Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 сентября 2009 г. N Ф03-4875/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Статус & Капиталь" - Нужная О.В., генеральный директор, протокол от 06.07.2008 N 5, от Управления Россельхознадзора по Приморскому краю - Сукиасян К.С, заместитель начальника отдела оперативного надзора, доверенность от 29.12.2008 N 135, Стаценко Е.С., государственный инспектор отдела оперативного надзора, доверенность от 09.04.2009 N 40, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Статус & Капиталь" на решение от 31.03.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2009 по делу N А51-12179/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Статус & Капиталь" к Управлению Россельхознадзора по Приморскому краю, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Торгсбыт", о признании незаконным отказа.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Статус & Капиталь" (далее - ООО "Статус & Капиталь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Россельхознадзора по Приморскому краю (далее - Управление Россельхознадзора, управление) от 27.10.2008 N 159 в выдаче фиосанитарного сертификата и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в виде выдачи фитосанитарных сертификатов по заявке от 26.09.2008.
Решением суда от 31.03.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано, ввиду того, что обществом в заявке на выдачу фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию в графе "документ на происхождение груза" не были указаны сведения, необходимые для установления происхождения лесопродукции.
Законносгь принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе общества, поддержанной его представителями в заседании суда кассационной инстанции, полагающих, что суды неправильно применили нормы материального права, в связи с чем просят их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы общество указывает на то, что в установленной Международных стандартов по фитосанитарным мерам N 12 (далее - МСФМ N 12) модели фитосанитарного сертификата не предусмотрена строка "документ о происхождении груза", или иная строка, которая заполняется на основании документа о происхождении груза. Строка "документ о происхождении груза" в части декларации или любого другого специализированного документа относительно товаров лесопромышленного комплекса, ire может быть заполнена, так как такие документы в этой отрасли не разработаны управлением. Согласно международным требованиям информация о происхождении груза, которая должна быть вынесена управлением в фитосанитарный сертификат, устанавливается на основании адреса экспортера. МСФМ N 12 предусмотрена строка "место происхождения груза". Согласно пункту 2.1 части 1 МСФМ N 12 информацией, которая в фитосанитарном сертификате указывает на происхождение груза, является информация об адресе экспортера. Именно свидетельство о постановке на учет позволяет управлению сделать вывод о месте происхождении груза и учесть, что документом о происхождении груза является свидетельство от 14.11.2006. Суды не приняли во внимание представленную информацию о том, что при оформлении заявки от 26.09.2008 обществом исполнено требование управления, в соответствии с которым, в заявке в графе "документ о происхождении груза" были указаны лицензии. Неверное заполнение заявки должно быть оценено судом, как нарушение со стороны управления, которое установило дополнительное нормативно-правовое регулирование и обязало общество руководствоваться перечнем документов о происхождении груза при заполнении заявки указанных в поручениях управления. Кроме того, заявитель указывает, что управлением были нарушены сроки по рассмотрению заявки.
Управление согласно представленному отзыву и его представители в судебном заседании против доводов, изложенных в жалобе, возражают, считают принятые судебные акты законными и обоснованными.
ООО "Торгсбыт", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия своего представителя в судебном заседании кассационной инстанции не обеспечило.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 26.09.2008 ООО "Статус & Капиталь" обратилось в управление Россельхознадзора с заявкой на выдачу фитосанитарного сертификата с целью осуществления экспорта в КНР подкарантийной продукции дуба монгольского и ясеня маньчжурского.
Письмом от 27.10.2008 N 159 управление Россельхознадзора сообщило обществу об отказе в выдаче фитосаьгатарного сертификата от 26.09.2008.
Не согласившись с отказом управления Россельхознадзора, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 99-ФЗ) вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкаранти иного материала, подкарантинного груза), в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешается если имеется фитосанитарный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
В соответствии со статьей 14 Закона N 99-ФЗ подкарантинная продукция (подкарантинпый материал, подкараптинный груз) в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния подлежит государственному карантинному фитоеанитарному контролю, в том числе досмотру, и при необходимости лабораторным анализу или экспертизе. Лабораторные анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) проводятся в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния. Такие исследования проводятся органами и организациями государственной службы карантина растений Российской Федерации.
Порядок организации работ по выдаче управлением Россельхознадзора фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) утвержден приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 14.03.2007 N 163 (далее - Порядок).
Согласно пункту 12 Порядка фитосанитарные сертификаты выдаются
Россельхознадзором или территориальным управлением
Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, на основании заключения о ее карантинном состоянии, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти но обеспечению карантина растений.
Пунктом 10 Порядка указан перечень документов, которые рассматриваются с заявкой на выдачу фитосанитарного сертификата (далее - ФСС).
Основания, по которым Россельхознадзор вправе принять решение об отказе в выдаче ФСС предусмотрены пунктом 16 Порядка.
Сертификация товаров на экспорт регламентируется Международными стандартами по фитосанитарным мерам N 12 (Рим, 2001) "Руководство по фитосапитарпым сертификатам" (далее - МСФМ N 12).
В пункте 1.1 МСФМ N 12 указано, что ФСС выдаются для свидетельствования того, что грузы растений, растительных продуктов или других подкарантинных материалов отвечают специфичным фитосанитарным импортным требованиям и соответствуют удостоверяющему заявлению сертификата соответствующего образца.
В соответствии с пунктом 2.1 МСФМ N 12 графа "Место происхождения" относится к месту(ам) где груз получает свой фитосанитарный статус, то есть ]де он, возможно, был подвергнут заражению или засорению вредными организмами. Как правило, это должно быть место выращивания данного товара.
Как следует из материалов дела, управление Россельхознадзора отказывая в соответствии с пунктом 16 Порядка обществу в выдаче ФСС, указал на то, что обществом в заявке на выдачу фитосанитарного сертификата в графе "документ на происхождение груза" обществом указаны лицензии, которые не являются документами, подтверждающими происхождение заявленной под карантинной продукции,.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу, о том, что отсутствие документов о происхождении заявленной подкарантинной продукции, а также наличие нарушений в области карантина растений, касающихся заявленной продукции, мест ее заготовки, хранения и переработки, а также способов ее транспортировки, является основанием для отказа в выдаче фитосанитариого сертификата.
Доводам заявителя о нарушении управлением срока рассмотрения заявки судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Доводы заявителя жалобы фактически направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных па их основе обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 АПК РФ, определившей полномочия суда кассационной инстанции, подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 31.03.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2009 по делу N А51-12179/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 14 Закона N 99-ФЗ подкарантинная продукция (подкарантинпый материал, подкараптинный груз) в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния подлежит государственному карантинному фитоеанитарному контролю, в том числе досмотру, и при необходимости лабораторным анализу или экспертизе. Лабораторные анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) проводятся в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния. Такие исследования проводятся органами и организациями государственной службы карантина растений Российской Федерации.
Порядок организации работ по выдаче управлением Россельхознадзора фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) утвержден приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 14.03.2007 N 163 (далее - Порядок).
Согласно пункту 12 Порядка фитосанитарные сертификаты выдаются
...
Пунктом 10 Порядка указан перечень документов, которые рассматриваются с заявкой на выдачу фитосанитарного сертификата (далее - ФСС).
Основания, по которым Россельхознадзор вправе принять решение об отказе в выдаче ФСС предусмотрены пунктом 16 Порядка.
...
Как следует из материалов дела, управление Россельхознадзора отказывая в соответствии с пунктом 16 Порядка обществу в выдаче ФСС, указал на то, что обществом в заявке на выдачу фитосанитарного сертификата в графе "документ на происхождение груза" обществом указаны лицензии, которые не являются документами, подтверждающими происхождение заявленной под карантинной продукции,."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 сентября 2009 г. N Ф03-4875/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании