Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 января 2011 г. N А27-8381/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Медпроф" (далее - ООО МЦ "Медпроф", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области (далее по тексту - Управление), выразившихся в проведении внеплановой проверки Общества; в требовании о предоставлении документов (амбулаторных карт) и иных, содержащих персональные данные о лицах, обратившихся в ООО МЦ "Медпроф"; о признании недействительными приказов Управления от 24.05.2010 N 490 "О проведении внеплановой выездной проверки ООО МЦ "Медпроф" и от 01.06.2010 N 506 "О внесении изменений в приказ N 490 от 24.05.2010".
Решением от 08.09.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 29.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования ООО МЦ "Медпроф" отказано.
В кассационной жалобе ООО МЦ "Медпроф" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение и истолкование арбитражными судами норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также по основанию нарушения норм процессуального права, и просит принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить принятые ранее судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы кассационной жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании приказа от 24.05.2010 года N 490 и приказа от 01.06.2010 N 506 проведена внеплановая выездная проверка Общества по соблюдению последним лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности по психиатрии-наркологии, медицинскому (наркологическому) освидетельствованию.
Основанием для проведения проверки послужило требование прокуратуры Кемеровской области и письмо Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Кемеровской области, в соответствии с которым ООО МЦ "Медпроф" были выданы медицинские свидетельства об отсутствии наркологического расстройства лицам, которым ранее Кемеровским областным наркологическим диспансером было отказано в выдаче такого медицинского заключения по причине нахождения их на наркологическим учете.
Указанные лица на основании полученных в Обществе заключений получили водительские удостоверения.
Результаты проверки оформлены актом от 07.06.2010, согласно которому установлено, что деятельность Общества осуществляется с нарушением установленных требований.
Полагая, что проведение проверки незаконно и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Порядок организации и проведения внеплановой проверки регламентирован статьей 10 названного Закона. В части 2 этой статьи определены основания для проведения такой проверки, к которым относятся: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах: а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Частью 4 статьи 1 названного Закон предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок при осуществлении лицензионного контроля, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Частью 3 названной статьи установлено, что нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, со дня вступления в силу данного Федерального закона до дня приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом.
При этом согласно части 5 статьи 27 положения Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, до 1 января 2011 года не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Управлением проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению Обществом лицензионных требований и условий при осуществлении им медицинской деятельности, то есть в данном случае осуществлялся лицензионный контроль.
Следовательно, суды правомерно установили, что положения Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в части предмета проверки, оснований проверки, в частности, положения статьи 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ об обязательном согласовании внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, не применяются к проведенной Управлением проверке в отношении Общества.
Согласно пункту 5 статьи 12 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ определено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.
Лицензионные требования и условия установлены пунктом 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30.
В частности, такими требованиями являются: наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг); ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.
Согласно программе внеплановой проверки Общества, Управлением истребованы документы, относящиеся к предмету проверки, а именно, документы, относящиеся к учетной и отчетной медицинской документации (амбулаторные карты, карты формы N 25/у-04, ведомости учета врачебных посещений, журнал учета работы врачебной комиссии), а также документы, касающиеся профессиональной подготовки врачей-специалистов, осуществления лицензируемой деятельности.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в данном случае Управлением запрашивались документы, необходимые для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с законодательно установленными требованиями.
Кроме того, статья 15 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и статья 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране граждан от 22.07.1993 N 5487-1 не устанавливают запрет уполномоченным органам истребовать при проведении государственного контроля документы, составляющие врачебную тайну.
Анализируя данные нормы, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управление, в силу имеющихся у него полномочий на проведение лицензионного контроля за осуществлением медицинской деятельности, вправе запрашивать сведения, относящиеся к предмету проверки, в том числе, составляющие врачебную тайну.
Доводам Общества о недействительности приказов от 24.05.2010 N 490 "О проведении внеплановой выездной проверки ООО МЦ "Медпроф" и от 01.06.2010 N 506 "О внесении изменений в приказ N 490 от 24.05.20201" судами дана надлежащая правовая оценка.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод судов о том, что положения статьи 14 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не распространяются на проверки по соблюдению требований к лицензионной деятельности.
Судами установлено, что Общество заблаговременно было уведомлено о проведении Управлением внеплановой выездной проверки, право на участие в проверке представителя Общества соблюдено.
Таким образом, доводы ООО МЦ "Медпроф", изложенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными.
Суд кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не вправе переоценивать выводы судов, которым дана надлежащая правовая оценка.
Судом кассационной инстанции не установлено допущение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 08.09.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 29.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-8381/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Медицинская компания обратилась в суд с целью оспорить действия лицензирующего органа.
Как указала компания, контролирующий орган незаконно провел внеплановую проверку, в рамках которой истребовал амбулаторные карты и иные документы, содержащие персональные данные о пациентах данной организации.
Суд округа не согласился с позицией компании и указал следующее.
В рассматриваемом случае при проведении внеплановой проверки у компании были истребованы документы, относящиеся к предмету такой проверки.
В их числе - документы, относящиеся к учетной и отчетной медицинской документации (амбулаторные карты; карты формы N 25/у-04; ведомости учета врачебных посещений; журнал учета работы врачебной комиссии), а также иные материалы.
Закон о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предусматривает определенные ограничения при проведении проверок.
Между тем данный закон не устанавливает запрет уполномоченным органам истребовать при проведении госконтроля документы, составляющие врачебную тайну.
Таким образом, лицензирующий орган в силу имеющихся у него полномочий на проведение контроля за осуществлением меддеятельности вправе запрашивать сведения, относящиеся к предмету проверки, в т. ч. составляющие врачебную тайну.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 января 2011 г. N А27-8381/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании