 - 2021 годы.
Суд не принял во внимание довод истца о недопустимости ограничения прав граждан, нарушении ст. 75.1 Конституции Российской Федерации.
Суд не принял во внимание, что ответчик признал отсутствие индексации.
Суд не учел довод о том, что работодатель может улучшать положения работы, но не вправе ухудшать.
Положения внутренних документов компании должны свидетельствовать о том, что путем повышения окладов, выплат премий и т.д. исполняется обязанность работодателя по повышению уровня реального содержания заработной платы. Если таких документов нет, то сама по себе выплата премий не свидетельствует об исполнении работодателем установленной в ст.134 ТК РФ обязанности.
В итоге суд пришел к выводу о том, что индексация зарплаты входит в систему государственных гарантий и отказал в удовлетворении исковых требований, тем самым не применив закон, подлежащий применению.
Также он обратился 30.03.2021 в Администрацию г. Ижевска в ответ которой выделяет работников культуры в "отдельную" категорию, в чем усматривается дискриминация, самоуправство в трудовом законодательстве.
Считает, что объективное и всестороннее рассмотрение дела невозможно без участия учредителя МБУ ЦБС и Администрации г.Ижевска.
В суде апелляционной инстанции Соколов А.М. поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель МБУ "ЦБС г.Ижевска" - Девятьярова Д.С. считала доводы апелляционной жалобы необоснованными.
На основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы. Изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В решении суд первой инстанции применил Положение об оплате труда работников МБУ "Централизованная библиотечная система г. Ижевска", исходил из того, что ответчик является бюджетным учреждением, при этом Устав ответчика в материалы дела не представлен, кроме того истец в апелляционной жалобе ссылается на то, что суд не принял во внимание довод о действии Удмуртского республиканского трехстороннего соглашения (тринадцатого) между Федерацией профсоюзов Удмуртской Республики, республиканскими объединениями работодателей и Правительством Удмуртской Республики на 2019 - 2021 годы.
В материалах дела указанные документы отсутствуют, однако они имеют значения для дела.
При таких обстоятельствах судебная коллегия предложила ответчику представить указанные документы. В связи с этим и в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" судебная коллегия приобщила к материалам дела по ходатайству ответчика Территориальное трехстороннее соглашение между органами местного самоуправления муниципального образования "Город Ижевск", профсоюзными организациями и их объединениями, действующими на территории города Ижевска, объединениями работодателей города Ижевска на 2009-2021 годы от 22.01.2019, Устав МБУ "Центральная библиотечная система г. Ижевска", Положение об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения "Центральная библиотечная система г. Ижевска". Данные документы не представлены ответчиком по уважительной причине.
Как следует из материалов дела, согласно Уставу МБУ ЦБС г. Ижевска" организационно-правовая форма учреждения - муниципальное бюджетное учреждение (п.1.1). Учредителем Учреждения является муниципальное образование "Город Ижевск", в лице Администрации города Ижевска и является собственником имущества (п.1.3). Учреждение является юридическим лицом (п.1.5). Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления; субсидии, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и бюджетные инвестиции; средства от оказания платных услуг; средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан; иные источники, не запрещенные действующим законодательством РФ (п.3.7). Учреждение обязано, в том числе, обеспечивать своевременное и в полном объеме выплату работникам Учреждения заработной платы и иных выплат, производить индексацию заработной платы в соответствии действующим законодательством (подп.4 п.4.2).
23.08.2017 между МБУ "Централизованная библиотечная система г.Ижевска" и Соколовым А.М. заключен трудовой договор б/н, МБУ "ЦБС г.Ижевска" принимает истца на работу в Центральную муниципальную библиотеку им. Н.А. Некрасова на должность библиографа 2 категории, с испытательным сроком три месяца. Договор является основным, бессрочным.
П. 9 договора Работнику установлен оклад (должностной оклад) в размере 7200, 00 рублей в месяц, ежемесячная надбавка за должностное категорирование в размере 5% - 360, 00 рублей в месяц; ежемесячная премия в размере 25% оклада на основании Положения об оплате труда работников МБУ ЦБС 1800, 00 рублей в месяц.
Согласно п.9.5, 9.6 договора оплата труда работников Муниципального бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система г. Ижевска" осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных автономных и бюджетных учреждений культуры города Ижевска, утвержденным Постановлением Администрации города Ижевска от 09.10.2013 N 1233; другие стимулирующие выплаты устанавливаются в соответствии с Положением по оплате труда Муниципального бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система г. Ижевска".
Работнику устанавливается ежемесячная выплата районного коэффициента к заработной плате в размере 15%.
Режим рабочего времени устанавливается в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка для сотрудников Муниципального бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система г. Ижевска".
Разрешая спор, суд руководствовался ст.ст.2, 5, 8, 21, 22, 130, 134, 237 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система г.Ижевска" является бюджетным учреждением, индексация заработной платы возможна только после разработки и принятия соответствующего нормативно-правового акта Администрацией города Ижевска, который в настоящее время отсутствует.
Ответчиком Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система г. Ижевска" разработано на основании Постановления Администрации города Ижевска N1233 от 09.10.2013, и содержит исчерпывающий перечень размеров должностных окладов, установленных сотрудникам учреждений культуры города Ижевска, и не подлежит изменению работодателем (МБУ ЦБС) в одностороннем порядке.
Судом не установлено фактов неправомерных действий или бездействий работодателя в отношении работника.
Судебная коллегия с такими выводами соглашается, считая их правильными.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
При этом приведенная норма закона, обязывая работодателей проводить индексацию заработной платы, не устанавливает ни сроков ее проведения, ни ее размера. Данный вывод находит подтверждение в Письме Роструда от 19.04.2010 N 1073-6-1, где разъяснено, что действующим законодательством порядок индексации не установлен. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 Трудового кодекса РФ) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы. Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления связаны положением Конституции РФ, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3), а также требованиями Трудового кодекса РФ, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (статьи 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст. 144).
Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст. 134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.
На основании постановления Администрации г. Ижевска от 09.10.2013 N 1233 (ред. от 21.05.2019) "Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных автономных и бюджетных учреждений культуры города Ижевска" далее - постановление Администрации города Ижевска), разработанного с учетом норм, предусмотренных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 июля 2013 года N 337 "Об утверждении Положения об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры, печати и информации Удмуртской Республики", муниципальные учреждения разрабатывают и принимают локальные акты, определяющие систему оплаты труда конкретного учреждения.
На основании распоряжения Главы Удмуртской Республики от 19.07.2019 N 164-РГ "О повышении оплаты труда работников государственных учреждений Удмуртской Республики в 2019 году", целях реализации государственной социальной политики и обеспечения повышения уровня заработной платы работников бюджетного сектора экономики, органам местного самоуправления в Удмуртской Республики рекомендовано принять решения об увеличении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников муниципальных казенных, бюджетных автономных учреждений, на которых в 2018 году не распространялось действие указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", с 01.10.2019 на 4, 3 процента размеров окладов (должностных окладов), ставок платы.
В связи с тем, что на работников МБУ ЦБС в 2018 году распространялось действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" индексации заработной платы в 2019 году не производилось.
Таким образом, поскольку истец является работником бюджетного учреждения, финансируемого из бюджета муниципального образования "Город Ижевск", индексация заработной платы возможна только после разработки и принятия соответствующего нормативно-правового акта Администрацией города Ижевска, который в настоящее время отсутствует, его требования не обоснованы и не подлежали удовлетворению.
В этой связи, судебная коллегия отклоняет доводы истца об индексации заработной платы с учетом роста индекса потребительских цен, как не основанные на законе, индивидуальном трудовом договоре и действующих у ответчика локальных нормативных актах.
Оснований полагать о наличии в действиях работодателя признаков дискриминации в отношении истца не имеется.
Доводы жалобы о том, что суд не учел действие Территориального трехстороннего соглашения между органами местного самоуправления муниципального образования "Город Ижевск", профсоюзными организациями и их объединениями, действующими на территории города Ижевска, объединениями работодателей города Ижевска на 2009-2021 годы от 22.01.2019, подлежат отклонению.
Указанным Территориальным трехсторонним соглашением предусмотрено, что работодатели устанавливают в коллективных договорах механизм повышения уровня реального содержания заработной платы (п.2.35). Порядок индексации данным соглашением не определен.
Положением об оплате труа работников МБУ "ЦБС г. Ижевска" от 31.10.2014 предусмотрено, что размеры должностных окладов работников учреждения, устанавливаются директором согласно Положению об оплате труда работников муниципальных автономных и бюджетных учреждений культуры города Ижевска, утвержденным Постановлением Администрации города Ижевска от 09.10.2013 N 1233. Размер должностного оклада истцу установлен в соответствии с данным Положением и составляет 12600 руб. Порядок индексации данным положением также не определен.
Уставом ответчика предусмотрена его обязанность производить индексацию заработной платы в соответствии действующим законодательством (подп.4 п.4.2). Поэтому суждения апеллянта о том, что обязанность индексации установлена Уставом ответчика, не влияет на правильность решения. Основания для индексации отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что к участию в деле не были привлечены учредитель МБУ ЦБС и Администрация г.Ижевска, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку решение об отказе в удовлетворении исковых требований Соколова А.М. не затрагивает права и обязанности указанных организаций.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
Всем представленным доказательствам суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК Российской Федерации.
Результаты оценки имеющихся в деле доказательств изложены в мотивировочной части решения в соответствии с правилами ст. 198 ГПК РФ, в объеме, достаточном для разрешения заявленного по настоящему делу спора.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции тщательно проанализировал материалы дела, верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства, рассмотрел дело в соответствии с заявленными истцом требованиями, привел в решении все необходимые ссылки на правовые нормы.
В целом доводы апелляционных жалоб судебная коллегия не может признать состоятельными и отклоняет, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии по доводам жалобы не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.
Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 09 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.Л. Копотев
Судьи А.В. Гулящих
Э.В. Нургалиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.