Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Добрыдневой Т.С.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М., настаивавшей на удовлетворении заявления, представителей Правительства Пермского края и Агентства по занятости населения Пермского края Парфеновой А.М., Патраковой О.А., возражавших против удовлетворения заявленных требований, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим в части пункта 3 Порядка предоставления работодателями информации о наличии свободных мест и вакантных должностей в государственные казённые учреждения - центры занятости населения Пермского края, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 25 февраля 2015 года N 98-п "Об утверждении Порядка представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в государственные казённые учреждения - центры занятости населения Пермского края", установил:
постановлением Правительства Пермского края от 25 февраля 2015 года N 98-п утверждён Порядок предоставления работодателями информации о наличии свободных мест и вакантных должностей в государственные казённые учреждения - центры занятости населения Пермского края (далее - Порядок). Текст документа опубликован в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 8 от 2 марта 2015 года.
Данный Порядок разработан в целях реализации пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее также - Закон РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1) и определяет процедуру представления работодателями или их уполномоченными представителями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в государственные казённые учреждения - центры занятости населения Пермского края (далее - ГКУ ЦЗН) в целях эффективного содействия занятости населения.
Согласно пункту 3 Порядка работодатели или их уполномоченные представители направляют информацию в ГКУ ЦЗН по месту своего нахождения или по месту нахождения представительства или иного обособленного структурного подразделения работодателя ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчётным, а в случае появления свободных рабочих мест и вакантных должностей - в течение трёх рабочих дней со дня появления свободных рабочих мест и вакантных должностей. Информация представляется работодателями или их уполномоченными представителями также в случае отсутствия свободных рабочих мест и вакантных должностей на отчётную дату.
Исполняющий обязанности прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением (с учётом требований, изложенных в уточнённом заявлении первого заместителя прокурора Пермского края от 1 июля 2015 года), в котором просит признать недействующим пункт 3 Порядка в части возложения на работодателей обязанности по предоставлению в ГКУ ЦЗН информации в случае появления свободных рабочих мест и вакантных должностей - в течение трёх дней со дня появления свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также в случае отсутствия свободных рабочих мест и вакантных должностей на отчётную дату. В обоснование заявленного требования указал, что Порядок в оспариваемой части противоречит положениям пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1, поскольку федеральным законодательством установлено предоставление информации только о наличии свободных рабочих мест, а также периодичность её предоставления - ежемесячно.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Вохмянина Ю.М. заявленные требования поддержала.
Представитель Правительства Пермского края Парфенова А.М., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 18-23), пояснив, что Порядок в оспариваемой заявителем части не противоречит федеральному законодательству.
Представитель Правительства Пермского края и Агентства по занятости населения Пермского края Патракеева О.А., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях от 7 июля 2015 года.
Заслушав пояснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно пунктам "б", "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и социальная защита, а также трудовое законодательство относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьёй 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (часть 5).
В соответствии с подпунктом 75 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления полномочий в области содействия занятости населения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу положений пункта 2 статьи 5 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в том числе на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые, и т.д.).
Согласно статье 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся, в том числе, принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, оказание содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
Деятельность государственной службы занятости населения в силу положений пункта 2 статьи 15 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 направлена на: оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организацию мероприятий активной политики занятости населения.
Пунктом 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 предусмотрено, что работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Принимая во внимание, что предоставление работодателями органам службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей связано с осуществлением органами государственной службы занятости населения деятельности, направленной на создание устойчивой системы эффективного трудоустройства граждан, достижение оптимальной занятости населения, возложение в соответствии с пунктом 3 Порядка на работодателей или их уполномоченных представителей обязанности по предоставлению в ГКУ ЦЗН такой информации ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчётным, и в случае отсутствия на отчётную дату свободных рабочих мест и вакантных должностей, не противоречит положениям пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1.
Вместе с тем, возложение на работодателей или их уполномоченных представителей обязанности направлять в ГКУ ЦЗН информацию в случае появления свободных рабочих мест и вакантных должностей в течение трёх рабочих дней со дня появления свободных рабочих мест и вакантных должностей, не соответствует положениям федерального законодательства, так как пункт 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 возлагает на работодателей обязанность предоставлять такую информацию органам службы занятости ежемесячно.
При этом ссылка представителей Правительства Пермского края и Агентства по занятости населения Пермского края в обоснование возражений по заявленным требованиям в данной части на то, что непредставление работодателями актуальной информации о появлении свободных рабочих мест и вакантных должностей может повлечь невозможность достижения целей правового регулирования, установленного Законом РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1, является ошибочной, поскольку актуальность является оценочным понятием, а федеральный законодатель установил обязанность работодателям ежемесячно представлять информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемая первым заместителем прокурора Пермского края норма противоречит в части положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, пункт 3 Порядка в части возложения на работодателей обязанности по предоставлению в ГКУ ЦЗН информации в случае появления свободных рабочих мест и вакантных должностей - в течение трёх дней со дня появления свободных рабочих мест и вакантных должностей подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Основания для удовлетворения заявления о признании недействующим пункта 3 Порядка в части возложения на работодателей обязанности по предоставлению в ГКУ ЦЗН информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей и в случае отсутствия свободных рабочих мест и вакантных должностей на отчётную дату, отсутствуют, поскольку оспариваемая норма в данной части не противоречит федеральному законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 3 Порядка предоставления работодателями информации о наличии свободных мест и вакантных должностей в государственные казённые учреждения - центры занятости населения Пермского края, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 25 февраля 2015 года N 98-п "Об утверждении Порядка представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в государственные казённые учреждения - центры занятости населения Пермского края", в части возложения на работодателей обязанности по предоставлению в ГКУ ЦЗН информации в случае появления свободных рабочих мест и вакантных должностей - в течение трёх дней со дня появления свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Отказать первому заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявленных требований в остальной части.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме - 14 июля 2015 года
Решение не вступило в законную силу.
Судья |
Бузмаков С.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 9 июля 2015 г. N 3-122/2015 "О признании недействующим пункта 3 Порядка предоставления работодателями информации о наличии свободных мест и вакантных должностей в государственные казенные учреждения - центры занятости населения Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25.02.2015 N 98-п, в части возложения на работодателей обязанности по предоставлению в ГКУ ЦЗН информации в случае появления свободных рабочих мест и вакантных должностей - в течение трех дней со дня появления свободных рабочих мест и вакантных должностей"
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" (http://oblsud.perm.sudrf.ru)