Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу Бикташевой Айсылу Фаатовны на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Нарижнего С.В. N 22-18/2020-29 от 29 декабря 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 июня 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 13 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника отдела бухгалтерского учета, отчетности и налогов-главного бухгалтера Государственного казенного учреждения Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан Бикташевой Айсылу Фаатовны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО4 от 29 декабря 2020 года N 22-18/2020-29, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 июня 2021 года, решением судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 13 октября 2021 года, начальник отдела бухгалтерского учета, отчетности и налогов-главный бухгалтер Государственного казенного учреждения Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УДХ РБ, учреждение) Бикташева Ф.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просить указанные судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно примечанию статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. N402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы.
Как следует из материалов дела, УФК по РБ в соответствии с приказом от августа 2020 года N 256 "О назначении внеплановой проверки в Государственном казенном учреждении Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан" в период с 6 августа 2020 года по 16 сентября 2020 года в отношении ГКУ УДХ РБ проведена внеплановая проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
В ходе выездной проверки административным органом установлен факт нарушения учреждением статей 264.1, 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 10, 13 Федерального закона от 06.12.2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 333 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 года N157н (далее - Инструкция N 157н), пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 года N 191н (далее - Инструкция N 191н), который выразился в представлении недостоверной бюджетной отчетности по состоянию на 1 января 2020 года в части искажения данных строки 010 "Основные средства (балансовая стоимость 010100000)" Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 1 января 2020 (ф. 0503130) (далее - Баланс) на сумму 1 088 732 280, 78 рубля.
Согласно балансу по строке 010 "Основные средства (балансовая стоимость, 010100000) указаны данные в сумме 28 515 11О 907, 67 рубля. Следовательно, как указано в постановлении должностного лица, искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении 010 "Основные средства (балансовая стоимость, 010100000)" баланса, составляет 3, 8 процента.
Расходы за счет иных межбюджетных трансфертов на ремонт автомобильных дорог ГКУ УДХ РБ отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества".
Учет автомобильных дорог общего пользования ГКУ УДХ РБ ведется на счетах 101.12 "Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения" и 101.19 ""Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения, без правоустанавливающих документов" бухгалтерского учета. По состоянию на 01 января 2020 года на балансе ГКУ УДХ РБ числятся: на счете 101.19 "Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения, без правоустанавливающих документов" 20 единиц автомобильных дорог на общую сумму 1 088 732 280, 78 рублей. На счете учитываются автомобильные дороги, на которые не оформлены правоустанавливающие документы; на счете 101.12 "Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения" 866 единиц автомобильных дорог на общую сумму 27 335 315 325, 53 рублей. На учет поставлены автомобильные дороги, на которые оформлены правоустанавливающие документы.
В 2019 году рабочим планом счетов ГКУ УДХ РБ не был предусмотрен счет 101.19 "Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения, без правоустанавливающих документов".
В соответствии с приказом ГКУ УДХ РБ от 09.01.2020 года N 1/1 "О внесении изменений в приказ ГКУ УДХ РБ от 29.12.2018 г. N 851 "Об Учетной политике" в Приложение N 1 к Учетной политике для целей бухгалтерского учета внесены изменения в части дополнения в подраздел 1 "Нефинансовые активы" счетов 101.19 "Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения, без правоустанавливающих документов" и 104.19 "Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений) - недвижимого имущества учреждения без оперативного управления".
Согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 3 февраля 2005 года N 69-р ГКУ УДХ РБ должен произвести разграничение государственной собственности на землю под автомобильными дорогами общего пользования Республики Башкортостан и сооружениями на них и зарегистрировать право оперативного управления на принимаемое согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 03.02.2005 года N 69-р недвижимое государственное имущество в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Башкортостан по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По состоянию на 16 сентября 2020 года требования распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 3 февраля 2005 года N 69-р ГКУ УДХ РБ не исполнены.
Привлекая начальника отдела бухгалтерского учета, отчетности и налогов-главного бухгалтера ГКУ УДХ РБ Бикташеву А.Ф. к административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо УФК по Республике Башкортостан и судебные инстанции исходили из того, что у ГКУ УДХ РБ при принятии к учету 20 единиц автомобильных дорог на общую сумму 1088732280, 78 рубля отсутствовало право постановки на балансовый учет при отсутствии правоустанавливающих документов.
Вместе с тем, с принятыми решениями нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Материалами дела установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 3 февраля 2005 года N 69-р ГКУ УДХ РБ приняло в оперативное управление автомобильные дороги общего пользования Республики Башкортостан согласно перечню автомобильных дорог, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 12 июля 1996 г. N 218. Согласно пункту 3 указанного распоряжения автомобильные дороги закреплены за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления с 1 января 2005 г.
В дальнейшем распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2013 года N166-р автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности Республики Башкортостан, закреплены за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 февраля 2012 г. N28.
Единая государственная учетная политика для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений с 1 января 2011 г. реализуется в соответствии с положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 года N 157н (далее - Инструкция N157н), Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 года N 162н (далее - Инструкция N 162н).
Согласно пункту 36 Инструкции N 157н принятие к учету и выбытие с учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
Необходимо отметить, что спорные объекты недвижимости были приняты к бухгалтерскому (бюджетному) учету до вступления в силу Инструкции N 157н.
До вступления в силу Инструкции N 157н порядок ведения бюджетного учета был установлен Министерством финансов Российской Федерации следующими приказами:
- от 30.12.1999 N (срок действия 01.01.2000 - 31.12.2004);
- от 26.08.2004 N (срок действия 01.01.2005 - 31.12.2005);
- от 10.02.2006 N (срок действия 01.01.2006 - 31.12.2008);
- от 30.12.2008 N (срок действия 01.01.2009 - 31.12.2010).
Переход к применению Инструкции N70н осуществлялся в соответствии с Методическими указаниями по внедрению Инструкции N 70н, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 февраля 2005 N26н.
С 1 января 2005 г. Инструкция N 70н предусматривала осуществление бухгалтерского учета нефинансовых активов, в том числе на счете 010100000 "Основные средства", всего объема объектов, принятых ранее к бухгалтерскому (бюджетному) учету, принадлежащих правообладателю на праве оперативного управления, и не устанавливала обязательного условия документального подтверждения регистрации прав на недвижимое имущество.
Требование о принятии объектов основных средств при документальном подтверждении в установленном законом порядке государственной регистрации прав по указанным объектам установлено Инструкцией N 25н, действие которой распространяется исключительно на операции по принятию к бухгалтерскому (бюджетному) учету объектов недвижимости, которые впервые вовлечены в хозяйственный оборот (принимались к учету) с 1 января 2006 г.
Согласно Инструкции N 25н остатки, сформированные на каждом счете бухгалтерского (бюджетного) учета, необходимо было перенести по каждому счету в отдельности по стоимости, по которой они числились по состоянию на 01 января 2006 года.
В связи с чем исходящие остатки нефинансовых активов (недвижимое имущество), сформированные по состоянию на 1 января 2006 года, принимались к учету (переносились на входящие остатки) по счетам Плана счетов бюджетного учета, установленного Инструкцией N 25н, в том числе в части объектов, вовлеченных в хозяйственный оборот до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ).
С учетом вышеизложенного осуществление учета автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, принятых к учету в 2005 году, введенных в эксплуатацию по окончании их строительства в 2005 году и находящихся у балансодержателя на праве оперативного управления на счете 010110000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения", соответствует принципам полноты отражения федерального имущества в бухгалтерском (бюджетном) учете в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и, соответственно, не является нарушением бюджетного учета.
Согласно разъяснениям Министерства Финансов Российской Федерации от 22 декабря 2021 года N02-07-07/104926 в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими ведение учета, объекты недвижимого имущества, в отношении которых государственная регистрация права не является обязательной при наличии законно обусловленного права оперативного управления, подлежат отражению на соответствующем счете аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" при отсутствии свидетельства о государственной регистрации.
Кроме того, по результатам проверки, проведенной УФК по РБ в отношении ГКУ УДХ Республики Башкортостан, составлен акт проверки от 25.09.2020г. и выдано представление от 13.11.2020г. N 0100-22-06/7641. ГКУ УДХ РБ в качестве меры по устранению выявленных нарушений было предписано в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в срок до 01.04.2021г. принять меры по устранению нарушений и принять меры по устранению их причин и условий, в том числе по пункту 10 представления устранить нарушение путем внесения изменений в бухгалтерский учет и отчетность и принять меры по устранению его причин и условий, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности.
Согласно пункту 10 обжалуемого представления в нарушение статей 264.1, 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 10, 13 Федерального закона от 06.12.2011г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 333 Инструкции по применению единого плана счетов, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010г. N 157н, п. 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010г. N 191н, ГКУ УДХ РБ поставлены на балансовый учет автомобильные дороги на сумму 1088732280, 78 рубля при отсутствии правоустанавливающих документов вместо учета на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование", что привело к искажению строки 010 "Основные средства (балансовая стоимость 010100000)" Баланса по состоянию на 01 января 20202г.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 октября 2021г, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2022 года, представление Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 13 ноября 2020 г. N 0100-22-06/7641 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10 признано недействительным.
Арбитражным судом установлено, что представление в части в пункта 10 не соответствует фактическим обстоятельствам, нарушает права и законные интересы ГКУ УДХ РБ.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении настоящего дела меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями, не приняты.
Дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО4 N 22-18/2020-29 от 29 декабря 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 июня 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 13 октября 2021 года подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу Бикташевой Айсылу Фаатовны удовлетворить.
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО4 N 22-18/2020-29 от 29 декабря 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 июня 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 13 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника отдела бухгалтерского учета, отчетности и налогов-главного бухгалтера Государственного казенного учреждения Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан Бикташевой Айсылу Фаатовны, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Э.Г.Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.