Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 мая 2008 г. N А56-16675/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 октября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Бурматовой Г.Е., Морозовой Н.А., при участии представителей: общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Парнас" - Бакаева А.А. (доверенность от 15.10.2007 N 78В3287894),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой служб N 17 по Санкт-Петербургу - Петроченкова А.Н. (доверенность от 11.01.2008 N 17/00469),
рассмотрев 05.05.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2007 (судья Мирошниченко В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2008 (судьи Зотеева Л.В., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-16675/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Парнас" (далее - общество, ООО "ТД "Парнас") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 08.06.2007 N 02/24 за исключением эпизода, связанного с доначислением пени за несвоевременную уплату 149 руб. налога на доходы физических лиц (пункт 3.1 решения) (с учетом уточнения заявленного требования, произведенного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 23.10.2007 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.01.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм налогового законодательства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель общества просил оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль за период с 01.01.2004 по 31.09.2006, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц. В ходе проверки инспекцией выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте выездной налоговой проверки от 07.05.2007 N 02/16. Решением инспекции от 08.06.2007 N 02/24, принятым на основании акта проверки и с учетом представленных обществом возражений, налогоплательщик привлечен к ответственности за допущенные нарушения, в том числе: по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за неперечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет, а также по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Указанным решением обществу предложено уплатить 2 002 руб. налога на доходы физических лиц, 548 048 руб. налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, 1 532 302 руб. налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, 2 201 597 руб. налога на добавленную стоимость, и 210 744 руб. пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты (несвоевременную уплату) данных налогов. Не согласившись с вынесенным инспекцией решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным этого ненормативного акта в соответствующей части.
Согласно пунктам 1.1.2, 1.2, 1.3.1 решения налогового органа от 08.06.2007 N 02/24 налогоплательщик в нарушение статей 252 и 264 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2004 - 2006 г., включил стоимость услуг по управлению организацией, уплаченных по договорам от 01.10.2003 N 44-ХК и от 01.10.2005 N 44-ХК, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Парнас" (далее - ООО "ХК "Парнас"). Инспекция полагает, что налогоплательщик документально не подтвердил экономическую обоснованность понесенных расходов и их связь с деятельностью, направленной на получение дохода. По мнению инспекции, из содержания актов выполненных работ (оказанных услуг) не представляется возможным установить, какие конкретно услуги оказаны обществу, и в каком объеме.
Налоговый орган полагает, что налогоплательщик включил в налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость 90 375 руб. за 2004 год, 37 632 руб. за 2005 год и 2 016 862 руб. за 2006 год в нарушение пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (пункты 2.1.2, 2.2, 2.3.1, решения налогового органа от 08.06.2007 N 02/24). Названные суммы являются налогом на добавленную стоимость, уплаченным ООО "ХК "Парнас" в соответствии с договорами по управлению.
Суды удовлетворили требования заявителя по данному эпизоду, указав, что спорные расходы отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции, экономически обоснованны и документально подтверждены, направлены на получение дохода, а также непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью общества.
В кассационной жалобе ее податель указывает, что должностными лицами налогового органа произведена оценка экономический эффективности осуществления обществом расходов в течение 2004 и 2005 годов и установлено снижение эффективности по сравнению с 2003 годом. Инспекция считает, что расходы налогоплательщика на оплату услуг управляющей организации документально не подтверждены, поскольку акты сдачи-приемки выполненных работ, в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", не раскрывают содержание хозяйственных операций (их содержание не позволяет определить, какие услуги по управлению организацией были оказаны и в каком объеме) и не могут рассматриваться в качестве первичных учетных документов.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба инспекции по этому эпизоду не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что общество вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества. Договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившем условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.
На основании решений единственного участника общества, закрепленных протоколами от 28.09.2001 и от 29.09.2003, ООО "ТД "Парнас" в лице единственного участника общества Воробьева Д.Г. заключило с ООО "ХК "Парнас" (управляющая компания) договоры от 01.10.2003 N 44-ХК и от 01.10.2005 N 44-ХК, в соответствии с которыми общество предоставляет управляющей компании комплекс прав и обязанностей единоличного исполнительного органа (генерального директора) общества, а управляющая компания обязуется осуществлять юридические и фактические действия по исполнению полномочий данного органа; при этом управляющая компания действует от имени и за счет общества. В соответствии с пунктами 3.1.3 и 3.1.4 указанного договора общество приняло на себя обязанности возмещать управляющей компании расходы, понесенные в связи с исполнением обязанностей по договору, а также своевременно и полностью оплачивать управляющей компании причитающееся по договору вознаграждение.
На основании подпункта 18 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель включил в расходы на управление организацией за 2004 год затраты в размере 1 025 418 руб., за 2005 год - 200 593 руб., за 2006 год - 4 391 274 руб.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с названной главой. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 названного кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 04.06.2007 N 320-О-П, законодатель оправданно отказался от закрытого перечня конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных расходов, что при детальном и исчерпывающем их нормативном закреплении приводило бы к ограничению прав налогоплательщика, и предоставил налогоплательщикам возможность самостоятельно определять в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств и особенностей их финансово-хозяйственной деятельности, относятся те или иные не поименованные в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации затраты к расходам в целях налогообложения либо нет.
Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует налогообложение прибыли организаций и устанавливает в этих целях определенную соотносимость доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли. Так, перечень затрат, подлежащих включению в состав расходов, связанных с производством и реализацией, содержит материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы, включая расходы на ремонт основных средств, направленные на развитие производства и сохранение его прибыльности (статьи 253 - 255, 260 - 264 Налогового кодекса Российской Федерации). Этот же критерий прямо обозначен в абзаце четвертом пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации как основное условие признания затрат обоснованными или экономически оправданными: расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Из этого же исходит и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указавший в постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Вместе с тем обоснованность получения налоговой выгоды, как отмечается в том же постановлении, не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала.
Следовательно, нормы, содержащиеся в абзацах втором и третьем пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
Оценив представленные в материалы дела документы в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обеих инстанций пришли к правильному и обоснованному выводу о правомерности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму расходов по договорам от 01.10.2003 N 44-ХК и от 01.10.2005 N 44-ХК об оказании услуг по выполнению функций исполнительного органа.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отклоняет довод налогового органа о том, что налогоплательщик документально не подтвердил произведенные расходы по оплате услуг управляющей компании, поскольку заявителем в обоснование выполнения управляющей организацией полномочий исполнительного органа помимо договоров представлены акты выполнения оказанных услуг, счета-фактуры, платежные поручения, выписки из лицевого счета.
Судебные инстанции обоснованно отклонили довод инспекции относительно снижения уровня экономической эффективности деятельности общества в 2004 и 2005 году по сравнению с 2003 годом, основываясь на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 04.06.2007 N 320-О-П. Более того, по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.
По эпизоду доначисления налогоплательщику сумм налога на добавленную стоимость в связи с неправомерным, по мнению инспекции, предъявлением к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного за услуги по управлению обществом суды обоснованно исходили из того, что нарушений при оформлении первичных бухгалтерских документов, в соответствии со статьями 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, дающих налогоплательщику право на применение таких вычетов, налоговым органом и судами не установлено.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не представил доказательств того, что действия заявителя при заключении договоров от 01.10.2003 N 44-ХК и от 01.10.2005 N 44-ХК были умышленно направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о правомерном включении обществом в состав расходов, связанных с производством и реализацией, затрат и применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по договорам об оказании услуг по управлению и об отсутствии у инспекции оснований для доначисления налогов, соответствующих пеней и применения ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 1.1.1 решения от 08.06.2007 N 02/24 инспекция указывает, что ООО ТД "Парнас" необоснованно включило в состав расходов по налогу на прибыль затраты в размере 340 368 руб., в том числе 56 728 руб. налога на добавленную стоимость, в виде вступительного взноса на оказание в 2004 году обществом с ограниченной ответственностью "Метро Кэш энд Керри" услуг по организации торговли на основании договора поставки от 01.04.2003 N 106/067/245-ТД. Налоговый орган ссылается на положения статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации и полагает, что "затраты в виде платы покупателю за сам факт заключения с поставщиком-продавцом договора поставки не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей обложения налогом на прибыль организаций"; "данная плате на связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику-продавцу ценности". По аналогичным основаниям инспекция отказала обществу в применении 56 728 руб. вычетов по налогу на добавленную стоимость за май 2004 года (пункт 2.1.3 решения от 08.06.2007 N 02/24).
Согласно пункту 2 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на внереализационные расходы и расходы, связанные с производством и реализацией. К последним в соответствии со статьей 263 Налогового кодекса Российской Федерации относятся и прочие расходы, перечень которых установлен статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации и который в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 этой статьи не является исчерпывающим. В силу подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся другие расходы налогоплательщика, связанные с производством и (или) реализацией.
В соответствии с пунктом 1.1 договора от 01.04.2003 N 106/067/245-ТД, заключенным ООО "ТД "Парнас" (Поставщик) с ООО "Метро Кэш энд Керри" (Покупатель), поставщик обязуется поставлять Покупателю, а Покупатель принимать и оплачивать товары. Данный договор является смешанным, поскольку содержит ряд специфических условий, не характерных для договора поставки. Например, в пункте 1.4 договора от 01.04.2003 N 106/067/245-ТД указано, что "Покупатель оказывает Поставщику рекламные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных в Приложении 3, являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора", пунктом 4 предусмотрено, что "особые условия предусмотрены в Приложении 3". Согласно пункту 1.1.3 Приложения 3 к рассматриваемому договору "Покупатель вправе требовать от Поставщика возмещения расходов на организацию торговли одного магазина МЕТРО - сумма в рублях эквивалентна 9 120 долларов США"; дополнительным соглашением от 01.03.2004 N 106/067 к договору от 01.04.2003 N 106/067/245-ТД редакция данного пункта изменена: "п. 1.1.3. Обязательным условием вступление в действие договора является оплата Поставщиком вступительного взноса в рублях в размере, эквивалентном 9 120 долларам США, на расчетный счет Покупателя". Проанализировав приведенные положения договора, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что по своему экономическому содержанию и фактически сложившимся отношениям, заявителю со стороны ООО "Метро Кэш энд Керри" оказаны услуги по расширению рынка сбыта товаров.
Судебные инстанции также обоснованно учли, что производственный характер затрат и их экономическую оправданность подтверждает то обстоятельство, что в 2003 году через торговую сеть ООО "Метро Кэш энд Керри" обществом реализована продукция на сумму, существенно превышающую средний уровень объема отгрузки одному покупателю и составляющую 24 350 544 руб. 84 коп.
Факт осуществления заявителем расходов по оплате вступительного взноса на основании договора от 01.04.2003 N 106/067/245-ТД и их размер подтвержден копиями следующих документов: договора от 01.04.2003 N 106/067/245-ТД, Приложения 3 и Дополнительного соглашения от 01.03.2004 N 106/067 к нему; акта приемки-сдачи услуг от 08.05.2003 N 1015400000121; счета-фактуры от 08.05.2003 N 1015400000121. Инспекция не оспаривает достоверность перечисленных документов и отраженных в них сведений.
С учетом изложенного правильным является вывод судов о том, что расходы по оплате вступительного взноса на основании договора от 01.04.2003 N 106/067/245-ТД фактически произведены, обусловлены деятельностью налогоплательщика для целей получения дохода и документально подтверждены, поэтому налогоплательщик правомерно включил их в состав расходов для целей налогообложения.
Инспекция не представила доказательств того, что указанные расходы не отвечают требованиям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку вступительный взнос по договору от 01.04.2003 N 106/067/245-ТД оплачен обществом в целях осуществления операций, признаваемых объектом обложения налогом на добавленную стоимость, в соответствии со статьями 146, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, то вывод судов первой и апелляционной инстанции о том, что суммы налога, предъявленные и уплаченные налогоплательщиком, правомерно включены в налоговые вычеты, также является правильным.
В соответствии с пунктом 1.3.2 решения от 08.06.2007 N 02/24 налоговый орган признал неправомерным включение заявителем в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 9 месяцев 2006 года, стоимость услуг в сумме 4 271 183 руб. Данная сумма уплачена заявителем ОАО "Парнас-М" за предоставление возможности осуществления учета деятельности на программных ресурсах ОАО "Парнас-М" по договору от 01.05.2006 N 331-у/7-Т. Инспекция считает названную сумму как экономически не оправданной и документально не подтвержденной. По аналогичным основаниям инспекция отказала обществу в применении 768 810 руб. вычетов по налогу на добавленную стоимость за 2006 год (пункт 2.3.2 решения от 08.06.2007 N 02/24).
По данному эпизоду инспекция в кассационной жалобе указала, что затраты по предоставлению возможности учета деятельности на программных ресурсах ОАО "Парнас-М" не подтверждены первичными документами, в связи с отсутствием в актах выполненных работ и в расчетах стоимости услуг единиц измерения и количественных показателей; общество не представило сметы по согласованию стоимости услуг по данному договору, отчеты, аналитические записки, справки и т.д.
Судебные инстанции исследовали положения договора о возмездном оказании услуг от 01.05.2006 N 331-у/7-Т, заключенного ООО "ТД "Парнас" с ОАО "Парнас-М", и установили, что предметом данного договора является комплекс услуг, в том числе предоставление возможности осуществления учета деятельности на программных ресурсах ОАО "Парнас-М". хостинг, предоставление доступа к Интернету, осуществление ремонта оргтехники, организация замены и покупки новой оргтехники, информационное и программное сопровождение. При этом используемый ООО "ТД "Парнас" по рассматриваемому договору программный ресурс разработан ООО "Кубике" (после реорганизации - ЗАО "Кубике") для ОАО "Парнас-М" на основании Генерального соглашения в форме договора от 14.06.2001 N 12-2001-314-у, результатом его использования является создание единой автоматизированной системы учета и управления снабженческой, сбытовой и финансовой деятельностью. Судебными инстанциями также осуществлен анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "ТД "Парнас" и ОАО "Парнас-М" на основании которого установлено, что совместное использование программного продукта по договору 01.05.2006 N 331-у/7-Т обусловлено необходимостью создания единой информационной базы данных организаций для эффективного сотрудничества в рамках договора подряда на переработку мяса и мясной продукции и производство колбасных изделий и полуфабрикатов от 02.07.2001 N 76-С.
Факт осуществления заявителем расходов по оплате услуг и их размер подтвержден копиями следующих документов: договора возмездного оказания услуг от 01.05.2006 N 331-У/7. сметы на услуги, договоров на техническое сопровождение, актов сдачи-приемки услуг, счетов-фактур, платежных поручений. На основании перечисленных документов судами установлено, что расходы ООО "ТД "Парнас" по оплате услуг, оказанных ОАО "Парнас-М" по договору от 01.05.2006 N 331-у/7-Т, документально подтверждены, экономически оправданны и связаны с его производственной деятельностью, в связи с чем правомерно учтены им при исчислении налога на прибыль, то есть заявленная обществом налоговая выгода обоснованна. В подтверждение данных выводов суд апелляционной инстанции также указал, что "экономическая оправданность затрат обусловлена большим объемом производимого и реализуемого товара, множеством заключенных договоров, а также иных хозяйственных операций, требующих оперативного контроля и учета".
Принимая во внимание, что инспекция по данному эпизоду не ссылается на наличие каких-либо недостатков в документах, представленных налогоплательщиком в подтверждение правомерности налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, обществом соблюдены требования статей 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отказа ООО "ТД "Парнас" в применении 768 810 руб. вычетов по налогу на добавленную стоимость за 2006 год.
Инспекция считает, что общество в нарушение требований подпункта 1 пункта 3 статьи 24, пункта 1 статьи 210, пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации занизило налогооблагаемый доход сотрудников в 2006 году на сумму командировочных расходов, выплаченных сверх установленных норм в размере 15 400 руб. Данное нарушение повлекло неправомерное неперечисление ООО "ТД "Парнас" 2 002 руб. налога на доходы физических лиц (пункт 3.2 решения от 08.06.2007 N 02/24).
Инспекция полагает, что поскольку норма возмещения суточных установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией", то дополнительные выплаты, связанные с командировками работников, могут производиться только за счет чистой прибыли организации, следовательно, все виды выплат, в том числе возмещение суточных расходов, выплаченных физическим лицам сверх установленных норм, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Удовлетворяя требования заявителя по настоящему эпизоду, суды, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статьи 209, пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации, сделали правильный вывод о неправомерном включении инспекцией в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц сумм возмещения суточных расходов, выплаченных работникам в размерах, превышающих нормы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает необходимым указать, что постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 установлены нормы суточных для организаций, финансируемых из федерального бюджета. При этом для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом и могут быть ограничены только минимальным размером, содержащимся в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729. В данном случае из материалов дела следует, что размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, установлены локальными нормативными актами ООО "ТД "Парнас" - приказами от 03.04.2006 N 02а и N 02б. Факт направления работников в служебные командировки инспекцией не оспаривается.
Кассационная коллегия отклоняет доводы кассационной жалобы по настоящему эпизоду как несостоятельные в связи с тем, что постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93 не может применяться в целях исчисления налога на доходы физических лиц, поскольку принято в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации и определяет нормы суточных, применяемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о неправомерности включения в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц суточных, размер которых установлен локальным нормативным актом общества, в данном случае приказом.
Доводы налогового органа по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судебными инстанциями, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции. При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2008 по делу N А56-16675/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.1 ст.252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
По мнению налогового органа, понесенные затраты не являются обоснованными, поскольку на основании проведенной в рамках проверки оценки экономической эффективности осуществления обществом расходов в течение 2004 и 2005 годов установлено снижение эффективности по сравнению с 2003 годом.
Кроме того, расходы налогоплательщика на оплату услуг управляющей организации документально не подтверждены, поскольку акты сдачи-приемки выполненных работ в нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", не раскрывают содержание хозяйственных операций (их содержание не позволяет определить, какие услуги по управлению организацией были оказаны и в каком объеме) и не могут рассматриваться в качестве первичных учетных документов.
Как указал суд, положения п.1 ст.252 НК РФ не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы. Налоговым органом необоснованность понесенных налогоплательщиком затрат не доказана.
Кроме того, довод об отсутствии документального подтверждения расходов отклонен, поскольку налогоплательщик в обоснование выполнения управляющей организацией полномочий исполнительного органа помимо договоров представил акты выполнения оказанных услуг, счета-фактуры, платежные поручения, выписки из лицевого счета.
Следовательно, налоговый орган неправомерно доначислил налогоплательщику налог на прибыль.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 мая 2008 г. N А56-16675/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника