Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Удова Б.В., судей фио, фио, при помощнике Алексий О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней истца ... фио на решение Мещанского районного суда адрес от 30 августа 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований... С.А. к Банк ВТБ (ПАО), адрес о признании кредитного договора, договора страхования недействительными, применении последствий недействительности сделки, возложении обязанности - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец... С.А. обратился в суд с иском к Банк ВТБ (ПАО), адрес о признании кредитного договора, договора страхования недействительными, применении последствий недействительности сделки, возложении обязанности и просил признать недействительным кредитный договор N.., заключенный 09 октября 2020 года с Банк ВТБ (ПАО) от имени... фио, признать недействительным договор страхования N.., заключенный 09 октября 2020 года с адрес от имени... фио, применить последствия недействительности сделок, возложить на Банк ВТБ (ПАО) обязанность возвратить... у С.А. денежные средства, списанные с его счета в счет погашения задолженности по кредитному договору, направить в Бюро кредитных историй информацию об аннулировании записей о наличии просроченной задолженности по кредитному договору.
Требования мотивированы тем, что истец является клиентом Банк ВТБ (ПАО), 09 октября 2020 года неизвестные лица мошенническим путем от его имени заключили с Банк ВТБ (ПАО) кредитный договор N.., а также с адрес договор страхования N.., также были совершены транзакции по переводу денежных средств, о чем истцу стало известно из личного кабинета Банк ВТБ (ПАО), указанные договоры... С.А. не заключал, денежные средства не получал, о подозрительных транзакциях 09 октября 2020 года сообщил в отделение банк ВТБ (ПАО) по телефону, 10 и 13 октября 2020 года направил заявления о спорной операции, письмом от 21 октября 2020 года Банк ВТБ (ПАО) отказал в расторжении договора. Также 09 октября 2020 года обратился в ОМВД России по адрес, постановлением дознавателя ОМВД России по адрес от 24 октября 2020 года... С.А. признан потерпевшим.
Истец... С.А. в заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, обеспечил участие представителя фио, которая в заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала, просила уточненные исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Банк ВТБ (ПАО) по доверенности фио в заседании суда первой инстанции исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам письменных возражений на исковое заявление, согласно которым, оспариваемый кредитный договор был заключен между... ым С.А. и Банк ВТБ (ПАО) с использованием электронной подписи через систему "ВТБ-Онлайн", путем введения кодов, направленных посредством смс-сообщений на телефон истца.
Представитель ответчика адрес по доверенности фио в заседании суда первой инстанции исковые требования не признал, пояснил, что договор страхования заключен в электронном виде,... С.А. с заявлением об отказе от услуги страхования в срок, установленный Указанием Банка России от 20 ноября 2015 года N 3854-У "О минимальных (стандартных требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования", не подавал, оснований для признания договора страхования недействительным не имеется.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое просил отменить истец... С.А. по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней.
Истец... С.А. и его представитель по доверенности фио в заседание судебной коллегии явились, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержали.
Представитель ответчика адрес по доверенности фио, представитель ответчика ПАО Банк ВТБ по доверенности фио в судебное заседание коллегии явились, доводы апелляционной жалобы не признали.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия пришла к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с положениями п.п. 1, 2 ст. 160 ГК РФ, сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными пп. 2 и 3 ст. 434 данного кодекса. Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пунктам 1, 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Согласно ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
На основании ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему установленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
В силу п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.
Если займодавец в договоре займа является гражданин, договор считается заключенным с моментом передачи суммы займа или другого предмета договора займа заемщику или указанному им лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
Согласно положениям ст. 820 ГК РФ кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным.
Пунктом 1 статьи 934 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
В силу ст. 940 ГК РФ договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (статья 969). Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов. Страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 06 июля 2018 года... С.А. обратился в Банк ВТБ (ПАО) с заявлением на предоставление комплексного обслуживания в Банке ВТБ (ПАО), согласно которому просил предоставить комплексное обслуживание в порядке и на условиях правил комплексного обслуживания физических лиц и подключить базовый пакет услуг, открыть счет, осуществить обслуживание по счетам в соответствии с правилами совершения операций по счетам физических лиц, предоставить доступ к ВТБ-Онлайн и обеспечить возможность его использования в соответствии с условиями правил дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), предоставить доступ к дополнительным информационным услугам по счетам открытым на его имя по каналам доступа: телефон, интернет, мобильная версия/мобильное приложение, устройства самообслуживания, направлять пароль для доступа в ВТБ-Онлайн смс-коды, сообщения в рамках смс-пакета базовый на мобильный телефон клиента 9268270870, выдать УНК и пароль в соответствии с правилами комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО). Заполнив и подписав заявление,... С.А. подтвердил, что ознакомлен, согласен с правилами комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), правилами дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), правилами совершения операций по счетам физических лиц, присоединился к ним.
На основании указанного заявления... у С.А. был предоставлен доступ к Системе "ВТБ-Онлайн", в порядке и на условиях Правил комплексного обслуживания, а также открыты банковские счета, в том числе счет N40817810736104013835 в российских рублях.
Таким образом, между истцом и ответчиком было достигнуто соглашение об использовании при совершении сделок электронной подписи либо аналога собственноручной электронной подписи.
09 октября 2020 года между Банк ВТБ (ПАО) и... ым С.А. заключен кредитный договор N.., путем подачи в электронном виде анкеты-заявления на предоставление кредита, подписания простой электронной подписью индивидуальных условий кредитного договора, присоединения к правилам кредитования (общим условиям), во исполнение которого Банк ВТБ (ПАО) предоставило... у С.А. кредит в размере сумма сроком на 60 месяцев, с уплатой 10, 9 процентов годовых.
Также 09 октября 2020 года между адрес и... ым С.А. заключен договор страхования N.., страховая премия по договору составила сумма
Из выписок по счетам, открытых на имя... фио следует, что 09 октября 2020 года Банк ВТБ (ПАО) произвело перечисление кредитных денежных средств в размере сумма, из которых сумма переведены в счет оплаты страховой премии, сумма переведены на другой счет, открытый на имя... фио, впоследствии денежные средства тремя платежами в размере сумма, сумма, сумма переведены на счета другого банка.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что кредитный договор, договор страхования не заключал, операции по счету не совершал.
Пунктом 3.4 Правил комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), предусмотрено, что в рамках договора комплексного обслуживания клиент сообщает Банку доверенный номер телефона, на который Банк направляет Пароль, SMS-коды/Push-сообщения для подтверждения (подписания) распоряжений/заявлений о предоставлении банковского продукта, и сообщения в рамках подключенного у клиента SMS-пакета/заключенного договора дистанционного банковского обслуживания, а также сообщения/уведомления при использовании технологии безбумажный офис.
В силу пункта 3.6.1 Правил комплексного обслуживания основанием для предоставления клиенту информации по банковским продуктам (услугам), предоставленным клиенту системе дистанционного банковского обслуживания является Идентификатор + Пароль.
Согласно пункту 3.6.3.3 Правил комплексного обслуживания основанием для предоставления клиенту банковских продуктов в системе дистанционного банковского обслуживания является: заявление о предоставлении банковского продукта клиента, Идентификатор + Пароль +Средство подтверждения.
На основании пункта 3.7 Правил комплексного обслуживания список систем дистанционного банковского обслуживания и порядок проведения операций с их использованием, порядок формирования и использования средств подтверждения регулируются в договоре дистанционного банковского обслуживания.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) указанные правила определяют общие условия и порядок предоставления клиенту дистанционного обслуживания в Банке.
