Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 ноября 2008 г. N Ф04-6761/2008(15404-А67-42)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 31.10.2007 N 4335-10 в части: предложения уплатить налог на добавленную стоимость в размере 561 263 руб., начисления пеней в размере 1 121 руб.
Решением от 09.06.2008 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным решение налогового органа в части предложения обществу уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 561 263 руб. В остальной части требования общества оставлены без удовлетворения.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" просит отменить решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения от 31.10.2007 N 4335-10 в части начисления пеней в размере 1 121 руб. и предложения уплатить указанные пени.
Общество считает, что в соответствии с нормами пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, моментом определения налоговой базы по операциям реализации услуг по договору аренды муниципального имущества является день фактической уплаты арендодателю арендной платы за июнь 2007 года - 19.07.2007.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации от 21.09.2007 открытого акционерного общества "Томскэнерго" (правопреемником которого является - открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11") по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года, налоговым органом составлен акт от 08.10.2007 N 4003-10, на основании которого вынесено решение от 31.10.2007 N 4335-10. Согласно указанному решению налоговым органом обществу начислены пени в размере 1 121 руб., предложено уплатить налог на добавленную стоимость в размере 561 263 руб. и пени в размере 1 121 руб.
Решение налогового орган в части доначисления пеней мотивированно тем, что общество, являясь налоговым агентом, несвоевременно уплатило налог на добавленную стоимость за июнь 2007 года из доходов, уплачиваемых арендодателю по договору аренды муниципального имущества. Пени исчислены за период с 21.07.2007 по 26.07.2007. Моментом определения налоговой базы является июнь 2007.
Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что объект налогообложения у него появился только в июле 2007 г. Тот факт, что услуги по аренде имущества были предоставлены ему в июне 2007 г., общество не отрицает.
Арбитражным судом отказано в признании недействительным решения налогового органа в части начисления пеней в связи с тем, что налог на добавленную стоимость в размере 561 263 руб. подлежал перечислению обществом в бюджет до 20.07.2007.
Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Согласно пункту 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях главы 21 Кодекса моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7-11, 13-15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Согласно пункту 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.
Арбитражным судом установлено, что на основании договора аренды N 165-59 от 03.07.2007 Департаментом недвижимости Администрации города Томска было предоставлено обществу с 01.06.2007 в аренду муниципальное имущество, представляющее собой комплекс объектов теплового хозяйства.
ОАО "Томскэнерго" уплатило арендную плату по договору за июнь 2007 года по платежному поручению от 19.07.2007 N 472 в сумме 3 118 128, 81 руб. и налог на добавленную стоимость за июнь 2007 года в качестве налогового агента по платежному поручению от 27.07.2007 N 4762 в сумме 561 263, 19 руб.
На основании норм статей 167, 174 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражным судом сделан вывод о том, что моментом определения налоговой базы по услугам аренды за июнь 2007 года, является налоговый период, в котором были оказаны услуги аренды - июнь 2007 года (день отгрузки), так как оплата услуг произведена обществом в более поздний период. Обществом перечислен в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 561 263,19 руб. за июнь 2007 года несвоевременно, с просрочкой на 6 дней - с 21.07.2007 по 26.07.2007.
Выводы арбитражного суда соответствуют обстоятельствам дела и представленным сторонами по спору доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о неправильном определении судом момента определения налоговой базы не соответствует нормам статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не содержит исключений в отношении налоговых агентов, указанных в пункте 3 статьи 161 Кодекса.
Арбитражным судом при рассмотрении спора правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебного акта не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на общество, оплачены при подаче жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 09.06.2008 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-257/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ в целях налогообложения НДС моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. п. 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
По мнению организации, моментом определения налоговой базы по операциям реализации услуг по договору аренды муниципального имущества является день фактической уплаты арендодателю арендной платы.
По мнению суда, позиция организации не основана на нормах налогового законодательства.
Суд установил, что организация является арендатором муниципального имущества, а значит, в силу п. 3 ст. 161 НК РФ, на ней лежит обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и уплате в бюджет сумм НДС с доходов, уплачиваемых арендодателю.
Статья 167 НК РФ не содержит исключений для момента определения налоговой базы по НДС в отношении налоговых агентов, указанных в п.? ст.?61 НК РФ.
Моментом определения налоговой базы по услугам аренды является налоговый период, в котором были оказаны услуги аренды (день отгрузки), так как оплата услуг произведена организацией в более поздний период.
В этой связи суд кассационной инстанции поддержал позицию налогового органа, решение суда по делу оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы организации отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. N Ф04-6761/2008(15404-А67-42)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании