Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2024 г. по делу N 8Г-24981/2024[88-25412/2024]

 

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1323/2024 (УИД 38RS0032-01-2023-003035-03) по иску Лавренчука Олега Николаевича к обществу с ограниченной ответственностью "Прогресс" о признании периода работы как периода работы с тяжёлыми условиями труда, обязании направить сведения персонифицированного учёта по дополнительному тарифу для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе представителя третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области по доверенности Бражниковой Ольги Михайловны на заочное решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 апреля 2024 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 5 августа 2024 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Лавренчук О.Н. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - ООО "Прогресс") о признании периода работы как периода работы с тяжёлыми условиями труда, обязании направить сведения персонифицированного учёта по дополнительному тарифу для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В обоснование исковых требований Лавренчук О.Н. указывал на то, что работал в ООО "Прогресс (до переименования - ООО "Краски Байкала") по трудовому договору с 9 января 2019 г. в должности производителя работ. В силу своей должности приходилось регулярно сталкиваться на протяжении всей своей трудовой деятельности у ответчика с вредными факторами: высокое загрязнение воздуха пылью, недостаточное освещение, сильный шумовой фон, сильные вибрации, загрязнение, повышенный уровень влажности воздуха, высокие или низкие температуры, тяжёлая, продолжительная и напряжённая работа.

17 декабря 2021 г. Лавренчук О.Н. обратился в Пенсионный фонд за назначением досрочной страховой пенсии по старости.

Решением N от 28 сентября 2021 г. Пенсионный фонд отказал Лавренчуку О.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

В соответствии со справкой ООО "Прогресс" от 18 января 2023 г, ответчик подтверждает, что Лавренчук О.Н. имеет право на льготное пенсионное обеспечение, однако ввиду утери документов не может представить соответствующих подтверждающих документов.

Занимаемая Лавренчуком О.Н. должность производителя работ относится к должностям с тяжёлыми и вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрена Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц от 2 ноября 2021 г. ООО "Прогресс" занимается строительством - ОКВЭД 41.20 "Строительство жилых и нежилых зданий".

С учётом изложенного, Лавренчук О.Н. просил суд признать его период работы в ООО "Прогресс" с 9 октября 2019 г. по 10 августа 2021 г. как период работы с тяжёлыми условиями труда; обязать ООО "Прогресс" направить сведения персонифицированного учёта по дополнительному тарифу в отношении Лавренчука О.Н. за период с 9 октября 2019 г. по 10 августа 2021 г. в ОСФР по Иркутской области для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Заочным решением Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 16 апреля 2024 г, оставленным без изменения апелляционным определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 5 августа 2024 г, исковые требования Лавренчука О.Н. удовлетворены. Суд признал период работы Лавренчука О.Н. в ООО "Прогресс" в должности производителя работ с 9 октября 2019 г. по 10 августа 2021 г. как период работы с тяжёлыми условиями труда; возложил на ООО "Прогресс" обязанность направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области сведения персонифицированного учёта в отношении Лавренчука О.Н. по дополнительному тарифу для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода его работы в должности производителя работ с 9 октября 2019 г. по 10 августа 2021 г. С ООО "Прогресс" в доход бюджета г. Иркутска взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОСФР по Иркутской области) по доверенности Бражникова Ольга Михайловна просит отменить заочное решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 апреля 2024 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 5 августа 2024 г.

В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ОСФР по Иркутской области указывает на то, что Лавренчук О.Н. обратился в ОСФР по Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 27 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 17 сентября 2021 г. Стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 27 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 5 лет 4 месяца 17 дней при требуемом 6 лет 3 месяца по состоянию на 31 декабря 2020 г, в связи с чем решение Отделения ПФР по Иркутской области от 28 сентября 2021 г. N об отказе Лавренчуку О.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости принято обоснованно и правомерно.

При определении права на досрочное назначение страховой пенсии период работы Лавренчука О.Н. с 9 октября 2019 г. по 10 августа 2021 г. в должности производителя работ в ООО "Прогресс" правомерно не включён в стаж по Списку N 2, поскольку согласно данных выписки индивидуального лицевого счёта застрахованного лица Лавренчука О.Н. страхователем ООО "Прогресс" сведения представлены без кода льготы; документов, подтверждающих, что Лавренчук О.Н. выполнял работу по Списку N 2 не представлено; занятость на ремонтных работах, на техническом перевооружении и прочее не подтверждена документально, не представлена должностная инструкция Лавренчука О.Н. Документов, раскрывающих виды выполнявшихся работ за рассматриваемый период времени в ООО "Прогресс", в которой был занят Лавренчук О.Н, не представлены; наличие вредного и (или) опасного класса условий труда на рабочем месте в спорный период с 9 октября 2019 г. по 10 августа 2021 г. в ООО "Прогресс", установленного по результатам специальной оценки условий труда, не представлено.

Таким образом, правовых оснований о признании периода работы в ООО "Прогресс" в должности производителя работ с 9 октября 2019 г. по 10 августа 2021 г. как периода работы с тяжёлыми условиями труда, обязании ООО "Прогресс" направить в ОСФР по Иркутской области сведения персонифицированного учёта в отношении Лавренчука О.Н. по дополнительному тарифу для включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы в должности производителя работ с 9 октября 2019 г. по 10 августа 2021 г, не имеется.

Относительно доводов кассационной жалобы письменные возражения не поступали.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не явились Лавренчук О.Н, представитель ООО "Прогресс", представитель третьего лица ОСФР по Иркутской области, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается отчётами об отслеживании отправления, сформированными официальным сайтом Почты России, о причинах неявки не сообщили.

На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела, и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Лавренчук О.Н. состоял в трудовых отношениях с ООО "Прогресс" в должности производителя работ в период с 9 октября 2019 г. по 10 августа 2021 г.

Из трудовой книжки Лавренчука серии N (дата заполнения 17 мая 1991 г.), вкладыша в трудовую книжку серии N (дата заполнения 13 декабря 2016 г.) следует, что 9 октября 2019 г. Лавренчук О.Н. принят в ООО "Краски Байкала" на должность производителя работ, 25 ноября 2019 г. ООО "Краски Байкала" переименовано в ООО "Прогресс", 10 августа 2023 г. уволен по собственному желанию.

Согласно справке ООО "Прогресс" от 18 января 2023 г. Лавренчук О.Н. работал в ООО "Прогресс" с 9 октября 2019 г. по 10 августа 2021 г. (01 год 10 месяцев 02 дня) в должности производителя работ и имеет право на льготное пенсионное обеспечение. Предоставить соответствующие документы не представляется возможным ввиду их утери.

В системе обязательного пенсионного страхования Лавренчук О.Н. зарегистрирован 26 сентября 1998 г.

На индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица имеются сведения о периоде работы Лавренчука О.Н. в ООО "Прогресс" с 9 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г, с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г, с 1 января 2021 г. по 10 августа 2021 г. Данные сведения поданы работодателем на общих условиях.

17 сентября 2021 г. Лавренчук О.Н. обратился в Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (в настоящее время ОСФР по Иркутской области) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением ОСФР по Иркутской области от 28 сентября 2021 г. N Лавренчуку О.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. На основании имеющихся в распоряжении пенсионного органа сведений стаж, на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 5 лет 04 месяца 17 дней при требуемом стаже не менее 6 лет 3 месяцев; по пункту 6 части 1 статьи 32 указанного закона - 01 год 04 месяца 10 дней при требуемом не менее 10 лет. С учётом суммирования списков по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" специальный страховой стаж составил 6 лет 08 месяцев 27 дней.

Период работы Лавренчука О.Н. в ООО "Прогресс" с 9 октября 2019 г. по 10 августа 2021 г. не зачтён в специальный страховой стаж.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Лавренчука О.Н. к ООО "Прогресс" о признании периода работы как периода работы с тяжёлыми условиями труда, обязании направить сведения персонифицированного учёта по дополнительному тарифу для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что трудовая книжка истца и справка ООО "Прогресс" от 18 января 2023 г. являются достаточными доказательствами, свидетельствующими о том, что в спорный период с 9 октября 2019 г. по 10 августа 2021 г. Лавренчук О.Н. занимал должность производителя работ, предусмотренную Списком N 2, утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, осуществлял трудовую деятельность в тяжёлых условиях труда, в связи с чем указанный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Поскольку должность производителя работ (прораб) в области строительства сооружений и других относится к перечню должностей Списка N 2, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, на указанную должность распространяет своё действие часть 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6%, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для возложения на ООО "Прогресс" обязанности направить в ОСФР по Иркутской области сведения персонифицированного учёта в отношении Лавренчука О.Н. по дополнительному тарифу для включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы в должности производителя работ с 9 октября 2019 г. по 10 августа 2021 г.

Руководствуясь положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 33319 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции взыскал с ООО "Прогресс" в доход бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными не неправильном применении норм материального и с нарушением норм процессуального права.

В числе основных прав работников - право на обязательное социальное страхование (абзац пятнадцатый части первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации). Этому праву корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (абзац пятнадцатый части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования").

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац первый пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").

Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пенсия по старости (подпункт 2 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").

У страхователя (работодателя) отношения по всем видам обязательного страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").

Страхователи обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (подпункт 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования"), предоставлять страховщику и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта уплаченных страховых взносов (подпункт 3 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования"), вести учёт начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования отчётность по установленной форме (подпункт 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").

Как следует из материалов дела, Лавренчук О.Н, обращаясь в суд с настоящим иском, просил суд признать период его работы в ООО "Прогресс" в должности производителя работ с 9 октября 2019 г. по 10 августа 2021 г. как период работы с тяжёлыми условиями труда и возложить на работодателя (ООО "Прогресс") обязанность предоставить в пенсионный орган сведения о льготном характере работы.

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

В статье 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" приведены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в их числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение).

К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

В числе обязанностей страхователя - своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта, а также для назначения (перерасчёта) и выплаты обязательного страхового обеспечения (абзац четвертый пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Из приведённого правового регулирования следует, что право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников, которому корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Такую обязанность работодатель должен исполнять с момента заключения с работником трудового договора.

Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пенсия по старости, предоставляемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) соответствующих страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. При этом на страхователей (работодателей) законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы, предоставлять названному фонду и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в отношении каждого работника. От надлежащего исполнения работодателем этой обязанности зависит право работника на получение страховой пенсии по старости.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных названным Федеральным законом.

По общему правилу, содержащемуся в части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных Приложением 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях").

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Из положений пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" следует, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, мужчинам на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяется в частности Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

В силу части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В числе лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости, - производители работ (прорабы) (код позиции 2290000б-24441 раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённого Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10).

В стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (абзац первый пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516).

В пункте 5 разъяснения от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утверждённого Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29 (далее - разъяснение Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5), поясняется, что под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Из приведённых нормативных положений следует, что право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости связано с наличием у них страхового стажа определенной продолжительности и уплатой работодателем страховых взносов по тарифам, установленным статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются работники, выполняющие работы в тяжёлых условиях труда, чьи профессии и должности, а также производства предусмотрены соответствующим списком производств, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию на льготных условиях в связи с особыми условиями труда. При этом для зачёта в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости таким работникам, принимаются периоды, когда работники не менее 80 процентов рабочего времени, куда включаются подготовительные и вспомогательные работы, выполняют работы в условиях труда, предусмотренных соответствующими списками

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".

При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В пункте 43 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, указано, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжёлыми условиями труда.

Приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. N 538н утверждён перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно подпункту "а" пункта 6 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы (сведения), подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчёта и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 Перечня, необходимы документы (сведения), подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Статьёй 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении, страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" страхователи предоставляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии.

В части 1 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счёте, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Фонда или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд (абзац четвёртый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").

Органы Фонда имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").

По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.

Страхователь (работодатель) представляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

Органы фонда имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в названный фонд документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

Если работник был принят работодателем на работу на полный рабочий день, осуществляет трудовую функцию у данного работодателя в должности (профессии) и на производстве, указанных в соответствующем списке, и по результатам специальной оценки условий труда работника на его рабочем месте установлены вредные и (или) опасные условия труда, а работодатель не представлял в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения о льготном характере работы работника для отражения таких сведений в данных индивидуального (персонифицированного) учёта и не уплачивал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работника в порядке и на условиях, которые определены нормативными положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона "О страховых пенсиях", Налогового кодекса Российской Федерации, то при наличии спора между работником и работодателем о льготном характере работы работника в целях досрочного назначения страховой пенсии работодатель должен доказать, что он подавал в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации достоверные сведения о страховом стаже такого работника исходя из условий его труда и определённого ему условиями трудового договора рабочего времени, то есть надлежащим образом исполнил установленную положениями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по осуществлению обязательного социального страхования такого работника в порядке, установленном федеральными законами.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учёта могут быть подтверждены в судебном порядке путём представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Между тем суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, к спорным отношениям не применили, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Лавренчуком О.Н. требований.

Удовлетворяя требования Лавренчука О.Н. и признавая период его работы в ООО "Прогресс" в тяжёлых условиях труда, суды первой и апелляционной инстанций сослались на трудовую книжку истца, которая содержит запись о его приёме на работу производителем работ и справку ООО "Прогресс" о том, что истец в спорный период работал в должности производителя работ и имеет право на льготное пенсионное обеспечение.

При этом суды не учли, что справка ООО "Прогресс" не содержит сведений, на основании которых работодатель подтверждает занятость истца в спорный период в тяжёлых условиях труда.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 абзаца 2 раздела II Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, указано, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определённым способом, о работе с вредными веществами определённых классов опасности, о выполнении работ в определённом месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населённого пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В представленной справке ООО "Прогресс" ссылается на невозможность предоставления документов ввиду их утери, при этом суды не выясняли обстоятельства утери документов, а также не выясняли вопрос по каким причинам ООО "Прогресс" предоставляло сведения о работе истца в спорный период без подтверждения особых условий труда.

Выводы суда о занятости истца в спорный период на работах, предусмотренных Списком N 2, при том, что спорный период работы в индивидуальном лицевом счёте отражён без кода льготной профессии, а имеющиеся в материалах гражданского дела трудовая книжка и справка ООО "Прогресс" не содержат данных о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не соответствуют материалам дела.

Доказательств, опровергающих достоверность сведений персонифицированного учёта в отношении спорного периода работы истца, судами первой и апелляционной инстанций не приведено.

Суды первой и апелляционной инстанций не учли, что согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" применение списков N 1 и N 2 производится с учётом аттестации рабочих мест.

Кроме того, согласно части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Как следует из части 8 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" положения части 6 статьи 30 настоящего Федерального закона не препятствуют учёту в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведённой в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

Суды первой и апелляционной инстанций не применили к спорным отношениям положения нормативных актов, регулирующих охрану труда и порядок проведения специальной оценки условий труда.

Статьёй 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г. (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведения специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 названного федерального закона.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой её проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Из приведённых нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.

Между тем судебными инстанциями положения нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусматривающих проведение специальной оценки условий труда, осуществляемой специализированной организацией, а также устанавливающих порядок оспаривания результатов специальной оценки условий труда рабочего места, к спорным отношениям применены не были.

Как установлено судом и следует из материалов дела специальная оценка условий труда на рабочем месте Лавренчука О.Н, в соответствии с которыми его условия труда отнесены к тяжёлым условиям труда по Списку N 2, что даёт ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в связи с работой в тяжёлых условиях труда), работодателем не проводилась.

Делая вывод о том, что в спорный период истец работал в тяжёлых условиях труда, принимая во внимание, что аттестация рабочего места истца или специальная оценка условий труда на рабочем месте истца не проводилась, суды обеих инстанций фактически дали самостоятельную оценку условиям труда истца, при этом в материалах дела отсутствуют документы, из которых можно установить, что в спорный период с 9 октября 2019 г. по 10 августа 2021 г. истец работал в должности производителя работ к тяжёлых условиях труда.

В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Оценка доказательства и отражение её результатов в судебном решении является проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

В нарушение приведённых требований процессуального закона судебные инстанции, не отразили в судебных постановлениях основания, по которым объяснениям истца об условиях его работы в тяжёлых условиях труда и представленным им документам (трудовой книжке, справке ООО "Прогресс", не содержащей ссылок на документы, на основании которых работодатель подтверждает работу истца в тяжёлых условиях), из которых суд сделал самостоятельный вывод об условиях труда Лавренчука О.Н. по Списку N 2, отдано предпочтение перед сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, при том, что представленные в материалы дела доказательства не подтверждают соответствие условий труда Лавренчука О.Н. требованиям законодательства о подтверждении класса условий труда на рабочем месте, соответствующего вредному или опасному, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, так как они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

заочное решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 апреля 2024 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 5 августа 2024 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Кировский районный суд г. Иркутска.

Мотивированное определение изготовлено 20 декабря 2024 г.

 

Председательствующий

 

Судьи