На основании пункта 1.10 Правил дистанционного банковского обслуживания электронные документы, подтвержденные (подписанные) клиентом с помощью средства подтверждения, а со стороны Банка с использованием простой электронной подписи уполномоченного лица банка, переданные сторонами с использованием системы дистанционного банковского обслуживания: удовлетворяют требованию совершения сделки в простой письменной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и влекут юридические последствия, аналогичные последствиям совершения договоров (сделок), совершаемым с физическим присутствием лица (взаимном присутствии лиц), совершающего (совершающих) сделку; равнозначны, в том числе имеют равную юридическую и доказательственную силу аналогичным по содержанию и смыслу документам на бумажном носителе, составленным в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам такого рода, и подписанным собственноручной подписью сторон, и порождают аналогичные им права и обязанности сторон по сделкам/договорам и документам, подписанным во исполнение указанных сделок/договоров; не могут быть оспорены или отрицаться сторонами и третьими лицами или быть признаны недействительными только на том основании, что они переданы в банк с использованием системы дистанционного банковского облуживания, каналов дистанционного доступа или оформлены в электронном виде; могут быть представлены в качестве доказательств, равносильных письменным доказательствам, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, при этом допустимость таких доказательств не может отрицаться только на том основании, что они представлены в виде электронных документов или распечаток их копий, заверенных в установленном порядке; признаются созданным и переданным клиентом для исполнения банку при наличии в них простой электронной подписи и при положительном результате проверки простой электронной подписи банком.
Согласно пункту 3.1.1 Правил дистанционного обслуживания доступ клиента в систему дистанционного банковского обслуживания осуществляется при условии его успешной аутентификации. Порядок аутентификации определяется условиями системы дистанционного банковского обслуживания, в которой она осуществляется.
Положениями п.п. 3.2.1, 3.2.4 Правил дистанционного банковского обслуживания средства подтверждения, применяемые в системе дистанционного банковского обслуживания, предусмотрены условиями системы дистанционного банковского обслуживания, клиент обязуется не передавать третьим лицам (в том числе, в постоянное или временное пользование) средства получения кодов, не раскрывать третьим лицам информацию о средствах подтверждения, а также средства получения кодов способами, обеспечивающими невозможность их несанкционированного использования, а также немедленно уведомлять банк обо всех случаях доступа или о предполагаемой возможности доступа третьих лиц к средствам подтверждения/средствам получения кодов.
Пунктом 3.2.1 Правил дистанционного обслуживания предусмотрено, что порядок формирования, подтверждения и передачи клиентом распоряжений/заявлений по продукту/услуге (заявлений по продукту услуге) в виде электронных документов в каждой из систем дистанционного банковского обслуживания определяется соответствующими условиями системы дистанционного банковского обслуживания.
При поступлении в банк распоряжение/заявление по продукту/услуге регистрируется по часовому поясу адрес (пункт 3.3.2 Правил).
Согласно пункту 3.3.9 Правил дистанционного обслуживания протоколы работы систем дистанционного банковского обслуживания, в которых зафиксирована информация об успешной аутентификации Клиента, о создании распоряжения/заявления по продукту/услуге в виде электронного документа, о подтверждении (подписании) распоряжения/заявления по продукту/услуге клиентом с использованием средства подтверждения и о передаче их в банк, являются достаточным доказательством и могут использоваться банком в качестве свидетельства факта подтверждения (подписания /передачи клиентом распоряжения/заявления по продукту/услуге в соответствии с параметрами, содержащимися в протоколах работы системы дистанционного банковского обслуживания, а также целостности (неизменности) распоряжения/заявления по продукту/услуге соответственно.
В силу пункта 5.1 Правил дистанционного обслуживания стороны признают, что используемая в системе дистанционного банковского обслуживания для осуществления электронного документооборота простая электронная подпись клиента достаточна для подтверждения принадлежности электронного документа конкретному клиенту. Электронный документ признается Сторонами созданным и переданным клиентом для исполнения в случае, если одновременно отвечает следующим требованиям: оформлен в порядке, установленном договором дистанционного банковского обслуживания; подтвержден (подписан) простой электронной подписью клиента; имеется положительный результат проверки простой электронной подписи банком.
Согласно пункту 5.4 Правил дистанционного обслуживания подтверждение (подписание) электронного документа производится клиентом с помощью идентификатора, пароля и средства подтверждения (за исключением использования Passcode), образующих в сочетании уникальную последовательность символов, предназначенную для создания простой электронной подписи. Проверка простой электронной подписи в электронном документе осуществляется банком в автоматическом режиме по идентификатору, паролю и средству подтверждения (за исключением использования Passcode), указанным клиентом в системе дистанционного банковского обслуживания для аутентификации и подтверждения (подписания) распоряжения/заявления по продукту/услуге, а также по зафиксированным в системе дистанционного банковского обслуживания дате, времени регистрации и иным реквизитам электронного документа, подтвержденного (подписанного) клиентом. Положительный результат проверки Банком указанных параметров подтверждает подлинность простой электронной подписи клиента в электронном документе.
В силу пункта 7.1.3 Правил дистанционного обслуживания при выполнении операции/действия в системе дистанционного банковского обслуживания, в том числе с использованием мобильного приложения, клиент обязуется проконтролировать данные (параметры) совершаемой операции/проводимого действия, зафиксированные в распоряжении/заявлении по продукту/услуге в виде электронного документа, сформированном клиентом самостоятельно в системе дистанционного банковского обслуживания и при условии их корректности и согласия клиента с указанными данными (параметрами) совершаемой операции/проводимого действия, подтвердить (подписать) соответствующее распоряжение/заявление по продукту/услуге средством подтверждения.
Во исполнение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 9 Закона об электронной подписи, пункт 7.1.3 Правил дистанционного обслуживания устанавливает обязанность клиента соблюдать конфиденциальность логина, пароля и других идентификаторов, средств подтверждения, используемых в системе дистанционного банковского обслуживания; исключить доступ третьих лиц к мобильному устройству, посредством которого передаются распоряжения/заявления по продукту/услуге в банк.
Условия обслуживания физических лиц в системе ВТБ-Онлайн (Приложение N1 к Правилам дистанционного обслуживания) являются неотъемлемой частью договора дистанционного банковского обслуживания и определяют порядок предоставления Онлайн-сервисов в ВТБ-Онлайн физическим лицам.
Пунктом 2 Условий обслуживания в ВТБ-Онлайн предусмотрено, что доступ к ВТБ-Онлайн при первом входе в указанную систему дистанционного банковского обслуживания предоставляется в рамках договора дистанционного банковского обслуживания в порядке, установленном подпунктами 1.5.2.1-1.5.2.2 Правил для заключения договора дистанционного банковского обслуживания. Второй и последующие входы в ВТБ-Онлайн осуществляются клиентом с использованием уникального номера клиента (УНК)/номера карты/логина, пароля и SMS-кода/PUSH-кода, направленного банком клиенту на доверенный номер телефона или с использованием назначенного клиентом Passcode.
В силу пункта 4.1 Условий обслуживания в ВТБ-Онлайн доступ клиента к ВТБ-Онлайн осуществляется при условии успешной аутентификации клиента по указанному клиентом идентификатору, в том числе путем запроса и проверки пароля клиента.
Под аутентификацией понимается процедура проверки соответствия указанных клиентом данных предъявленному им идентификатору при проведении операции в системах дистанционного банковского обслуживания.
Идентификатор - число, слово, комбинация цифр и/или букв, или другая информация, однозначно выделяющая (идентифицирующая) клиента среди определенного множества клиентов банка (паспортные данные клиента, пароль, УНК, логин, номер карты клиента, номер счета. Для дополнительной аутентификации используются средства подтверждения в виде SMS/Push кодов, направляемых на номер мобильного телефона, сообщенного клиентом банку (п. 4.5 условий обслуживания физических лиц в системе ВТБ-Онлайн Приложение N 1 к Правилам)
При этом в соответствии с общими условиями правил дистанционного банковского обслуживания под средством подтверждения понимается электронное или иное средство, используемое для аутентификации, подтверждения (подписания) клиентом пэп распоряжений/заявлений п/у шаблонов, переданных клиентом в банк с использованием системы дистанционного банковского обслуживания, в том числе по технологии безбумажный офис с использованием мобильного приложения ВТБ-Онлайн. Средством подтверждения является: ПИН-код, ОЦП, SMS/Push-коды, Passcode, сформированные Токеном/ Генератором паролей коды подтверждения.
Согласно пункту 5.4.1 Условий обслуживания в ВТБ-Онлайн банк предоставляет клиенту SMS/Push-коды, формируемые и направляемые средствами ВТБ-Онлайн по запросу клиента на доверенный номер телефона/мобильное устройство клиента. Для аутентификации, подтверждения (подписания) распоряжения/заявления по продукту/услуге или других совершаемых действий в ВТБ-Онлайн, в том числе с использованием мобильного приложения ВТБ-Онлайн. Клиент сообщает Банку код -SMS/Push-код, содержащийся в SMS/Push-сообщении, правильность которого проверяется банком.
Получив по своему запросу сообщение с SMS/Push-кодом, клиент обязан сверить данные совершаемой операции/проводимого действия с информацией, содержащейся в сообщении, и вводить SMS/Push-код только при условии согласия клиента с проводимой операцией/действием. Положительный результат проверки SMS/Push-кода банком означает, что распоряжение/заявление по продукту/услуге или иное действие клиента в ВТБ-Онлайн подтверждено, а соответствующий электронный документ подписан простой электронной подписью клиента (пункт 5.4.2 Условий обслуживания в ВТБ-Онлайн).
В подтверждение возражений на исковое заявление, стороной ответчика представлены распечатки системных протоколов и системы дистанционного банковского обслуживания, распечатка смс-сообщений, из которых усматривается, что 09.10.2020 г. в 16:47... С.А. вошел в мобильное приложение через личный кабинет в приложении "ВТБ Онлайн", ему было направлено смс-сообщение о входе в ВТБ-онлайн и направлен код подтверждения на телефон телефон, который был успешно введен, следовательно, для входа в интернет-версию ВТБ-Онлайн при помощи компьютера/планшета в качестве средства подтверждения использован логин (уникальный номер клиента, присваиваемый Банком, или номер банковской карты выданной клиенту) + пароль (автоматически сгенерированный банком или заданный пользователем самостоятельно). В 16:54 истец согласился на персональное предложение банка о предоставлении кредита, после чего перешел к оформлению кредитного договора, после получения кредитных денежных средств произведены транзакции. Совокупностью представленных доказательств подтверждается, что при совершении действий в системе дистанционного банковского обслуживания, на телефон истца направлялись смс-сообщения с содержанием кодов, уведомления о недопустимости сообщения кодов третьим лица, уведомления о транзакциях.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции прослушана аудиозапись телефонного разговора между... ым С.А. и сотрудником Банк ВТБ (ПАО), в ходе разговора... С.А. поясняет сотруднику банка, что в 16 час. 30 мин. на его номер телефона позвонило неизвестное лицо, представившееся сотрудником службы безопасности банка, и попросило подтвердить факт оформления кредитного договора, факт оформления кредитного договора... С.А. опроверг, после чего звонок был переведен, где автоматизированный мужской голос просил его подтвердить операцию по отмене кредита и возврату денежных средств.
... С.А. обратился в ОМВД России по адрес с заявлением о возбуждении уголовного дела, постановлением дознавателя ОМВД России по адрес от 24 октября 2020 года возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь положениями указанных выше норм права, а также ч. 2 ст. 5, ч.2 ст. 6, ч.ч. 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", учитывая установленные по делу обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе, аудиозапись телефонного разговора между... ым С.А. и сотрудником Банк ВТБ (ПАО), суд пришел к выводу о том, что заключение кредитного договора, а также договора страхования, операции по счету произведены в личном кабинете истца в системе дистанционного банковского обслуживания с использованием простой электронной подписи, путем введения логина, пароля и кода подтверждения, отправленного банком на телефон истца, указанные действия могли быть произведены как самим... ым С.А, иными лицами с его ведома, а также в случае необеспечения... ым С.А. недоступности средств подтверждения для третьих лиц, при указанных обстоятельствах банк и страховщик не несет ответственность за последствия исполнения поручений выданных неуполномоченным лицом, при отсутствии возможности установления факта выдачи распоряжения неуполномоченным лицом, в этой связи не нашел оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействительными кредитного договора, а также договора страхования.
Также суд при разрешении спора не принял во внимание представленное стороной истца заключение эксперта ООО "ЦКБ", указав, что оно правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку банк не несет ответственности в случае использования систем дистанционного банковского обслуживания при необеспечении клиентом сохранности информации, связанной с использованием системы дистанционного банковского обслуживания.
При этом суд учел, что истец является потерпевшим по уголовному делу, в связи с чем, при установлении виновных лиц сможет рассчитывать на удовлетворение гражданского иска о возмещении ущерба, причиненного преступлением.
Исходя из этого, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявленных истцом... ым С.А. исковых требований в полном объеме.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они являются правильными и обоснованными, и не находит оснований для отмены принятого решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что банк, в нарушение положений подпункта 7.2.2, пункта 7.2 Правил дистанционного банковского обслуживания не исполнил возложенные на него обязанности по обеспечению невозможности доступа иных лиц к конфиденциальной информации, что привело к несанкционированному доступу иного лица к конфиденциальной информации, связанной с использованием истцом, как клиентом банка, системы дистанционного банковского обслуживания не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Так, в материалы дела при его рассмотрении представлены распечатки системных протоколов и системы дистанционного банковского обслуживания, распечатка смс-сообщений, из которых усматривается, что 09 октября 2020 г. в 16 часов 54 мин. истец согласился на персональное предложение банка о предоставлении кредита, после чего перешел к оформлению кредитного договора, после получения кредитных денежных средств были произведены транзакции. Совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается, что при совершении действий в системе дистанционного банковского обслуживания, на телефон истца направлялись смс-сообщения с содержанием кодов, уведомления о недопустимости сообщения кодов третьим лица, уведомления о транзакциях.
Исходя из этого, судом установлено, что заключение кредитного договора, а также договора страхования, операции по счету произведены в личном кабинете истца в системе дистанционного банковского обслуживания с использованием простой электронной подписи, путем введения логина, пароля и кода подтверждения, отправленного банком на телефон истца, указанные действия могли быть произведены самим... ым С.А, иными лицами с его согласия, а также в случае необеспечения истцом недоступности средств подтверждения для третьих лиц, в связи с чем, банк и страховщик не могут нести ответственность за последствия исполнения поручений выданных неуполномоченным лицом, при отсутствии возможности установления факта выдачи распоряжения неуполномоченным лицом.
Кроме того, в заседании судебной коллегии представитель ответчика Банка ВТБ ПАО пояснила, что в материалы дела представлена расшифровка звонка, из которой следует, что истец сообщал коды роботу-помощнику, иных звонков между банком и истцом не зафиксировано. Также пояснила о том, что сотрудниками банка не осуществляются звонки своим клиентам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд при вынесении решения не учел, что факт осуществления доступа иного лица к конфиденциальной информации, связанной с использованием истцом, как клиентом банка, системы дистанционного банковского обслуживания, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, а также ссылки истца на представленное им в ходе рассмотрения дела заключение эксперта ООО "Центр КиберБезопасности", согласно выводов которого следует, что доступ и заявки на заключение 09 октября 2020 года кредитного договора с ПАО "ВТБ", а также совершение иных операций с денежными средствами, размещенными на расчетном счете ПАО "ВТБ", открытом на имя... фио, осуществлялись с использованием иных IP-адресов, также не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Так, в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о совершении действий в личном кабинете истца. Факт осуществления доступа в личный кабинет и заключение договоров с иного IP-адреса, не свидетельствует о необоснованности выводов суда, так как все действия совершенные в личном кабинете истца производятся либо истцом, либо с согласия истца, либо при необеспечении истцом недоступности для третьих лиц. Доказательств обратного в ходе рассмотрения дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленная банком в материалы дела стенограмма аудиозаписи телефонного разговора между... ым С.А. и сотрудником Банк ВТБ (ПАО) от 09 октября 2020 г. не отвечает требованиям допустимости доказательств ввиду нарушения положений ст.77 ГПК РФ, также не влечет отмену судебного решения, поскольку при принятии решения по делу судом была принята во внимание прослушанная в судебном заседании аудиозапись телефонного разговора между... ым С.А. и сотрудником Банк ВТБ (ПАО).
Так, в соответствии с частью 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Лицо, представляющее аудиозаписи на электронном или ином носителе либо ходатайствующее об их истребовании, обязано указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи (статья 77 ГПК РФ).
Таким образом, аудиозаписи отнесены Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации к самостоятельным средствам доказывания.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что согласно п. 7 заявления... фио на предоставление комплексного обслуживания в Банке ВТБ (ПАО), от 06 июля 2018 года, истец дал согласие на проведение аудиозаписи телефонных переговоров между ним и банком, а также признал, что указанные аудиозаписи могут быть использованы в суде в качестве доказательств в соответствии со ст.ст. 55, 77 ГПК РФ (ТомN2 л.д.19-21).
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, дал неправильную оценку доводам сторон, судебная коллегия считает необоснованными, так как из содержания оспариваемого судебного акта следует, что судом первой инстанции с соблюдением требований ГПК РФ, в качестве доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, приняты во внимание объяснения лиц, участвующих в деле, представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности, которым дана оценка согласно ст. 67 ГПК РФ.
При этом, право оценки доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу, а не сторонам по делу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в ходе предварительного следствия по уголовному делу установлено, что номер телефона, с которого поступил звонок истцу 09 октября 2020 года в 16 часов 30 минут, принадлежит ответчику ПАО Банк ВТБ, не могут служить основанием для отмены судебного решения, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Так, при принятии решения суд указал, что факт осуществления звонка неустановленного лица на номер телефона... фио с телефона телефон, зарегистрированного за (ПАО) Банк ВТБ, а также факт возбуждения уголовного дела по заявлению... фио в отношении неустановленного лица по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ, не свидетельствуют о нарушении банком прав истца, а также о причастности сотрудников банка к противоправным действиям.
То обстоятельство, что по указанному факту по заявлению... фио было возбуждено уголовное дело, в рамках которого, истец был признан потерпевшим, само по себе не свидетельствует о наличии законных оснований для признания недействительными заключенного кредитного договора, а также договора страхования.
В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судебная коллегия приняла в качестве доказательства представленное стороной истца постановление о приостановлении предварительного следствия по п.1 ч.1 ст. 208 УПК РФ от 02 марта 2022 года по уголовному делу, возбужденному по заявлению... фио, согласно которого предварительное следствие по уголовному делу приостановлено. ОУР ОМВД России по адрес поручен розыск лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в случае вынесения в дальнейшем судом обвинительного приговора в отношении лиц, совершивших мошеннические действия и установлении предусмотренных ч. 4 ст. 61 ГПК РФ фактов, истец не лишен права обратиться в суд с заявлением о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адрес от 30 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней истца... фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.