Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 сентября 2008 г. N Ф04-5713/2008(11762-А45-27)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Искитимцемент" (далее по тексту Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому федеральному округу (далее по тексту Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 17.12.2007 о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 25.03.2008 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 19.05.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда Обществу в удовлетворении заявления отказано.
Принимая судебные акты, арбитражные суды применили Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия и постановление от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", статью 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В кассационной жалобе Общество ОАО "Искитимцемент" считает принятые по делу решение от 25.03.2008 и постановление от 19.05.2008 подлежащими отмене по основанию неправильного применения и истолкования арбитражными судами норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также по основанию нарушения норм процессуального права и просит вынести по делу новый судебный акт, которым признать оспариваемое постановление недействительным.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит с учетом, изложенных в нем возражений относительно кассационной жалобы, судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения в отношении Общества комплексного мероприятия по проверке выполнения ранее выданных предписаний, установлен факт невнесения ежеквартальной платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в поверхностном стоке за период с 4 квартала 2006 года по 3 квартал 2007 года.
Данное обстоятельство явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении N А60-31236 от 15.11.2007 и вынесения постановления N А60-31236 от 17.12.2007 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся; выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Из статьи 3 названного Федерального закона следует, что субъектами внесения соответствующей платы являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.
Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 12.06.2004 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Судами установлено, что Общество имеет разрешение на неорганизованный сброс загрязняющих веществ в поверхностном стоке N 1846 от 10.02.2006 сроком действия до 01.01.2011.
В приложении к данному разрешению, которое является его неотъемлемой частью, указан размер платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в поверхностном стоке.
Определив обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, в том числе и платежные поручения N 00838 от 25.01.2007, N 663 от 28.02.2007, N 243 от 23.03.2007, N 140 от 04.06.2007, N 459 от 25.09.2007 арбитражные суды пришли к выводу, что указанные платежные поручения не подтверждают уплату платежей за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты за период с 4 квартала 2006 года по 3 квартал 2007 года, уплату которых Общество должно производить, на основании выданного разрешения N 1846 от 10.02.2006.
С учетом вышеизложенного арбитражный суд кассационной инстанции считает данный вывод арбитражных судов основанным на правильном применении норм материального права и соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, частично ранее излагались в апелляционной жалобе и рассмотрены арбитражным апелляционным судом, часть доводов направлена на переоценку выводов судов, связанную с исследованием и оценкой исследованных судами доказательств, что выходит за пределы полномочий арбитражного суда кассационной инстанции установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В связи с чем уплаченная Обществом государственная пошлина подлежит возврату.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 104, частью 4 статьи 208, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.03.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 19.05.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-1400/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Искитимцемент", ул. Заводская, 1а, г. Искитим, Новосибирская область, 633209, ИНН 5446102070, КПП 544601001 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) руб., как ошибочно уплаченную по платежному поручению N 681 от 10.07.2008.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2008 г. N Ф04-5713/2008(11762-А45-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании