Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 января 2008 г. N А56-5204/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июня 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу Голоса (доверенность от 29.01.2007 N 03-40/43), от закрытого акционерного общества "Ханса Строй" Баскина Д.А. (доверенность от 29.01.2007),
рассмотрев 10.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2007 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2007 (судьи Трктьякова Н.О., Масенкова И.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-5204/2007,
установил:
Закрытое акционерное общество "Ханса Строй" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) - решения от 18.01.2007 N 140 и требования об уплате налоговой санкции от 19.01.2007 N 82.
Решением суда первой инстанции от 20.06.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2007, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 20.06.2007 и постановление от 18.09.2007 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества представил отзыв и просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2006 года по вопросу правомерности предъявления вычета по НДС Инспекцией было вынесено решение от 18.01.2007 N 140, согласно которому Обществу уменьшен предъявленный к вычету НДС на 8 300 480 руб., наложен штраф по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 5 000 руб.
Требованием от 19.01.2007 N 82 Инспекция предложила Обществу уплатить 5 000 руб. штрафа в срок до 03.02.2007.
В качестве основания для доначисления НДС Инспекция сослалась на неправомерное предъявление Обществом к вычету 134 638 руб. 58 коп. НДС по счетам-фактурам, оформленным с нарушением требований статьи 169 НК РФ (товарно-транспортные накладные (далее - ТТН), представленные к счетам-фактурам, не содержат должности грузополучателя и расшифровки подписей).
Налогоплательщик представил в налоговый орган до принятия им решения исправленные ТТН. Налоговый орган посчитал, что поскольку изначально, в проверенном периоде, вычеты по НДС в сумме 134 638 руб. 58 коп. применены по дефектным ТТН, а исправления внесены позже без указания надписи "исправленному верить", налогоплательщик не вправе учесть данные суммы налога в составе налоговых вычетов в спорном налоговом периоде.
Кроме того, Инспекция отказала в вычетах по НДС в сумме 8 165 841 руб. 88 коп., поскольку первичные учетные документы по учету работ в строительстве - формы КС-2 и КС-3 номинированы в иностранной валюте, что является нарушением пункта 1 статьи 8 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете".
Также Инспекция считает обоснованным привлечение Общества к ответственности по пункту 1 статьи 120 НК РФ в виде взыскания 5 000 руб. штрафа по эпизоду указания в формах КС-2 и КС-3 иностранной валюты.
Суд кассационной инстанции считает, что, удовлетворяя требования заявителя в оспариваемой части, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В пунктах 1 и 2 статьи 171 НК РФ указано, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (пункт 1 статьи 172 НК РФ) и принятие к учету товаров (работ, услуг).
Порядок оформления и выставления счетов-фактур изложен в статье 169 НК РФ.
Как следует из статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. При этом счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, изложенных в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Правовые последствия несоблюдения требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ установлены в пункте 2 статьи 169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, предусмотренного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен исчерпывающий перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг), в том числе номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (подпункт 4 названной нормы).
Инспекция сослалась на неправомерное предъявление Обществом к вычету 134 638 руб. 58 коп. НДС - ТТН не содержат должности грузополучателя и расшифровки подписей.
Однако в период проведения камеральной проверки Общество представило правильно оформленные ТТН в Инспекцию до вынесения ею решения от 18.01.2007. Данный факт признан налоговым органом.
В данном случае довод Инспекции о том, что исправления внесены без указания надписи "исправленному верить", в связи с чем налогоплательщик не вправе учесть данные суммы налога в составе налоговых вычетов в спорном налоговом периоде, является ошибочным. Суды установили, что заявитель представил налоговому органу ТТН с прежними датами и со всеми необходимыми реквизитами, в связи с чем наложение надписи - "исправленному верить" не могло производиться.
Не следует такой вывод и из положений пункта 5 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", поскольку ТТН на момент их повторного представления налоговому органу имели все соответствующие реквизиты. Кроме того, законодательство о налогах и сборах также не содержит запрета на представление налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов исправленных (переоформленных, правильно оформленных) ТТН, а также счетов-фактур.
Следует также отметить, что по смыслу статей 171 и 172 НК РФ основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным товарам, являются их производственное назначение, фактическое наличие, учет и оплата. Следовательно, суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполняются указанные условия.
В пункте 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, указано, что счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и принятия на учет приобретаемых товаров.
Таким образом, момент применения налоговых вычетов связан только с моментом оплаты товара и принятия его на учет, а не с моментом внесения исправлений в счет-фактуру, либо ТТН. Факты оплаты и принятия на учет товара, приобретенного по спорным счетам-фактурам именно в соответствующем налоговом периоде, налоговым органом не оспариваются.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "статьей 6 раздела II Положения" следует читать "пунктом 6 раздела II Положения"
Данная позиция суда также согласуется со статьей 6 раздела II Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.1998 N 60н, в силу которой факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Как следует из материалов дела, Обществом представлены первичные учетные документы в капитальном строительстве форма КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" и форма КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", в которых стоимость выполненных работ указана в иностранной валюте - евро.
Судами установлено, что в договорах субподряда, заключенных заявителем, денежные обязательства Общества перед субподрядчиками выражены в иностранной валюте, однако платежи подлежали перечислению банковским переводом в российских рублях в соответствии с действующим законодательством по обменному курсу ЦБ РФ на день оплаты. Кроме того, постановление Госкомитета по статистике России от 11.11.99 N 100, на которое ссылается налоговый орган, не было официально опубликовано в установленном порядке.
Пунктом 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что бкхгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.
Более того, согласно пункту 7 статьи 169 НК РФ в случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указанные в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.
Таким образом, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что применительно к налоговому вычету по НДС, НК РФ не содержит запрета на оформление первичных учетных документов в иностранной валюте, а указание форм КС-2 и КС-3 в иностранной валюте соответствует условиям заключенных Обществом договоров и не противоречит законодательству о бухгалтерском учете.
По этому же эпизоду неправомерно привлечено Общество и к ответственности по пункту 1 статьи 120 НК РФ, так как отсутствует событие налогового правонарушения, являющегося в силу статьи 109 НК РФ обстоятельством, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.
Инспекции предоставлялась отсрочка уплаты госпошлины по кассационной жалобе, в связи с чем в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Инспекции надлежит взыскать 1 000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2007 по делу N А56-5204/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2008 г. N А56-5204/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника