Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу Мартыненко Ю.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Железнодорожного городского суда Московской области от 24 мая 2022 г. и решение судьи Московского областного суда от 20 октября 2022 г., вынесенные в отношении председателя комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области Мартыненко Ю.Н. (далее - Мартыненко Ю.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Железнодорожного городского суда Московской области от 24 мая 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 20 октября 2022 г, председатель комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области Мартыненко Ю.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Мартыненко Ю.Н. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, приводя доводы об их незаконности, просит прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Мартыненко Ю.Н. к административной ответственности) грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 4 примечаний к указанной норме под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: 1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей; 2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета; 3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности; 4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами; 5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета; 6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; 7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение
установленных сроков хранения таких документов.
В силу пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Федеральные стандарты внутреннего финансового аудита должны содержать принципы, в том числе принцип функциональной независимости, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита. Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
На основании указанной нормы Министерством финансов Российской Федерации разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты: федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" (далее - Стандарт от 1 сентября 2021 г. N 120н), утвержденный приказом от 1 сентября 2021 г. N 120н; федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт от 21 ноября 2019 г. N 196н), утвержденный приказом от 21 ноября 2019 г. N 196н; федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт от 18 декабря 2019 г. N 237н), утверждённый приказом от 18 декабря 2019 г. N 237н.
В силу пункта 1 Стандарта от 1 сентября 2021 г. N 120н, пункта 1 Стандарта от 21 ноября 2019 г. N 196н, пункта 1 Стандарта от 18 декабря 2019 г. N 237н, положения данных нормативных правовых актов применяются должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администраторы бюджетных средств) при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита.
Подтверждение достоверности бюджетной отчетности: а) администратора бюджетных средств, выполняющего бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств и (или) получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, осуществляется в отношении его индивидуальной бюджетной отчетности получателя бюджетных средств (администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета), распорядителя бюджетных средств как получателя бюджетных средств; б) администратора бюджетных средств, выполняющего бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов (субъект бюджетной отчетности не осуществляет полномочия получателя бюджетных средств), осуществляется в отношении бюджетной отчетности администратора доходов бюджетов; в) главного администратора бюджетных средств, выполняющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, осуществляется в отношении его индивидуальной бюджетной отчетности получателя бюджетных средств (администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета), главного распорядителя бюджетных средств как получателя бюджетных средств, а также в отношении соблюдения порядка составления и представления консолидированной бюджетной отчетности; г) главного администратора бюджетных средств, выполняющего бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджетов и (или) администратора доходов бюджетов (субъект бюджетной отчетности не осуществляет полномочия получателя бюджетных средств), осуществляется в отношении бюджетной отчетности администратора доходов бюджетов, а также в отношении соблюдения порядка составления и представления консолидированной бюджетной отчетности (пункт 4 Стандарта от 1 сентября 2021 г. N 120н).
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита и членов аудиторской группы основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации (раздел III Стандарта от 21 ноября 2019 г. N 196н).
Решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита принимается с учетом соблюдения следующих требований: а) обеспечение субъекта внутреннего финансового аудита достаточными ресурсами для осуществления внутреннего финансового аудита (например, трудовыми, временными, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны повлиять на планирование и проведение аудиторских мероприятий); б) подчинение руководителя субъекта внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита исключительно и непосредственно руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств; в) организация деятельности субъектом внутреннего финансового аудита в соответствии с установленными принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципом функциональной независимости. В целях обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости аудиторские мероприятия организуют и осуществляют должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита, которые: имеют возможность беспрепятственного осуществления внутреннего финансового аудита (невмешательства в осуществление внутреннего финансового аудита третьих лиц), в том числе подготовить заключение, отразив в нем результаты проведения аудиторского мероприятия; в течение текущего и отчетного финансового года не принимали участие в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, которые являются объектами внутреннего финансового аудита; не имеют родства или свойства с субъектами бюджетных процедур; не имеют конфликта интересов (пункт 4 Стандарта от 18 декабря 2019 г. N 237н).
Как следует из материалов дела, контрольно-счетной палатой городского округа Балашиха Московской области на основании распоряжения руководителя от 1 марта 2022 г. N 281 в период с 1 по 31 марта 2022 г. в отношении комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, проведено экспертно-аналитическое мероприятие: "Внешняя проверка бюджетной отчетности комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области за 2021 год", по результатам которого 31 марта 2022 г. составлено заключение и выявлено, что ответственная за ведение финансово-хозяйственной деятельности -председатель комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области Мартыненко Ю.Н. допустила грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся отсутствием аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Установлено, что в нарушение пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 4 Стандарта от 1 сентября 2021 г. N 120н, проверка годовой бюджетной отчетности в виде внутреннего финансового аудита за 2021 год комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области не проводилась. В соответствии с Положением об осуществлении комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области внутреннего финансового аудита и планом внутреннего финансового аудита на 2021 год процедура проверки подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, предоставления и утверждения бюджетной отчетности, а также оценка надежности внутреннего финансового контроля при осуществлении бюджетных процедур запланирована, но не проведена по состоянию на 1 января 2022 г.
Кроме этого, при возложении обязанностей субъекта внутреннего финансового аудита на главного бухгалтера комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области не учтены принципы, указанные в разделе III Стандарта от 21 ноября 2019 г. N 196н, в части функциональной независимости, беспристрастности и объективности, что также противоречит требованиям пункта 4 Стандарта от 18 декабря 2019 г. N 237н.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ответственного должностного лица - Мартыненко Ю.Н. к административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19 апреля 2022 г. (л.д. 1-3); распоряжением председателя контрольно-счетной палатой городского округа Балашиха Московской области от 1 марта 2022 г. N 281 (л.д. 8); заключением по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчётности от 31 марта 2022 г. (л.д. 17-30); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 31 марта 2022 г. (л.д. 11); Положением о комитете по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области (приложение к решению Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 30 сентября 2015 г. N 13/10) (л.д. 32-42); распоряжением о назначении Мартыненко Ю.Н от 11 июля 2016 г. N 561 л/с (л.д. 43), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии указанного должностного лица административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и закону.
Доказательства, на основании которых установлена виновность Мартыненко Ю.Н, получены уполномоченным на то должностными лицами при исполнении своих служебных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Мартыненко Ю.Н, осуществляя организационно-распорядительные функции, зная о возложенных на неё обязанностях по соблюдению требований бюджетного законодательства, исчерпывающие меры по их соблюдению не предприняла.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели разбирательство по делу, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в своих судебных актах дали полное и логически обоснованное объяснение выводам о виновности Мартыненко Ю.Н. в совершении административного правонарушения. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, оспаривать которую оснований не имеется.
Приведённые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы со ссылкой на положения Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" о том, что комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области не является субъектом, в отношении бухгалтерской (финансовой) отчётности которого обязательно проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности, являются несостоятельными, поскольку в данном случае нарушение требований названного Федерального закона не вменяется.
Доводы жалобы не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают наличие в деянии Мартыненко Ю.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления, решения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении Мартыненко Ю.Н. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статьи 4.1 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Железнодорожного городского суда Московской области от 24 мая 2022 г. и решение судьи Московского областного суда от 20 октября 2022 г, вынесенные в отношении председателя комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области Мартыненко Ю.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Мартыненко Ю.Н. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.