Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Койпиш В.В.
судей
Муравьевой Е.А.
Мартынова Н.Л.
при секретаре
Сухарской А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2150/2021 по иску Чернай Ю. С. к акционерному обществу "Мурманэнергосбыт" о возложении обязанности по капитальному ремонту транзитных тепловых сетей
по апелляционной жалобе Чернай Ю. С. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 29 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В, объяснения представителя третьего лица ООО "Наш общий дом" Гузоватых И.А, полагавшей доводы апелляционной жалобы обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Чернай Ю.С. обратилась в суд с иском к акционерному обществу "Мурманэнергосбыт" (далее - АО "Мурманэнергосбы") о возложении обязанности по капитальному ремонту транзитных тепловых сетей.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу:...
Управление многоквартирным домом осуществляет управляющая компания ООО "Наш общий дом".
Исполнителями коммунальной услуги в многоквартирном доме по отоплению и горячему водоснабжению является АО "Мурманэнергосбы".
В период с 26 декабря 2020 г. по 30 декабря 2020 г. имели место нарушения качества поставляемого ресурса в связи с перебоями в подаче теплоносителя, однако перерасчет за услуги отопление и горячее водоснабжение не производился.
Согласно актам обследования внутридомовых сетей теплоснабжения жилого дома, составленного ООО "Наш общий дом", транзитный трубопровод отопления находится в неудовлетворительном состоянии, требуется замена до 80%, вентили на стояках отопления диаметром 20 мм требуют замены до 90%.
Поскольку аварийное отключение носит систематический характер, действий со стороны исполнителя коммунальной услуги по замене (ремонту) трубопровода не осуществляется, права истца как потребителя коммунальных услуг нарушаются.
Просила обязать ответчика АО "Мурманэнергосбыт" произвести капитальный ремонт транзитных сетей теплоснабжения, проходящих через стены и в подвальном помещении многоквартирного жилого дома.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО "Наш общий дом", АО "ТЭКОС", АО "Мурманская ТЭЦ".
Судом принято решение, которым в удовлетворении исковых требований Чернай Ю.С. отказано.
В апелляционной жалобе Чернай Ю.С, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование жалобы указывает, что в материалы дела представлены письма Ростехнадзора и Комитета по жилищной политике, согласно которым при подготовке к отопительному сезону техническое состояние, а так же необходимость проведения капитального ремонта тепловых сетей не проверяется.
Считает, судом необоснованно не принято в качестве доказательства по делу экспертное заключение ООО "Энергосбережение" со ссылкой на заключение экспертизы ООО "Эталон" N ЭПБ-ТУ-3030-2019.
Полагает, что экспертное заключение ООО "Эталон" N ЭПБ-ТУ-3030-2019 является ненадлежащим доказательством, поскольку в нем не имеется указания, что проходящий участок трубопровода в подвале многоквартирного жилого дома имеет класс опасности. Общая протяженность провода составляет 223512 м, класс опасности присвоен лишь 49060, 0 м, также в заключении отсутствует адрес многоквартирного дома.
Обращает внимание, что во исполнение определения суда 29 июня 2021г. проведено обследование транзитного трубопровода сотрудниками АО "МЭС".
Согласно акту обследования на подающем и обратном трубопроводе от ТК-100/2 специалистами аттестованной лаборатории неразрушающего контроля АО "МЭС" выполнены работы по ультразвуковой толщинометрии и выдано заключение с результатами контроля по толщине стенок трубопровода, в котором указано на несоответствие толщины стенок на определенных участках трубопровода, в ряде участков имеется капельная течь, задвижки находятся в ненадлежащем техническом состоянии.
В возражениях на апелляционную жалобу АО "Мурманэнергосбыт" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернай Ю.С. - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Чернай Ю.С. и ее представитель Решетняк А.С, представитель ответчика АО "Мурманэнергосбы", представители третьих лиц АО "ТЭКОС", АО "Мурманская ТЭЦ", извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона N 190-ФЗ от 27 июля 2010 г. "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении") по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Согласно статье 3, части 5 статьи 20 ФЗ "О теплоснабжении" основными принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации при проверке готовности к отопительному периоду обязаны: организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
На основании статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В силу статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Горячая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества горячей воды не превышают нормативов качества горячей воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) установлено, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод) (пункт 2); исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (подпункты "а" - "в" пункта 31); за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность (подпункт "а" пункта 149).
На основании пункта 3 Правила N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме являются: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам; техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 4 Правила N 354 предусмотрены виды предоставляемых коммунальных услуг, в том числе:
горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;
отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Общие технические требования к жилищно-коммунальным услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды установлены ГОСТ Р 51617-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования", утвержденным приказом Росстандарта от 11 июня 2014 г. N 544-ст, (далее - ГОСТ Р 51617-2000).
Указанный стандарт распространяется на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению.
Жилищно-коммунальные услуги это действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды (пункт 3.1 ГОСТ Р 51617-2014).
Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 51617-2014 потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
Пункт 4.12 ГОСТ Р 51617-2014 предусматривает, что оказание услуг по предоставлению потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Ресурсоснабжающая организация обязана проводить работы по ремонту оборудования и тепловых сетей в межотопительный период в соответствии с графиком капитальных ремонтов и реконструкции тепловых сетей.
Пунктом 6.1 ГОСТ Р 51617-2014 предусмотрено, что коммунальная услуга теплоснабжения (в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать теплоснабжение помещений, входящих в состав многоквартирного дома. Услуга теплоснабжения должна оказываться круглосуточно, непрерывно в течение отопительного периода, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, установленную в приложении N 1.
Предоставление потребителям в многоквартирном доме коммунальной услуги теплоснабжения обеспечивается по средствам:- заключения договора с ресурсоснабжающей организацией на поставку в точку поставки коммунального ресурса (тепловой энергии, теплоносителя), с использованием которого исполнитель предоставляет потребителям коммунальную услугу теплоснабжения; контроля за соответствием технических параметров поставляемого ресурсоснабжающей организацией в точку поставки коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), в соответствии с которыми строились тепловые сети, по температурному графику в соответствии со СНиП 2.01.01; выполнения работы по содержанию внутридомовой системы инженерно-технического обеспечения, с использованием которой осуществляется предоставление потребителям многоквартирного дома отопления; обеспечения эффективной работы системы вентиляции, обеспечивающей нормативный воздухообмен в помещениях и нагрев приточного воздуха; поддержания и повышения (при необходимости) эффективности тепловой защиты несветопрозрачных ограждающих конструкций и светопрозрачных ограждающих конструкций многоквартирного дома.
На основании пункта 5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27 сентября 2003 г. (далее - Правил N 170), системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны: своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования.
Реконструкция, капитальный ремонт и наладка систем должна производиться, как правило, специализированными монтажными и наладочными организациями.
На основании подпунктов 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4 пункта 5.1 Правил N 170 для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности: системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); системы горячего водоснабжения с подачей горячей воды требуемой температуры и давления во все водоразборные точки; тепловой изоляции трубопроводов горячей воды, расположенных в подземных каналах, подвалах, чердаках, а также в санитарно-технических кабинах.
На основании подпункта 5.1.5 пункта 5.1 Правил N170 организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.
Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
В силу подпункта 5.1.6 пункта 5.1 Правил N 170 испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и центрального кондиционирования должны производиться ежегодно после окончания отопительного периода для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта.
В соответствии с подпунктом 5.2.1 пункта 5.1 Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды.
В силу подпунктом 5.2.3 пункта 5.1 Правил N 170 температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами.
Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в соответствии с которыми тепловая сеть представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии.
В силу подпунктов 6.2.1, 6.2.25 Правил при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе. При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чернай Ю.С. является собственником жилого помещения -.., расположенной по адресу:... (том 1 л.д.16).
Согласно техническому паспорту задания (строения).., год постройки дома - 1969, год последнего капитального ремонта в паспорте не указан (том 1 л.д.183-185).
В соответствии с договором N К45/1 от 20 июля 2018 г. управление многоквартирным жилым домом осуществляет управляющая организация ООО "Наш общий дом".
Протоколом общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 20 июля 2018 г. принято решение о заключении собственниками помещений договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления с ресурсоснабжающими организациями.
Исполнителем коммунальной услуги в многоквартирном доме являются: по отоплению - ПАО "Мурманская ТЭЦ", по горячему водоснабжению - ПАО "Мурманская ТЭЦ" и ГОУП "Мурманскводоканал".
24 августа 2018 г. между ПАО "Мурманская ТЭЦ" (именуемый РСО) и ООО "Наш общий дом" (именуемый абонент) заключен договор теплоснабжения (том 1 л.д.219-222), согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется поставить абоненту коммунальный ресурс надлежащего качества в целях содержания абонентом общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении абонента, в объеме, определяемом в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, а абонент обязан оплатить поставленную тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии (пункт 1.1 договора).
Согласно подпункту 3.1 пункта 3 договора качество тепловой энергии должно соответствовать параметрам, установленным обязательным требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и отраженным в приложении * к договору.
На основании подпункта 4.1 пункта 4 указанного договора ресурсоснабжающая организация обязуется: осуществлять в точку поставки, определенную актом принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, поставку тепловой энергии, отвечающую параметрам качества, установленным требованиям законодательства Российской Федерации и настоящим договором, в количестве (объеме), позволяющем абоненту обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать надежность теплоснабжения, а именно: обеспечивать надлежащее состояние системы теплоснабжения в границах эксплуатационной ответственности сетей, принадлежащих ресурсоснабжающей организации, и теплосетевой организации, при котором обеспечивается качество и безопасность теплоснабжения объекта в соответствии с требованиями технических регламентов; выявлять причины нарушений теплоснабжения, устранять причины нарушений теплоснабжения на сетях и оборудовании, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации.
23 ноября 2018 г. АО "Мурманэнергосбыт" и ООО "Наш общий дом" подписан акт разграничения принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (том 1 л.д.64), согласно которому в эксплуатационной ответственности транспортирующей организации АО "МЭС" находятся внутриквартирные тепловые сети от ТК - 100/2 до многоквартирного дома по... и транзитные тепловые сети, проходящие по тех. подполью многоквартирного дома по... (пункт 1 акта); в эксплуатационной ответственности ООО "Наш общий дом" находятся тепловые сети от точки врезки в транзитные тепловые сети, проходящие по тех. подполью многоквартирного дома по... (пункт 2 акта); границей раздела принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон между АО "МЭС" и ООО "Наш общий дом" является точка врезки в транзитные тепловые сети, проходящие по тех. подполью многоквартирного дома по... (пункт 3 акта).
Из представленной Комитетом по жилищной политике информации тепловая сеть, проходящая транзитом в подвальном помещении многоквартирного... в.., числиться на балансе АО "ТЭКОС" (том 1 л.д.168).
Материалами дела подтверждено, что 01 декабря 2018 г. на основании договора аренды имущества N 178-18-1487 АО "ТЭКОС" передало АО "Мурманэнергосбыт" во временное владение и пользование имущество АО "ТЭКОС", в том числе комплекс технических устройств и сооружений "Тепловая сеть 4 эксплуатационного района... " протяженностью 49060, 0 м, расположенных по адресу:... (том 2 л.д.85-88).
Согласно пункту 5.2 договора аренды капитальный ремонт имущества производится арендатором самостоятельно за счет собственных средств.
К капитальному ремонту относятся, в том числе установка и/или замена систем, оборудования и\или конструкцией, задействованных в технологическом процессе, и необходимых для полноценного, безопасного, бесперебойного функционирования арендованного имущества, в том числе систем тело и электроснабжения в соответствии со специальными нормативными требованиями.
Из представленных ММБУ "Единая дежурно-диспетчерская служба" сведений от 05 февраля и 07 мая 2021 г. следует, что в связи с проведением ремонтных работ на тепловых сетях с целью предотвращения аварийной ситуации в отопительный период, ресурсоснабжающей организацией допущены перерывы в подаче тепловой энергии в многоквартирный... : 27 декабря 2020 г. с 08 час. 00 мин. по 11 час. 00 мин. (3 часа); 28 декабря 2020 г. с 14 час. 00 мин. по 21 час. 10 мин. (7 часов); 29 декабря 2020 г. с 10 час. 00 мин. по 13 час. 40 мин. (4 часа); 29 декабря 2020 г. с 23 час. 10 мин. по 02 час. 10 мин.; 30 декабря 2020 г. (3 часа).
Также судом установлено, что по сведениям АО "МРИВЦ" от 26 марта 2021 г, в отчетном месяце за декабрь 2020 г, январь-февраль 2021 г. по многоквартирному... в... сделан перерасчет по оплате услуги по "отоплению".
По находящемуся в собственности истца жилому помещению в январе и в феврале 2021 г. выполнен перерасчет, который отражен в платежных документах за январь и февраль 2021 г.
Обращаясь в суд с заявленным иском, истец указала, что перебои в отоплении и горячем водоснабжении связаны с нахождением транзитного трубопровода отопления, проходящего через стены и подвальное помещение многоквартирного... в.., в неудовлетворительном состоянии и требуют капитальный ремонт.
Разрешая возникший спор, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта транзитных сетей, в связи чем отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
Оснований не согласиться с выводами суда, которые в решении полно и убедительно мотивированы, подтверждаются установленными по делу обстоятельствами и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения сторон, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно установлены обстоятельства, не обоснованно принято в качестве доказательства по делу представленное ответчиком заключение, тогда как заключение истца отклонено, не влекут отмену решения суда, поскольку действия суда по оценке доказательств соответствуют положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, в силу пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В настоящее время на территории Российской Федерации продолжают действовать Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)), утвержденные приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312 (далее - Положение).
Согласно пункту 5.5 Положения система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым прил. 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым прил. 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
Сроки проведения реконструкции зданий и объектов должны определяться социальными потребностями и, как правило, совпадать со сроками капитального ремонта.
Согласно пункту 5.1 ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
В приложении N1 ВСН 58-88 (р) также указано, что под капитальным ремонтом здания понимается ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
Согласно приложения 3 к Положению ВСН 58-88 (Р) рекомендуемая минимальная продолжительность эффективной эксплуатации жилого дома до проведения капитального ремонта составляет: системы горячего водоснабжения 15-30 лет, водопровода из оцинкованных труб и газовых черных 15-30 лет, центральное отопление - трубопроводы в зависимости от схем (закрытых или открытых) - 30 и 15 лет соответственно, наружные инженерные сети - водопроводный ввод из труб чугунных - 40 лет.
Исходя из приведенных Положений ВСН 58-88 (Р), установленная минимальная продолжительность эффективной эксплуатации жилого дома до проведения капитального ремонта является рекомендуемой, в связи с чем обязанность по проведению капитального ремонта возникает в силу необходимости, а не в связи с истечением указанных в Положении ВСН 58-88 (Р) сроков.
Кроме того, Положениями "СНиП 41-02-2003. Тепловые сети", принятых постановлением Госстроя РФ от 24 июня 2003 г, установлено, что срок службы тепловых сетей - период времени в календарных годах со дня ввода в эксплуатацию, по истечении которого следует провести экспертное обследование технического состояния трубопровода с целью определения допустимости, параметров и условий дальнейшей эксплуатации трубопровода или необходимости его демонтажа.
В соответствии с представленным в дело техническим паспортом для целей учета и эксплуатации объектов теплоснабжения на тепловые сети Октябрьского административного округа города Мурманска реестровый номер 01-11-2016 по состоянию на 02 августа 2016 г, тепловая сеть в техподполья здания Книповича 45 эксплуатируется с 1988 г, изготовлена из стали, количество износа в годах - 28 лет, средний норматив срока службы в годах - 40 лет (том 2 л.д.164-135).
Согласно представленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 02 июня 2021 г. информации в государственном реестре опасных производственных объектов на территории Октябрьского округа города Мурманска за организацией АО "Мурманэнергосбыт" зарегистрирован опасный производственный объект А26-00997-0051 от 28 апреля 2014 г. "Октябрьский участок трубопроводов теплосети", III класс, по адресу места нахождения г. Мурманск, Октябрьский; за организацией АО "Мурманская ТЭЦ" зарегистрирован опасный производственный объект А26-00087-0011 от 25 ноября 2004 г. "Участок трубопроводов теплосети", III класс, по адресу места нахождения г. Мурманск, районы Первомайский, Октябрьский, Ленинский (том 1 л.д.225).
Таким образом, тепловая сеть 4 эксплуатационного района города Мурманска, протяжённостью 49060, 0м, является опасным производственным объектом, имеет III класс опасности, в связи с чем на данный производственный объект распространяет свое действие Федеральный закон РФ N 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В соответствии с абзацем 14 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В абзаце 5 пункта 1 статьи 13 приведенного Федерального закона установлено, что экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.
Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления.
Как следует из материалов дела, истцом в подтверждение заявленных требований о возложении обязанностей по капитальному ремонту тепловых сетей многоквартирного дома представлено заключение ООО "Энергосбережение" о техническом состоянии внутренних инженерных систем многоквартирного дома, согласно которому общее состояние внутридомовых сетей отопления неудовлетворительное; дефекты в данных конкретных условиях эксплуатации приводят к нарушению стабильной работы системы теплоснабжения, потере эксплуатационных характеристик трубопроводов; высокий износ сетей теплоснабжения приводить к возникновению аварийных ситуаций; физический износ внутренних инженерных сетей отопления определен по ВСН 58-88р составляет от 61 % - 80 %.; общедомовые сети теплоснабжения не пригодны для дальнейшей нормальной и безаварийной эксплуатации (том 1 л.д.74-83).
Подвергнув анализу указанное заключение с учетом иных представленных по делу доказательств, суд обоснованно отклонил его в качестве достаточного и достоверного доказательства, подтверждающего необходимость проведения в жилом доме по месту жительства истца капитального ремонта транзитных тепловых сетей, приняв во внимание, что указанное заключение не отвечает требованиям статей 55, 59 - 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что у эксперта ООО "Энергосбережение" не имеется необходимой квалификации и удостоверения специалиста, эксперт, в том числе не является аттестованным экспертом в области промышленной безопасности, а выводы эксперта фактически основаны на визуальном осмотре.
Оснований считать по доводам апелляционной жалобы выводы суда в указанной части неправильными судебная коллегия не усматривает.
При этом, давая правовую оценку доводам сторон, суд правильно принял во внимание подготовленное по заказу АО "Мурманэнергосбыт" аттестованным персоналом лаборатории ООО "Эталон" NЭПБ-ТУ-3030-2019 от 09 августа 2019 г. заключение экспертизы промышленной безопасности на округе комплекс технических устройств и сооружений - тепловая сеть "Тепловая сеть 4 эксплуатационного района г. Мурманска", согласно которому объект экспертизы (комплекс технических устройств и сооружений - тепловая сеть "Тепловая сеть 4 эксплуатационного района г. Мурманска" протяженностью 49060, 0 м, применяемое на опасном производственном объекте" Октябрьский участок трубопроводов теплосети", peг. N А26-00997-051, третий класс опасности от 28 апреля 2014 г, расположенном по адресу: г. Мурманск, Октябрьский округ, соответствует требованиям промышленной безопасности. На основании расчетно-аналитических процедур установленный срок следующей экспертизы промышленной безопасности - не позднее 25 июля 2025 г. (том 2 л.д.9).
Указанное заключение подписано директором ООО "Эталон" Судаковым С.В. и аттестованными экспертами в области промышленной безопасности Горбуновым Г.А, имеющим квалификационное удостоверение N0009-5999, Колпаковым А.В, имеющим квалификационное удостоверение N0009-13604. Заключение экспертизы промышленной безопасности ЭПБ-ТУ-3030-2019 внесено управлением Ростехнадзора в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности с присвоением регистрационного номера 26-ТУ-13276-2019 г.
Доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с выводами заключения ООО "Эталон", судебной коллегией отклоняется как бездоказательные, основанные на субъективном мнении стороны истца.
Выводы приведенного заключения экспертизы промышленной безопасности в установленном порядке не опровергнуты, недействительным или заведомо ложным заключение не признано.
Вопросы, связанные с фактическим состоянием технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности, требуют специальных познаний, то есть проведения соответствующего экспертного исследования.
Исходя из изложенного, у суда не имелось правовых оснований для исключения приведенного заключения ООО "Эталон" как недостоверного доказательства.
Кроме того, представленное заключение оценено судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими представленными по делу доказательствами.
В том числе, судом принято во внимание, что специалистами аттестованной лаборатории неразрушающего контроля АО "Мурманэнергосбыт" по объекту: подающий и обратный трубопровод от ТК-100/2... - (транзитный участок в подвале дома по...) выполнены работы по ультразвуковой толщинометрии и выдано заключение N 52-21 от 29 июня 2021 г, с результатами контроля по толщине стенок трубопровода которое показало, что утонение стенок трубопровода допустимое (том 2 л.д.159-161).
Более того, из материалов дела следует, что тепловые сети Октябрьского административного округа, в том числе транзитный трубопровод сети, проходящий по техническому подполью многоквартирного дома по.., находящийся в обслуживании теплосетевого района N 4 АО "Мурманэнергосбыт", ежегодно после окончания и перед началом отопительного периода подвергаются гидравлическим испытаниям на плотность и прочность в соответствии с утверждённым администрацией города Мурманска сводным годовым планом ремонта источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Испытания тепловых сетей на плотность и прочность, в том числе транзитных тепловых сетей, проводятся пробным давлением Рпр -16 атм, что в два раза превышает рабочее давление, по итогам испытаний составляются Акты опрессовки тепловой сети.
По результатам испытаний тепловой сети от Восточной котельной АО "МТЭЦ", проведённых в 2019 и 2020 г.г, порывов на транзитной тепловой сети, проходящей по техническому подполью многоквартирного дома.., не выявлено, о чем свидетельствую акты опрессовок от 19 августа 2019 г, от 10 августа 2020 г. (том 2 л.д.78, 80).
Таким образом, компетентными структурами установлена готовность к работе транзитной тепловой сети, проходящей по техническому подполью многоквартирного дома... в отопительном периоде 2019-2020 г.г.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заключение ООО "Энергосбережение" не является надлежащим доказательством, подтверждающим аварийное состояние требующего капитального ремонта участка транзитной тепловой сети, проходящего по техподполью многоквартирного дома Книповича, 45, и обоснованно исходил из отсутствия бесспорных оснований не принимать во внимание заключение экспертизы промышленной безопасности выполненное ООО "Эталон", которое в соответствии со статьей 13 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не признано заведомо ложным и не исключено из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.
Оснований не согласиться с оценкой произведенной судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.
В этой связи, вопреки доводам апелляционной жалобы, вывод суда об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований является обоснованным.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Несогласие подателя апелляционной жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска 29 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернай Ю. С. - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.