Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 марта 2010 г. по делу N А19-17587/09 Суд признал незаконным решение налоговой инспекции, поскольку налоговой инспекцией не соблюдена процедура принудительного взыскания задолженности, так как установленный срок выставления требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов нарушен, что влечет незаконность дальнейших действий по бесспорному взысканию недоимки по налогам, пеням и налоговым санкциям (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 31 марта 2010 г. по делу N А19-17587/09
(извлечение)

 

Общество с ограниченной ответственностью "Пчарт" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 31.07.2009 N 8884 Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска (далее - налоговая инспекция) о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках; о признании незаконным решения налоговой инспекции от 31.07.2009 N 15140 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и обязании налоговой инспекции устранить нарушение прав общества путем отзыва из Байкальского банка Сбербанка Российской Федерации инкассовых поручений NN 17820-17826 о бесспорном взыскании сумм налогов.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2009 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2009 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с нарушением судами норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, являются необоснованными выводы судов о незаконности решений налоговой инспекции о взыскании денежных средств со счетов в банках и о приостановлении операций по счетам только по причине пропуска установленного срока для выставления требования об уплате налогов и пеней, поскольку из положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации не усматривается, что нарушение налоговой инспекцией срока выставления требования об уплате налога влечет прекращения обязанности по уплате налога.

Обществом отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции не представлен.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Участвующий в судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, 06.07.2009 налоговой инспекцией в адрес общества выставлено требование N 2170 об уплате налога сбора, пени, штрафа, которым обществу предложено в срок до 24.07.2009 уплатить налог на добавленную стоимость по сроку уплаты 26.06.2008 в размере 4 332 520 рублей, налог на прибыль организаций, в том числе: налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 1 684 374 рубля, налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 4 616 799 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций, в том числе: несвоевременную уплату налога, зачисляемого в федеральный бюджет, по сроку уплаты 26.06.2008 в сумме 269 911 рублей, несвоевременную уплату налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, по сроку уплаты 26.06.2008 в сумме 748 700 рублей, штраф за неполную уплату налога на прибыль организаций, том числе: налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 336 875 рублей, налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 923 359 рублей.

В связи с неисполнением обществом в добровольном порядке данного требования, налоговой инспекцией принято решение от 31.07.2009 N 8884 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках". На основании указанного решения налоговым органом 05.08.2009 на расчетный счет общества в Байкальском банке Сбербанка Российской Федерации выставлены инкассовые поручения на взыскание задолженности NN 17820-17826.

Одновременно налоговой инспекцией принято решение от 31.07.2009 N 15140 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.

Общество, полагая, что указанные решения налоговой инспекции от 31.07.2009 N 8884, 15140 нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из несоблюдения налоговой инспекцией процедуры принудительного взыскания задолженности, поскольку установленный срок выставления требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов нарушен, что влечет незаконность дальнейших действий по бесспорному взысканию недоимки по налогам, пеням и налоговым санкциям.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов правильными.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения. В силу пунктов 9 и 10 названной статьи положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов.

Таким образом, основанием для принятия решения о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика (общества) является неисполнение налогоплательщиком требования налогового органа об уплате налога, пени, штрафа. Следовательно, оценивая законность решения налогового органа о взыскании задолженности, суд оценивает соблюдение налоговым органом всей процедуры принудительного взыскания задолженности по налогу, пени и штрафам.

Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, в качестве основания взимания налогов, пени и штрафов по требованию от 06.07.2009 N 2170 явилось решение налоговой инспекции от 23.06.2008 N 02-10/306дсп, принятое по акту проверки от 04.04.2008 N02-71/158дсп. Названным решением обществу доначислены налоги, в том числе, налог на добавленную стоимость в сумме 4 332 520 рублей, налог на прибыль организаций, в том числе: налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 1 684 374 рублей, налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 4 616 799 рублей.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога, соответствующих пеней и штрафов, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

В соответствии с пунктом 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, если не подана апелляционная жалоба в порядке, предусмотренном статьей 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу положений пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно пункту 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.

Судами установлено, и налоговой инспекцией данное обстоятельство не опровергнуто, что решение налоговой инспекции от 23.06.2008 N 02-10/306дсп "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", полученное представителем общества 02.07.2008, вступило в силу 16.07.2008. Следовательно, требование об уплате налога, пени и штрафов по результатам налоговой проверки должно было быть направлено обществу не позднее 30.07.2008. Предельный срок для принятия налоговой инспекцией решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках - 10.10.2008 (с учетом срока исполнения требования в добровольном порядке).

В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительными и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о том, что налоговым органом пропущены сроки, установленные статьями 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Суды первой и апелляционной инстанций, с учетом выводов о незаконности решения от 31.07.2009 N 8884, правомерно посчитали решение от 31.07.2009 N 15140 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в Байкальском банке Сбербанка Российской Федерации незаконным, как принятое с нарушением статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о соответствии действующему законодательству выводов судов об удовлетворении заявленных обществом требований.

Доводы налоговой инспекции, положенные в основу кассационной жалобы, о том, что пропуск срока выставления требования об уплате налога не может являться основанием для признания незаконными решения о взыскании налогов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах в банках и о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, судом кассационной инстанции не принимаются ввиду следующего.

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (пеней) сам по себе не влечет изменения порядка исчисления 60-дневного срока на бесспорное взыскание недоимки, в течение которого налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств и выставить инкассовое поручение на его перечисление в бюджет, как это предусмотрено статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, при исчислении пресекательного срока принудительного взыскания налога и пеней учитывается установленный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок направления требования, и его нарушение налоговым органом может привести к пропуску пресекательного срока, исчисляемого по совокупности сроков.

В рассматриваемом случае при определении предельного (пресекательного) срока взыскания недоимки и пеней учитывается совокупность следующих сроков: 10-дневного срока на выставление требования согласно пункту 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном налогоплательщику требовании; 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса (срок на принятие решения о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках).

В этом случае срок на бесспорное взыскание начинает течь с момента истечения срока на добровольную уплату налога, который, в свою очередь, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику в соответствии с правилами статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации, так же как и в статье 46 Кодекса, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.

Материалами дела подтверждается пропуск налоговой инспекцией срока выставления требования об уплате налога и пени, что повлекло несвоевременное принятие решения о взыскании налога и пени в бесспорном порядке.

Таким образом, оспариваемые решения от 31.07.2009 N 8884, 15140 приняты с нарушением установленных сроков на бесспорное взыскание, в связи с чем не подлежат исполнению в силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

В этом случае налоговый орган в течение шести месяцев после окончания установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации 60-дневного срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика вправе был обратиться в суд с соответствующим иском.

Налоговой инспекцией в нарушение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены суду доказательства, свидетельствующие о законности принятых в отношении налогоплательщика решений.

Судебными инстанциями дана оценка всем доводам налоговой инспекции по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе. У кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется законных оснований для переоценки признанных судами обстоятельств, поскольку они основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права.

Иные доводы в пользу отмены обжалуемых судебных актов по делу в кассационной жалобе не приведены, равно как не указаны конкретные нормы материального и процессуального права, которые судебные инстанции нарушили при принятии решения и постановления по делу.

При таких обстоятельствах основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2009 года по делу N А19-17587/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2009 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

По мнению налогового органа, пропуск срока для выставления требования об уплате налогов и пеней не является основанием для отмены решений о взыскании денежных средств со счетов в банках и о приостановлении операций по счетам, поскольку ст. 44 НК РФ не предусматривает такого основания прекращения обязанности по уплате налога.

По мнению суда, в данном случае нарушение срока выставления требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов влечет незаконность дальнейших действий по бесспорному взысканию недоимки по налогам, пеням и налоговым санкциям.

Как указал суд, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (пеней) сам по себе не влечет изменения порядка исчисления срока на бесспорное взыскание недоимки, в течение которого налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств и выставить инкассовое поручение на его перечисление в бюджет, как это предусмотрено ст. 46 НК РФ.

Суд установил, что налоговым органом пропущен срок выставления требования об уплате налога и пени, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, что повлекло несвоевременное принятие решения о взыскании налога и пени в бесспорном порядке.

Таким образом, решения о взыскании денежных средств со счетов в банках и о приостановлении операций по счетам приняты с нарушением установленных сроков на бесспорное взыскание, в связи с чем не подлежат исполнению в силу п. 3 ст. 46 НК РФ.

На основании изложенного суд кассационной инстанции поддержал позицию налогоплательщика, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 марта 2010 г. по делу N А19-17587/09


Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании