Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 1. Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности"

Приложение N 1
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 01.09.2021 г. N 120н

 

Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности"

С изменениями и дополнениями от:

1 сентября 2022 г., 18 июля, 16 ноября 2023 г.

 

I. Общие положения

 

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

1. Настоящий Стандарт разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 160 2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и применяется должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главный администратор бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств) при осуществлении внутреннего финансового аудита и определяет порядок планирования, проведения и реализации результатов аудиторских мероприятий, целью которых является подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ведомственным (внутренним) актам (далее соответственно - аудиторское мероприятие, подтверждение достоверности бюджетной отчетности, единая методология учета и отчетности).

2. Настоящий Стандарт применяется при планировании, проведении и реализации результатов аудиторского мероприятия, в том числе в условиях:

Информация об изменениях:

Подпункт "а" изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

а) принятия предусмотренного пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101) решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации о передаче соответственно Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования (далее - уполномоченный орган) полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы (далее соответственно - решение о передаче централизуемых полномочий, централизуемые полномочия);

б) предусмотренной пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2020, N 29, ст. 4502) передачи казенным учреждением полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) (далее - уполномоченная организация).

Положения настоящего Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" 1 и федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" 2.

3. В целях настоящего Стандарта применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" 3, а также термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах 4.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при актуализации реестра бюджетных рисков в 2023 г. и составлении плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 г. и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 г.

См. предыдущую редакцию

4. Подтверждение достоверности бюджетной отчетности:

а) администратора бюджетных средств, не являющегося одновременно главным распорядителем средств соответствующего бюджета, и (или) главным администратором доходов соответствующего бюджета, и (или) главным администратором источников финансирования дефицита соответствующего бюджета, осуществляется в отношении его годовой индивидуальной бюджетной отчетности; 5

б) главного администратора бюджетных средств, в том числе являющегося одновременно получателем средств соответствующего бюджета, и (или) администратором доходов соответствующего бюджета, и (или) администратором источников финансирования дефицита соответствующего бюджета, в отношении его годовой индивидуальной бюджетной отчетности и одновременно соблюдения порядка составления и представления годовой консолидированной бюджетной отчетности;

в) главного администратора (администратора) бюджетных средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), являющегося одновременно администратором бюджетных средств другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в отношении:

годовой индивидуальной бюджетной отчетности администратора бюджетных средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и одновременно соблюдения порядка составления и представления годовой консолидированной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (при условии составления им консолидированной бюджетной отчетности);

годовой индивидуальной бюджетной отчетности администратора бюджетных средств другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации и одновременно соблюдения порядка составления и представления годовой консолидированной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации (при условии составления им консолидированной бюджетной отчетности).

 

II. Планирование аудиторских мероприятий и формирование программы аудиторского мероприятия

 

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при актуализации реестра бюджетных рисков в 2023 г. и составлении плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 г. и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 г.

См. предыдущую редакцию

5. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности, а в случае передачи субъектом бюджетной отчетности централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации), то с учетом положений главы IV настоящего Стандарта, в плане проведения аудиторских мероприятий предусматривается один из следующих вариантов проведения аудиторских мероприятий:

а) проведение одного аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в году, за который составляется годовая бюджетная отчетность, и до наиболее позднего из установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности, полномочия по составлению которой осуществляет главный администратор (администратор) бюджетных средств;

б) проведение не менее одного аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение года, за который составляется годовая бюджетная отчетность, и одного аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в году, за который составляется годовая бюджетная отчетность, и до наиболее позднего из установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности, полномочия по составлению которой осуществляет главный администратор (администратор) бюджетных средств.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при актуализации реестра бюджетных рисков в 2023 г. и составлении плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 г. и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 г.

См. предыдущую редакцию

6. Аудиторское мероприятие, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, должно быть завершено до момента наступления одного из следующих событий, в зависимости от того, какое из событий наступит ранее:

а) до даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия, указанной в плане проведения аудиторских мероприятий;

б) до подписания руководителем субъекта бюджетной отчетности:

годовой индивидуальной бюджетной отчетности администратора бюджетных средств, указанного в подпункте "а" или "в" пункта 4 настоящего Стандарта;

годовой консолидированной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, указанного в подпункте "б" или "в" пункта 4 настоящего Стандарта.

В случае осуществления главным администратором (администратором) бюджетных средств полномочий по составлению, утверждению и (или) представлению бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств нескольких бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проводится не менее одного аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, в отношении годовой индивидуальной бюджетной отчетности администратора бюджетных средств, не являющегося одновременно главным администратором бюджетных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, годовой индивидуальной бюджетной отчетности администратора бюджетных средств, являющегося одновременно главным распорядителем средств соответствующего бюджета, и (или) главным администратором доходов соответствующего бюджета, и (или) главным администратором источников финансирования дефицита соответствующего бюджета, и одновременно в отношении соблюдения порядка составления и представления годовой консолидированной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при актуализации реестра бюджетных рисков в 2023 г. и составлении плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 г. и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 г.

См. предыдущую редакцию

7. В случае передачи субъектом бюджетной отчетности централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации) аудиторское мероприятие, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, должно быть завершено:

а) субъектом внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия уполномоченному органу (уполномоченной организации), до наступления одного из следующих моментов в зависимости от того, какой наступит ранее:

до даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия, указанной в плане проведения аудиторских мероприятий;

за 2 (два) рабочих дня до даты представления (направления) уполномоченным органом (уполномоченной организацией) на подписание руководителем субъекта бюджетной отчетности, передавшего централизованные полномочия, годовой индивидуальной бюджетной отчетности;

б) субъектом внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) до момента наступления одного из следующих событий, в зависимости от того, какое из событий наступит ранее:

до даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия, указанной в плане проведения аудиторских мероприятий;

до даты представления (направления) уполномоченным органом (уполномоченной организацией) на подписание руководителю субъекта бюджетной отчетности, передавшему централизованные полномочия, годовой индивидуальной бюджетной отчетности администратора бюджетных средств, указанного в подпункте "а" или "в" пункта 4 настоящего Стандарта, или годовой консолидированной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, указанного в подпункте "б" или "в" пункта 4 настоящего Стандарта.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

8. Сроки проведения одного или нескольких аудиторских мероприятий, целью которых является подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение года, за который составляется годовая бюджетная отчетность, определяются исходя из перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, а именно изучения бюджетных процедур по ведению бюджетного учета и составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, а также составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (далее - бюджетные процедуры учета и отчетности) и (или) изучения промежуточной бюджетной отчетности 8, составленной в течение текущего финансового года.

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

9. При определении сроков проведения одного или нескольких аудиторских мероприятий, целью которых является подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение года, за который составляется годовая бюджетная отчетность, учитывается необходимость выполнения следующей совокупности профессиональных действий членов аудиторской группы или уполномоченного должностного лица (работника) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное должностное лицо), которые направлены на изучение бюджетных процедур учета и отчетности и (или) промежуточной бюджетной отчетности:

а) сбор и анализ информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур учета и отчетности;

б) выявление (обнаружение) рисков искажения бюджетной отчетности, а также оценка этих рисков;

в) оценка надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности;

Информация об изменениях:

Подпункт "г" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

г) выявление искажений показателей бюджетной отчетности на дату составления промежуточной отчетности, в том числе выявление фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета, и иных нарушений и (или) недостатков, а также их причин и условий;

Информация об изменениях:

Подпункт "д" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

д) подготовка уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы предложений и рекомендаций субъектам бюджетных процедур о повышении качества финансового менеджмента, предусмотренных пунктом 24 настоящего Стандарта и позволяющих предупредить (не допустить) ошибки в бюджетной отчетности 10 (далее - ошибки), нарушения и (или) недостатки при составлении годовой бюджетной отчетности.

10. Планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия, в том числе ее подписание и утверждение, осуществляется в соответствии с пунктами 14 - 31 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" и положениями настоящего Стандарта.

 

III. Проведение аудиторского мероприятия

 

11. Утратил силу с 17 сентября 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

12. В ходе проведения аудиторского мероприятия уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы:

а) проводится анализ организации (обеспечения выполнения) бюджетных процедур учета и отчетности;

б) проводится выявление (обнаружение) рисков искажения бюджетной отчетности;

Информация об изменениях:

Подпункт "в" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

в) проводится анализ выполнения бюджетных процедур учета и отчетности;

Информация об изменениях:

Подпункт "г" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

г) определяется наличие фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности, иных нарушений и (или) недостатков, а также их причин и условий;

д) оценивается надежность внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности;

е) оцениваются риски искажения бюджетной отчетности;

ж) формируется суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности;

Информация об изменениях:

Подпункт "з" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

з) формируются предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента.

Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 12(1) с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

12(1). В случае если перед проведением аудиторского мероприятия было проведено не менее одного аудиторского мероприятия, целью которого являлось подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение года, за который составляется годовая бюджетная отчетность:

профессиональные действия членов аудиторской группы (уполномоченного должностного лица), указанные в подпунктах "а" - "в", "д", "е" и "з" пункта 12 настоящего Стандарта, осуществляются в отношении новых (возникших на дату проведения аудиторского мероприятия) и ранее не изученных условий, обстоятельств и информации, в том числе информации о реализации предложений и рекомендаций, указанных в подпункте "д" пункта 9 настоящего Стандарта;

при оценке надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности учитываются результаты аудиторского мероприятия, целью которого являлось подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение года, за который составляется годовая бюджетная отчетность.

Информация об изменениях:

Пункт 13 изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

13. В целях проведения анализа организации (обеспечения выполнения) бюджетных процедур учета и отчетности изучается, в частности, следующее:

а) федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов, единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленная в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (далее - нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности);

б) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств (уполномоченного органа (уполномоченной организации) при централизации учета), устанавливающие в целях организации и ведения бюджетного учета учетную политику главного администратора (администратора) бюджетных средств (единую учетную политику при централизации учета), в том числе на предмет достаточности и соответствия нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в) информация о кадровом обеспечении структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляющих ведение бюджетного учета и составление и представление бюджетной отчетности, в том числе о кадровых изменениях (например, организационно-штатные мероприятия, изменение организационных или технологических условий труда), которые способны оказать влияние на качество организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры;

г) информация об используемых прикладных программных средствах и информационных ресурсах, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета, составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, в том числе информация об изменениях в этих прикладных программных средствах и информационных ресурсах;

д) информация об организации наделения правами доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета, составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, а также регламенты взаимодействия пользователей с этими прикладными программными средствами и информационными ресурсами;

е) информация об организации внутреннего контроля (внутреннего финансового контроля) совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, включая информацию о разграничении полномочий при выполнении бюджетных процедур учета и отчетности, в том числе порядок передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бюджетном учете;

ж) организация хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бюджетной отчетности.

14. Выявление (обнаружение) рисков искажения бюджетной отчетности проводится в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к настоящему Стандарту, а также с учетом информации, полученной по результатам проведенного в соответствии с пунктом 13 настоящего Стандарта анализа организации (обеспечения выполнения) бюджетных процедур учета и отчетности.

15. Утратил силу с 25 декабря 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

Информация об изменениях:

Пункт 16 изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

16. В целях проведения анализа выполнения бюджетных процедур учета и отчетности изучается, в частности, следующее:

а) своевременность, полнота формирования и соблюдение требований к применению и заполнению форм первичных учетных документов;

б) своевременность передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета;

в) полнота, соответствие установленным единой методологией учета и отчетности требованиям, своевременность отражения и достоверность данных в регистрах бухгалтерского учета;

г) полнота и достоверность данных, включаемых в бюджетную отчетность, и соответствие бюджетной отчетности установленным единой методологией учета и отчетности требованиям;

д) организация (обеспечение выполнения), выполнение бюджетных процедур учета и отчетности на предмет наличия избыточных (дублирующих друг друга) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

е) совершаемые субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами контрольные действия (включая проведение инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета) и их результаты, в том числе причины и условия нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления);

ж) организация, применение и достаточность совершаемых контрольных действий (включая проведение инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета) на предмет их соразмерности выявленным (обнаруженным) рискам искажения бюджетной отчетности, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;

з) наличие (отсутствие) признаков преднамеренного неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее, в том числе включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации в регистрах бухгалтерского учета не имевших места фактов хозяйственной жизни (например, неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета;

и) иная информация, необходимая уполномоченному должностному лицу или членам аудиторской группы для подтверждения достоверности бюджетной отчетности.

17. Утратил силу с 25 декабря 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

18. В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности осуществляется:

а) изучение информации, полученной по результатам проведения анализа организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур учета и отчетности;

б) изучение информации о выявленных (обнаруженных) рисках искажения бюджетной отчетности;

Информация об изменениях:

Подпункт "в" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

в) изучение причин и условий выявленных ошибок, нарушений и (или) недостатков;

г) анализ организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным рискам искажения бюджетной отчетности.

19. В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности определяется соблюдение следующих условий:

а) требования ведомственных (внутренних) актов и документов главного администратора (администратора) бюджетных средств, определяющих порядок организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур учета и отчетности, являются актуальными и достаточными (соответствуют требованиям, установленным правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения), а также указанные требования соблюдаются субъектами бюджетных процедур в полной мере;

б) ошибки, нарушения и (или) недостатки выявляются субъектами бюджетных процедур в ходе совершения контрольных действий, своевременно устраняются, в том числе устраняются причины и условия допущенных ошибок, нарушений и (или) недостатков, либо субъектами бюджетных процедур подтверждается законность, целесообразность совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур учета и отчетности, в том числе полнота и достоверность данных, используемых для совершения этих операций (действий);

Информация об изменениях:

Подпункт "в" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

в) меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков выполняются, являются достаточными и соразмерными выявленным рискам искажения бюджетной отчетности (позволяют их минимизировать и (или) устранить), а также своевременно уточняются;

г) права доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета и составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, регламентированы и разграничены, а также обеспечивается предотвращение повреждения и потери данных, несанкционированного доступа и внесения изменений (удаления данных) в этих базах данных, прикладных программных средствах и информационных ресурсах;

Информация об изменениях:

Подпункт "д" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

д) отсутствуют избыточные (дублирующие друг друга) операции (действия) по выполнению бюджетных процедур.

Информация об изменениях:

Пункт 20 изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

20. Надежность внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности определяется путем оценки способности совершаемых контрольных действий обеспечивать:

выполнение бюджетных процедур учета и отчетности в соответствии с требованиями, установленными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;

предупреждение (недопущение), выявление и устранение ошибок, нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий;

минимизацию (устранение) рисков искажения бюджетной отчетности.

21. Риски искажения бюджетной отчетности оцениваются в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Стандарту.

Информация об изменениях:

Пункт 22 изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

22. Уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы проводят анализ информации, полученной по результатам выполнения подпунктов "а" - "е" пункта 12 настоящего Стандарта, обеспечивают сбор обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств, а уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы с учетом положений пункта 65 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" формирует суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности.

23. Суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности отражает основанный на полученных аудиторских доказательствах вывод (мнение) уполномоченного должностного лица или руководителя аудиторской группы:

а) о соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, включая соблюдение порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, хранения документов бюджетного учета;

б) о соответствии информации, содержащейся в подтверждаемой бюджетной отчетности (бюджетной отчетности, подтверждение достоверности которой является целью аудиторского мероприятия), качественным характеристикам информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности 18, включая:

соответствие состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности;

составление бюджетной отчетности на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;

соблюдение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств;

соблюдение главным администратором бюджетных средств порядка составления и представления консолидированной бюджетной отчетности;

в) о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета.

Субъект внутреннего финансового аудита обязан сформировать суждение о достоверности годовой бюджетной отчетности, суждение о достоверности промежуточной бюджетной отчетности формируется по решению руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств или руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.

Суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности формируется в соответствии с приложением N 2 к настоящему Стандарту.

24. В ходе проведения аудиторского мероприятия и с учетом оценки надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности, оценки рисков искажения бюджетной отчетности, а также сформированного суждения о достоверности бюджетной отчетности уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы формируют предложения и рекомендации субъектам бюджетных процедур о повышении качества финансового менеджмента, в частности:

а) о предотвращении (устранении) ошибок, нарушений и (или) недостатков при ведении бюджетного учета и (или) составлении и представлении бюджетной отчетности, в том числе о представлении бюджетной отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (информацию), а также об устранении причин и условий этих ошибок, нарушений и (или) недостатков;

б) о совершенствовании организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур учета и отчетности;

в) о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

г) утратил силу с 25 декабря 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

По решению руководителя аудиторской группы или руководителя субъекта внутреннего финансового аудита предложения и рекомендации субъектам бюджетных процедур о повышении качества финансового менеджмента могут содержать информацию, в том числе предложения и рекомендации по составу, содержанию и формам представления документов, необходимую для:

а) направления информации 19 об устранении нарушений и о принятии мер по устранению причин и условий этих нарушений в тот орган государственного (муниципального) финансового контроля, которым проводится проверка (ревизия) годовой бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств и (или) проверка соблюдения главным администратором (администратором) бюджетных средств положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

б) подготовки объяснений и представления доказательств должностным лицом (работником) главного администратора (администратора) бюджетных средств, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2019, N 22, ст. 2669), судье, органу, должностному лицу, рассматривающим соответствующее дело об административном правонарушении, в случае, если указывающие на наличие события этого административного правонарушения данные (ошибки) выявлены органом государственного (муниципального) финансового контроля в бюджетной отчетности.

25. В целях проведения аудиторского мероприятия и с учетом положений пунктов 6 и 7 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" 20 уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы формируют в соответствии с главой IV федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" рабочую документацию аудиторского мероприятия, а уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы обеспечивает выполнение программы аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств.

Информация об изменениях:

Пункт 26 изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

26. По решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, не позднее 5 (пяти) рабочих дней до дня окончания аудиторского мероприятия и (или) по мере выявления направляются промежуточные и (или) предварительные результаты аудиторского мероприятия, содержащие информацию о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности, иных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), в целях обеспечения их устранения субъектами бюджетных процедур до подписания годовой бюджетной отчетности.

27. По окончании проведения аудиторского мероприятия и с учетом положений пункта 8 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" руководитель субъекта внутреннего финансового аудита подписывает заключение, осуществляя контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, и представляет заключение руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств.

28. Составление и представление заключения осуществляется в соответствии с главой II федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита".

29. С учетом положений пункта 11 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" к заключению могут быть приложены документы с информацией о результатах проведения промежуточных этапов аудиторского мероприятия и о выполнении субъектами бюджетных процедур предложений и рекомендаций о повышении качества финансового менеджмента.

30. Утратил силу с 17 сентября 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

 

IV. Особенности проведения и реализации результатов аудиторских мероприятий в условиях передачи полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности уполномоченному органу (уполномоченной организации)

 

31. В случае передачи главным администратором (администратором) бюджетных средств централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации), а также с учетом принятых руководителем главного администратора бюджетных средств, руководителем администратора бюджетных средств и руководителем уполномоченного органа (уполномоченной организации) решений об организации внутреннего финансового аудита, предусмотренных пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", аудиторские мероприятия проводятся в зависимости от одного из следующих вариантов организации внутреннего финансового аудита:

а) в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, и в уполномоченном органе (уполномоченной организации) принято решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита;

б) в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, принято решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита, а в уполномоченном органе (уполномоченной организации), не являющемся главным администратором бюджетных средств, принято решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита 22;

в) в администраторе бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, и в уполномоченном органе (уполномоченной организации), не являющемся главным администратором бюджетных средств, принято решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита;

г) в администраторе бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, принято решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в уполномоченном органе (уполномоченной организации) принято решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита;

д) в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, принято решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита, а в уполномоченном органе (уполномоченной организации) принято решение о самостоятельном выполнении руководителем этого органа (организации) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита (далее - упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита), или уполномоченная организация является бюджетным (автономным) учреждением;

е) в администраторе бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, принято решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в уполномоченном органе (уполномоченной организации) принято решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита или уполномоченная организация является бюджетным (автономным) учреждением;

ж) в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, принято решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита, а в уполномоченном органе (уполномоченной организации), не являющемся главным администратором бюджетных средств, принято решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита;

з) в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, принято решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита, а в уполномоченном органе (уполномоченной организации) принято решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита;

и) в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, принято решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита, а в уполномоченном органе (уполномоченной организации) принято решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита или уполномоченная организация является бюджетным (автономным) учреждением.

32. В случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 31 настоящего Стандарта:

Информация об изменениях:

Подпункт "а" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

а) уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, выполняют действия, предусмотренные подпунктами "а" - "е", "з" пункта 12 настоящего Стандарта, в отношении организации (обеспечения выполнения), выполнения в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств операций (действий) по выполнению бюджетных процедур учета и отчетности, связанных с обеспечением документального оформления фактов хозяйственной жизни и представлением информации и (или) документов (сведений), необходимых для осуществления централизуемых полномочий (далее - отдельные операции главного администратора (администратора) бюджетных средств), в частности в отношении:

своевременности, полноты формирования и соблюдения требований к применению и заполнению форм первичных учетных документов, оформляемых субъектами бюджетных процедур главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия;

своевременности передачи первичных учетных документов в уполномоченный орган (уполномоченную организацию) для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета;

полноты, соответствия установленным единой методологией учета и отчетности требованиям, своевременности отражения и достоверности данных в регистрах бухгалтерского учета, применяемых при проведении инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

полноты и достоверности данных, не отражаемых в бюджетном учете и включаемых в бюджетную отчетность, и их соответствия установленным единой методологией учета и отчетности требованиям;

Информация об изменениях:

Подпункт "б" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

б) уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, по результатам выполнения предусмотренных подпунктами "а" - "е" и "з" пункта 12 настоящего Стандарта действий и в соответствии с положениями федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" составляет заключение, в котором, в том числе, отражается информация:

о степени надежности внутреннего финансового контроля в отношении отдельных операций главного администратора (администратора) бюджетных средств;

о наличии фактов и (или) признаков, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета.

Суждение субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств о достоверности бюджетной отчетности не формируется и в заключении не отражается.

Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств представляет заключение руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, а также в уполномоченный орган (уполномоченную организацию) не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня его подписания;

Информация об изменениях:

Подпункт "в" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

в) уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы уполномоченного органа (уполномоченной организации):

выполняют в отношении организации (обеспечения выполнения), выполнения в уполномоченном органе (уполномоченной организации) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур учета и отчетности, связанных с обеспечением получения информации и (или) документов (сведений), необходимых для осуществления централизуемых полномочий, и ее отражением в бюджетном учете и бюджетной отчетности, а также с представлением субъектам централизованного учета 23 документов (сведений), сформированных (используемых) при осуществлении централизуемых полномочий (далее - отдельные операции уполномоченного органа (уполномоченной организации), действия, предусмотренные пунктом 12 настоящего Стандарта, в частности в отношении:

своевременности, полноты формирования и соблюдения требований к применению и заполнению форм первичных учетных документов, оформляемых субъектами бюджетных процедур уполномоченного органа (уполномоченной организации);

своевременности передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета;

полноты, соответствия установленным единой методологией учета и отчетности требованиям, своевременности отражения и достоверности данных в регистрах бухгалтерского учета;

полноты и достоверности данных, включаемых в бюджетную отчетность, и соответствия бюджетной отчетности установленным единой методологией учета и отчетности требованиям, в том числе соблюдения порядка составления и представления годовой консолидированной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия (при условии составления уполномоченным органом (уполномоченной организацией) консолидированной бюджетной отчетности);

анализируют заключение субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, подготовленное в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, в целях принятия руководителем субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) решения о признании (непризнании) заключения субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств;

в случае если заключение субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств признано руководителем субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации), то уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы уполномоченного органа (уполномоченной организации) формирует в соответствии с пунктом 23 настоящего Стандарта суждение о достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, и составляет заключение о достоверности бюджетной отчетности передавшего централизуемые полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств (далее - заключение о достоверности), в котором отражает результаты выполнения действий, предусмотренных настоящим подпунктом;

руководитель субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) представляет заключение о достоверности руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, а также руководителю уполномоченного органа (уполномоченной организации) не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня его подписания;

Информация об изменениях:

Подпункт "г" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

г) руководитель субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) не признает подготовленное в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта заключение субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, в случае, если указанное заключение:

не соответствует требованиям пунктов 4 и 6 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита";

не содержит информацию, предусмотренную подпунктом "б" настоящего пункта;

не соответствует иным критериям признания (непризнания) заключения главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, в случае, если такие критерии установлены в решении о передаче централизуемых полномочий и (или) в ведомственном (внутреннем) акте уполномоченного органа (уполномоченной организации), издаваемом с учетом положений пункта 13 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" для обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) с учетом положений пунктов 3 и 5 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" вправе запрашивать и получать от субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств необходимые для проведения аудиторского мероприятия сведения в целях принятия решения о признании (непризнании) заключения субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия.

В случае если руководитель субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) после получения сведений, запрошенных у субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, признает заключение субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, то субъект внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) составляет заключение о достоверности, предусмотренное подпунктом "в" настоящего пункта;

Информация об изменениях:

Подпункт "д" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

д) в случае если заключение субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта не признано руководителем субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации):

уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы уполномоченного органа (уполномоченной организации) формирует в соответствии с пунктом 23 настоящего Стандарта суждение о достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, на основании анализа информации об отдельных операциях уполномоченного органа (уполномоченной организации) и с учетом результатов рассмотрения заключения субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе причин непризнания этого заключения;

уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы уполномоченного органа (уполномоченной организации) отражает сформированное суждение о достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, в заключении о достоверности;

руководитель субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) представляет заключение о достоверности, содержащее в том числе причины непризнания заключения субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, а также руководителю уполномоченного органа (уполномоченной организации) не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня его подписания.

33. В случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 31 настоящего Стандарта:

а) уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, выполняют действия, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 32 настоящего Стандарта (за исключением представления заключения в уполномоченный орган (уполномоченную организацию));

Информация об изменениях:

Подпункт "б" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

б) в уполномоченном органе (уполномоченной организации) аудиторское мероприятие не проводится, заключение о достоверности не формируется.

Руководитель уполномоченного органа (уполномоченной организации) представляет руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, информацию о соответствии выполнения отдельных операций уполномоченного органа (уполномоченной организации) единой методологии учета и отчетности, в том числе информацию о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета, в свободной письменной форме не позднее 4 (четырех) рабочих дней до срока, установленного абзацем третьим подпункта "б" пункта 7 настоящего Стандарта.

34. В случаях, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 31 настоящего Стандарта:

Информация об изменениях:

Подпункт "а" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

а) в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств аудиторское мероприятие не проводится, заключение не формируется.

Руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, представляет руководителю уполномоченного органа (уполномоченной организации) информацию о соответствии выполнения отдельных операций главного администратора (администратора) бюджетных средств единой методологии учета и отчетности, в том числе информацию о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета, в свободной письменной форме не позднее 4 (четырех) рабочих дней до срока, установленного абзацем третьим подпункта "а" пункта 7 настоящего Стандарта;

Информация об изменениях:

Подпункт "б" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

б) уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы уполномоченного органа (уполномоченной организации) выполняют действия, предусмотренные абзацами первым - шестым подпункта "в" пункта 32 настоящего Стандарта, по результатам выполнения которых:

уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы уполномоченного органа (уполномоченной организации) формирует в соответствии с пунктом 23 настоящего Стандарта суждение о достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, в отношении отдельных операций уполномоченного органа (уполномоченной организации) и отражает его в заключении о достоверности;

руководитель субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) представляет заключение о достоверности руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, а также руководителю уполномоченного органа (уполномоченной организации) не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня его подписания.

35. В случае, предусмотренном подпунктом "и" пункта 31 настоящего Стандарта:

а) в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств аудиторское мероприятие не проводится, заключение не формируется;

б) в уполномоченном органе (уполномоченной организации) аудиторское мероприятие не проводится, заключение о достоверности не формируется.

36. Составление и представление заключения, заключения о достоверности осуществляется в соответствии с положениями федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" и положениями настоящего Стандарта.

Формы заключения, подготовленного субъектом внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств в соответствии с подпунктом "б" пункта 32 настоящего Стандарта, и заключения о достоверности, подготовленного субъектом внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) в соответствии с подпунктом "в" пункта 32 настоящего Стандарта, порядок их направления в уполномоченный орган (уполномоченную организацию) или главному администратору (администратору) бюджетных средств, а также признания (непризнания) руководителем субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) могут быть установлены в ведомственных (внутренних) актах главного администратора (администратора) бюджетных средств и уполномоченного органа (уполномоченной организации), издаваемых с учетом положений пункта 13 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" для обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

 

V. Переходные положения Стандарта при его первом применении

 

37. Настоящий Стандарт применяется в отношении аудиторских мероприятий, начатых после вступления в силу настоящего Стандарта, в том числе в обязательном порядке применяется при подтверждении достоверности годовой бюджетной отчетности, составленной на 1 января 2022 года, и в дальнейшем.

Настоящий Стандарт по решению руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств или руководителя субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств может применяться при изучении бюджетных процедур учета и отчетности и (или) изучении промежуточной бюджетной отчетности, составленной в течение 2021 года.

 

------------------------------

1Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 N 160н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59596) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.11.2020 N 263н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2020 г., регистрационный N 61364).

2Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 91н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2020 г., регистрационный N 58746).

3Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863).

4Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный N 46517) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10.06.2019 N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный N 55140), от 30.06.2020 N 130н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2020 г., регистрационный N 59804);

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2011 г., регистрационный N 19693) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2011 N 191н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 февраля 2012 г., регистрационный N 23229), от 26.10.2012 N 138н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2012 г., регистрационный N 26253), от 19.12.2014 N 157н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный N 35856), от 26.08.2015 N 135н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный N 38821), от 31.12.2015 N 229н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2016 г., регистрационный N 41312), от 16.11.2016 N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741), от 02.11.2017 N 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 декабря 2017 г., регистрационный N 49101), от 07.03.2018 N 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2018 г., регистрационный N 50573), от 30.11.2018 N 244н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 декабря 2018 г., регистрационный N 53200), от 28.02.2019 N 31н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2019 г., регистрационный N 54342), от 16.05.2019 N 72н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный N 54911), от 20.08.2019 N 131н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 октября 2019 г., регистрационный N 56184), от 31.01.2020 N 13н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 марта 2020 г., регистрационный N 57697), от 07.04.2020 N 59н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2020 г., регистрационный N 58213), от 12.05.2020 N 88н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2020 г., регистрационный N 58478), от 02.07.2020 N 131н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2020 г., регистрационный N 60185), от 29.10.2020 N 250н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 декабря 2020 г., регистрационный N 61192), от 16.12.2020 N 311н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2021 г., регистрационный N 62487), от 11.06.2021 N 82н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2021 г., регистрационный N 64576);

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 мая 2018 г., регистрационный N 51123) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.12.2019 N 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г., регистрационный N 57414).

5 Индивидуальная и консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включающая в себя бюджетную отчетность, определены пунктами 5 - 7 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н.

6 Исключена с 17 сентября 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

7 Исключена с 17 сентября 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

8 Промежуточная бюджетная отчетность определена пунктом 3 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н, и включает в себя месячную отчетность (отчетность, составленную на первое число месяца, следующего за отчетным), квартальную отчетность (отчетность, составленную по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также отчетность, сформированную за последний отчетный год (последнюю бюджетную отчетность).

9 Исключена с 25 декабря 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

10 Ошибка в отчетности определена пунктом 27 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н.

11 Исключена с 25 декабря 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

12 Исключена с 17 сентября 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

13 Исключена с 25 декабря 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

14 Исключена с 25 декабря 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

15 Исключена с 25 декабря 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

16 Утратил силу с 25 декабря 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

17 Утратил силу с 25 декабря 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 16 ноября 2023 г. N 184Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

18 Качественные характеристики информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, определены пунктами 65 - 72 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н.

19 Например, возражения руководителя и (или) иных уполномоченных должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств на акт (заключение), оформленный по результатам проверки, ревизии (обследования) органа государственного (муниципального) финансового контроля, а также информация и документы, замечания и пояснения.

20Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56862).

21 Исключена с 17 сентября 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

22 В соответствии с пунктом 17 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2019 N 237н, субъектом внутреннего финансового аудита администратора бюджетных средств, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, является субъект внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, принявшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита.

23 В соответствии с пунктом 14 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, субъектами централизованного учета являются субъекты учета, в отношении которых централизованная бухгалтерия (уполномоченный орган или уполномоченная организация) осуществляет ведение бухгалтерского (бюджетного) учета.