Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 13 октября 2010 г. по делу N А12-25564/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Волгоград,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 по делу N А12-25564/2009,
по исковому заявлению Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Волгоград, к товариществу собственников жилья "Наш дом", г. Волгоград, о взыскании 47471 руб. 70 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду,
и встречному исковому заявлению товарищества собственников жилья "Наш дом", г. Волгоград, к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Волгоград, о взыскании 107174 руб. 81 коп. излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к товариществу собственников жилья "Наш дом" (далее - Товарищество) о взыскании 47471 руб. 70 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006-2008 года.
Исковое заявление мотивировано не полным внесением Товариществом предусмотренной законом платы за размещение отходов производства и потребления.
Товарищество в отзыве на исковое заявление просило отказать в удовлетворении требований, поскольку по требованиям за 2006 год истек срок исковой давности, плата Товариществом внесена в полном объеме без превышения лимитов, Уполномоченным органом не представлено доказательств отсутствия у Товарищества разрешения на вывоз отходов, повышающие коэффициенты применены неправомерно, Уполномоченным органом не доказана обоснованность произведенных расчетов.
Определением от 01.03.2010 к производству суда принят встречный иск Товарищества к Уполномоченному органу о взыскании 107174 руб. 81 коп. излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006-2009 года.
Встречные требования товарищества мотивированы следующими обстоятельствами: Товарищество является некоммерческой организацией, плату должно вносить с учетом работающих сотрудников, Уполномоченным органом не представлена расшифровка затрат по плате, от деятельности Товарищества образуются только бытовые (канцелярские) отходы, Товарищество не занимается хранением и захоронением отходов, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер, Товариществом произведено внесение платы значительно превышающей размер подлежащей внесению.
Уполномоченный орган в отзыве на встречный иск указал на неправомерность требований Товарищества, поскольку организация сбора, вывоза и хранения отходов жильцов находится в ведении Товарищества, сведения о количестве размещенных отходов указываются в специальной форме, расчет платы производится на основании предоставленных природопользователем сведений, Товариществом исходя из представленных сведений не в полном объеме внесена плата, плательщиком платы является собственник отходов, при отсутствии лимитов на размещение отходов плата увеличивается на предусмотренный законом коэффициент.
До вынесения решения по делу Товариществом уменьшена сумма по встречному иску до 87683 руб. 18 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.03.2010 требования Уполномоченного органа удовлетворены частично, в размере 41349 руб. 58 коп., в удовлетворении требований Товарищества отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: в 2006-2007 годах у Товарищества отсутствовали лимиты не размещение отходов, по установленной форме Товариществом представлялись фактические данные по размещенным отходам, задолженность Товарищества по внесению платы составляет 41349 руб. 58 коп., срок исковой давности не пропущен, поскольку плата начисляется по окончании года, Товариществом не представлено доказательств внесения излишней платы, в силу жилищного законодательства Товарищества осуществляет деятельность по сбору, вывозу и размещению отходов, наличие договоров на размещение отходов не исключает обязанности Товарищества по внесению платы.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 решение суда первой инстанции от 15.03.2010 отменено, принят новый судебный акт по делу, в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск удовлетворен.
В обоснование принятого судебного акта апелляционный суд указал на ошибочность выводов суда первой инстанции о наличии у Товарищества обязанности по внесению платы в указанном Уполномоченным органом размере, размещение отходов является специализированным видом деятельности, Товарищество не осуществляет деятельность по размещению отходов, размещение отходов жильцов осуществляется специализированными организациями, добровольное внесение платежей не является доказательством осуществления данной деятельности, уплаченные Товариществом средства являются неосновательным обогащением Уполномоченного органа.
Не согласившись с выводами апелляционного суда, Уполномоченный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Уполномоченный орган ссылается на неправильное применение апелляционным судом норм материального права. Апелляционным судом не учтено следующее: негативное воздействие на окружающую среду является платным, Уполномоченным органом денежные средства получались в соответствии с законодательством, зачисление платежей производится в бюджет, Уполномоченный орган является лишь администратором и не может быть обогатившимся лицом, оказание негативного воздействия на окружающую среду подтверждается имеющимися у Товарищества лимитами, постановление апелляционного суда противоречит сложившейся судебной практике, плату за отходы должен нести собственник отходов, даже в случае их размещения специализированными организациями.
Товарищество в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалованный судебный акт без изменения, поскольку иные доказательства в обоснование позиции Уполномоченным органом не представлены, апелляционным судом дана оценка всем доводам по делу, плата вносилась Товариществом в соответствии с законодательством, отходы собственников квартир не являются собственностью Товарищества, отходы не являются общим имуществом собственников помещений.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Уполномоченного органа, отзыва Товарищества на кассационную жалобу, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Материалами дела установлено следующее.
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.08.2005 N 604 "О возложении функций администраторов" администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Республики Калмыкия и Волгоградской области выступает Уполномоченный орган.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду" установлено, что срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал.
По мнению Уполномоченного органа, Товарищество имеет задолженность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006-2008 годы в общей сумме 47471 руб. 70 коп.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства того обстоятельства, что Товарищество осуществляет размещение отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, апелляционный суд правомерно установил отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований Уполномоченного органа.
Данные выводы апелляционного суда соответствуют позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08.
Удовлетворяя требования Товарищества в части взыскания с Уполномоченного органа ранее уплаченных Товариществом денежных средств, судебные инстанции правомерно исходили из доказанности материалами дела, в частности представленными Товариществом платежными поручениями, внесения Товариществом платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом в качестве получателя платежа в платежном поручении указан Уполномоченный орган.
Ссылка Уполномоченного органа на постановление суда кассационной инстанции по другому делу не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку предметом рассмотрения по указанному Уполномоченным органом делу являлись иные обстоятельства.
Наличие в материалах дела установленных Товариществу лимитов не свидетельствует о размещении Товариществом отходов, поскольку данную деятельность Товарищество не осуществляет.
Указание Уполномоченного органа в кассационной жалобе на наличие у Товарищества обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду как у собственника отходов является ошибочным. Товарищество по своей организационно-правовой форме является некоммерческой организацией, и деятельность Товарищества связана с организацией вывоза бытовых отходов населения.
При изложенных выше обстоятельствах, учитывая отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих размещение Товариществом отходов в контексте положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", выводы судебных инстанций соответствуют нормам права и материалам дела, в связи с чем судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 по делу N А12-25564/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2010 г. по делу N А12-25564/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании